Совершила умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека



Дело № 1- 44/2011

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

п. Октябрьский                                                                                         05 мая 2011 года

Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Соловьевой Н.К.,

с участием государственного обвинителя - зам.прокурора Октябрьского района Пермского края Волковой Н.Э.,

подсудимой Друговой О.В.,

защитника-адвоката Частухина И.А.,

при секретаре Телеповой Н.В.,

а так же потерпевшей ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда <адрес> муниципального района <адрес> материалы уголовного дела в отношении

Друговой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки д. <адрес>, гражданки РФ, невоеннообязанной, имеющей образование 1 класс, незамужней, официально нетрудоустроенной, проживающей в <адрес>, Октябрьского муниципального района <адрес>, задержанной в порядке ст.91 УПК РФ ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.126-128), мера пресечения в виде заключения под стражу избрана ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 143),

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 26-ФЗ),

у с т а н о в и л:

            Другова О.В. совершила умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, в отношении лица, заведомо для виновного, находящегося в беспомощном состоянии, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего при следующих обстоятельствах:

ДД.ММ.ГГГГ, в период с 08 часов 00 минут до 12 часов 10 минут, Другова О.В., будучи в состоянии алкогольного опьянения и, находясь в <адрес> в <адрес>, на почве личной неприязни, в ходе ссоры, имея умысел на причинение своему сожителю ФИО3 тяжкого вреда здоровью, осознавая, что в силу болезненного состояния, ФИО3 находится в беспомощном состоянии (у него имелась мышечная дистрофия и он был инвалидом 2 группы), а именно очень плохо ходит, а в состоянии алкогольного опьянения, практически не мог ходить, и поэтому не может самостоятельно защититься, подвергла его избиению, а именно нанесла многочисленные удары деревянной рукояткой швабры по голове, телу и конечности ФИО3, а всего не менее 6 ударов в область головы ФИО3 и не менее 7 ударов в область правого и левого тазобедренных суставов и правого плеча ФИО3. В результате умышленных действий Друговой О.В., ФИО3 был причинен тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в виде закрытой черепно-мозговой травмы в виде субарахноидальных (под мягкую мозговую оболочку) кровоизлияний в правой затылочной доле и в левой теменной области, ушиба головного мозга, кровоизлияний в веществе головного мозга в правой затылочной доле и левой теменной области, ушибленных ран теменной области слева и нижней губы, кровоизлияний в мягкие ткани левой теменной области, правой заушной области, кровоподтеков верхней и нижней губ, при явлениях отека головного мозга с дислокацией (смещением) стволовых отделов головного мозга в большое затылочное отверстие. От полученных телесных повреждений ФИО3 скончался в указанном доме в последующие несколько часов.

Кроме того, ФИО3 также были причинены кровоподтеки наружной поверхности тазобедренных суставов справа и слева, которые не влекут за собой кратковременного расстройства здоровья и (или) незначительной стойкой утраты трудоспособности, поэтому как вред здоровью не квалифицируются.

Подсудимая Другова О.В. вину в совершенном общественно-опасном деянии признала полностью и от дачи показаний в судебном заседании отказалась на основании ст.51 Конституции РФ.

Подсудимая Другова О.В. допрошенная в ходе предварительного следствия, показания оглашены в порядке п.3 ч.1 ст.276 УПК РФ пояснила, что с 1998 года совместно проживала с ФИО3. Они иногда ссорились, но ФИО3 ее никогда не бил и не угрожал. ДД.ММ.ГГГГ в ходе распития спиртных напитков у них с ФИО3 произошла ссора. В ходе которой она взяла швабру и стала рукояткой данной швабры наносить удары по телу ФИО3. Сначала ударила раз 5 по задней части тела, а затем не менее 3 раз ударила по голове в область затылка. Во время нанесения ударов ФИО3 сидел на диване и после ударов ФИО3 стал падать на пол. Через час она обратила внимание, что ФИО3 умирает, попыталась сделать ему искусственное дыхание, облила холодной водой. Руками и ногами она ФИО3 не била. Она понимала, что ФИО3 практически не ходил, в состоянии алкогольного опьянения мог только ползать. Она понимала, что ФИО3 при избиении был беззащитен, беспомощен. В содеянном раскаивается (т.1 л.д. 122-125; 147-150; 154-157).

Данные показания подсудимая Другова О.В. подтвердила при проведении проверки показаний на месте (т.1 л.д.130-139).

Суд показания подсудимой Друговой О.В., данные в ходе предварительного следствия признает правдивыми. Данные показания последовательные, логичные и подтверждаются заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, признавая показания подсудимой Друговой О.В., данные в ходе предварительного следствия допустимыми доказательствами, принимает их за основу при постановлении приговора.

            Кроме признательных показаний подсудимой Друговой О.В., ее вина подтверждается показаниями потерпевшей ФИО5, свидетелей: ФИО6, ФИО7, ФИО4, ФИО8, ФИО9.

Потерпевшая ФИО5 суду пояснила, что ФИО3 приходится ей сыном. Сын сожительствовал с Друговой О.В. около 12 лет. Другова О.В. и ранее избивала сына разными предметами. Но сын с заявлениями в милицию не обращался. Сын по состоянию здоровья плохо ходил и нуждался в помощи Друговой О.В.. ДД.ММ.ГГГГ она приезжала к ним в гости. Сын был избитый. Как он пояснил, что его побила Другова кочергой. Сын просил ее забрать его с собой, так как боялся Друговой О.В., говорил, что Другова О.В. его все равно убьет. На следующий день она уехала, а ДД.ММ.ГГГГ от сотрудников милиции узнала, что сын - Юрий умер. После случившегося Другова О.В. просила у нее извинения, при этом она пояснила, что Юрия избила она, так как была в состоянии алкогольного опьянения.

Свидетель ФИО6, допрошенная в ходе предварительного следствия, показания оглашены в порядке ч.1 ст.281 УПК РФ, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она узнала, что ФИО3 умер. Ранее ФИО3 и Другова О.В. систематически употребляли спиртные напитки, часто ссорились между собой. В ходе ссор Другова О.В. избивала ФИО3. У ФИО3 были больные ноги и он плохо передвигался по дому (т.1 л.д. 97-99).

Свидетель ФИО7, допрошенный в ходе предварительного следствия, показания оглашены в порядке ч.1 ст.281 УПК РФ, дал аналогичные показания (т.1 л.д.100-103; 104-106).

Свидетель ФИО4, допрошенный в ходе предварительного следствия, показания оглашены в порядке ч.1 ст.281 УПК РФ, пояснил, что ФИО3 и Другова О. проживали по соседству с ним. ФИО3 был инвалидом и в состоянии алкогольного опьянения не мог передвигаться на ногах, он только мог ползать на четвереньках. Он знает, что Другова О. избивала ФИО3, а ФИО3 Другову О. не бил (т.1л.д. 107-110).

Свидетель ФИО8, допрошенная в ходе предварительного следствия, показания оглашены в порядке ч.1 ст.281 УПК РФ, пояснила, что ФИО3 и Другова О. систематически употребляли спиртные напитки, часто ссорились между собой. У Трясцина были больные ноги и он плохо передвигался ( т.1 л.д. 111-113).

Свидетель ФИО9, допрошенный в ходе предварительного следствия, показания оглашены в порядке ч.1 ст.281 УПК РФ, пояснил, что работает фельдшером в <адрес>. ФИО3 состоял на диспансерном учете у невролога, имел вторую группы инвалидности. В связи с этим ФИО3 плохо передвигался на ногах. От матери ФИО3 он слышал, что Другова О.В. избивает ФИО3 (т.1 л.д. 114-117).

Также вина подсудимой Друговой О.В. подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, а именно том 1: л.д. 22-34 - протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, которым был осмотрен дом по адресу: <адрес>. В ходе которого был обнаружен труп ФИО3 с телесными повреждениями и изъяты рукоятка от швабры, щетка от швабры, камуфляжная куртка, кочерга, тряпка, срез с пола; л.д. 37-53 - заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого смерть гражданина ФИО3 наступила в результате закрытой черепно-мозговой травмы в виде субарахноидальных (под мягкую мозговую оболочку) кровоизлияний в правой затылочной доле и в левой теменной области, ушиба головного мозга, кровоизлияний в веществе головного мозга в правой затылочной доле и левой теменной области, ушибленных ран теменной области слева и нижней губы, кровоизлияний в мягкие ткани левой теменной области, правой заушной области, кровоподтеков верхней и нижней губ, при явлениях отека головного мозга с дислокацией (смещением) стволовых отделов головного мозга в большое затылочное отверстие, что подтверждается характерной патоморфологической картиной установленной при исследовании трупа и результатами лабораторных исследований. Анализ результатов судебно-медицинского исследования трупа гр. ФИО3 с гистологическим изучением внутренних органов дает основание заключить, что у пострадавшего имелись следующие прижизненные телесные повреждения механического происхождения: закрытая черепно-мозговая травма, осложненная отеком головного мозга и дислокационным синдромом в виде: ушибов и кровоизлияний мягких тканей левой теменной и правой заушной областей, ушибленных ран теменной области слева и нижней губы; субарахноидальных (под мягкую мозговую оболочку) кровоизлияний в правой затылочной доле и в левой теменной области; ушиба головного мозга, кровоизлияний в веществе головного мозга в правой затылочной доле и левой теменной областях; кровоподтеки наружной поверхности правого и левого тазобедренных суставов, правого плеча. Черепно-мозговая травма в виде ушиба головного мозга, кровоизлияний под оболочки и в вещество головного мозга, ушибов, кровоподтеков и кровоизлияний в мягкие ткани головы, осложненная отеком головного мозга с развитием дислокационного синдрома, согласно приказу Минздравсоцразвития РФ н от ДД.ММ.ГГГГ, применительно к живым лицам, квалифицируются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Установленные при исследовании трупа кровоподтеки наружной поверхности тазобедренных суставов справа и слева не влекут за собой кратковременного расстройства здоровья и (или) незначительной стойкой утраты трудоспособности, поэтому согласно приказу Минздравсоцразвития РФ н от ДД.ММ.ГГГГ, как вред здоровью не квалифицируются. Установленные повреждения, судя по количеству, характеру патоморфологическим свойствам образовались, одно вслед за другим, при жизни потерпевшего, в результате многократных, не менее шести, ударных и плотно-скользящих воздействий твердыми тупыми предметами в область головы, не менее семи ударных воздействий твердыми тупыми предметами в область правого и левого тазобедренных суставов и правого плеча. Установленные повреждения не содержат признаков, которые позволяли бы определить точный вид действовавшего твердого тупого предмета (-ов) и конкретные условия образования травм. Тем не менее, удлиненная форма кровоподтеков в области наружной поверхности правого тазобедренного сустава указывает на то, что длина воздействовавшего твердого тупого предмета, преобладала над шириной, что допускает возможность использования в качестве орудия травматизации, предоставленные для обозрения предметы изъятые с места происшествия (деревянную палку и кочергу). Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание количество, локализацию повреждений (на различных частях тела, в разных плоскостях), вероятность образования их при однократном падении пострадавшего из положения, стоя на плоскости, следует исключить. При исследовании трупа не установлено повреждений не совместимых с жизнью, которые однозначно способны повлечь смерть потерпевшего непосредственно после их нанесения. Учитывая патоморфологические и гистологические признаки повреждений головного мозга, смерть потерпевшего могла наступить в течение нескольких часов после нанесения ему черепно-мозговой травмы, в результате развившегося отека головного мозга с дислокационным синдромом. Учитывая характер и тяжесть повреждений, после образования черепно-мозговой травмы, пострадавший, возможно, мог совершать активные физические действия, при этом способность его к активным физическим действиям могла быть ограничена тяжестью полученных повреждений. Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, при судебно-химическом исследовании крови и мочи от трупа ФИО3, установлено наличие этилового алкоголя в крови 2,7%о, в моче 4,5%о, что применительно к живым лицам соответствует сильной степени алкогольного опьянения; л.д. 62-66 - заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого кровь ФИО3 и Друговой О.В. разные по группам. В смыве с лица Друговой О.В., на срезах ногтей с рук Друговой О.В. обнаружена кровь, видовую принадлежность которой определить не удалось. На срезах ногтей с рук ФИО3, в смыве с левой руки Друговой О.В., на тряпке, куртке, жилете (в уголовном деле подкладе куртки), срезе с пола, палке (рукоятке швабры), обнаружена кровь, которая могла произойти от ФИО3, и не получено данных за происхождение этой крови от Друговой О.В.; л.д. 75-76 - протоколом осмотра предметов, которым были осмотрены камуфляжная куртка, тряпка, срез с пола, кочерга, рукоятка швабры, щетка от швабры, изъятые в ходе осмотра места происшествия; л.д. 96 - выпиской из медицинской карты ФИО3, согласно которой он является инвалидом 2 группы с диагнозом мышечная дистрофия; л.д.121 - протоколом явки с повинной Друговой О. В., в котором она показала, что ДД.ММ.ГГГГ она в доме по адресу: <адрес> подвергла избиению сожителя ФИО3 рукояткой швабры, ударив его ею раза 3 по голове и раз 5 по телу. В результате ФИО3 скончался примерно через 1 час в указанном доме; л.д. 130-134 - протоколом проверки показаний на месте Друговой Ольги Викторовны от ДД.ММ.ГГГГ, в котором она подтвердила ранее данные ею показания в качестве подозреваемой, и на месте (в доме по адресу: <адрес>) показала и продемонстрировала, как она подвергла избиению ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ.

            Исследовав приведенные доказательства и оценив их в совокупности, суд находит вину подсудимой Друговой О.В. доказанной.

Судом установлено, что подсудимая Другова О.В., на почве личной неприязни, в ходе ссоры, умышленно с целью причинения тяжкого вреда здоровью и, осознавая, что ФИО3 находится в беспомощном состоянии и что он не сможет защититься, оказать сопротивление, подвергла его избиению. В ходе которого нанесла многочисленные удары рукояткой швабры по голове, телу и конечности ФИО3, а всего не менее 6 ударов в область головы ФИО3 и не менее 7 ударов в область правого и левого тазобедренных суставов и правого плеча ФИО3, причинив последнему, тяжкий вред здоровью опасный для жизни человека, от которого ФИО3 скончался. Наличие в действиях подсудимой Друговой О.В. умысла, направленного на причинение тяжкого вреда здоровью, свидетельствует нанесение множественных ударов рукояткой швабры по различным частям тела, в том числе и в жизненно важный орган человека - голову.

Суд действия подсудимой Друговой О.В. квалифицирует по ч.4 ст.111 УК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 26-ФЗ) как «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, в отношении иного лица, заведомо для виновного, находящегося в беспомощном состоянии, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего».

           Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимой Друговой О.В., суд признает явку с повинной, полное признание вины, активное способствование раскрытию и расследованию преступления.

           Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимой Друговой О.В., судом не установлено.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного Друговой О.В. преступления, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, личность виновной, характеризующейся по месту жительства с отрицательной стороны: нигде не работающей, злоупотребляющей спиртными напитками, по характеру очень агрессивная.

В то же время исходя из необходимости соответствия характера и степени общественной опасности преступления обстоятельствам его совершения, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания содеянному, суд считает, что исправление и перевоспитание подсудимой невозможно без изоляции от общества.

Суд не находит оснований для применения к подсудимой положений ст.73 УК РФ.

Суду не представлено исключительных обстоятельств, позволяющих применить ст.64 УК РФ.

Вещественные доказательства: камуфляжную куртку, тряпку, срез с пола, кочергу, рукоятку от швабры, щетку от швабры - следует уничтожить.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 307-309 УПК РФ, суд

                                         п р и г о в о р и л:

Признать Другову <данные изъяты> виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 26-ФЗ) и назначить ей наказание в виде 7 (семи) лет лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Срок отбытия наказания Друговой О.В. исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.

Зачесть в срок отбытия наказания Друговой О.В. время нахождения под стражей со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Меру пресечения Друговой О.В. до вступления приговора в законную силу оставить прежнюю - заключение под стражей.

Вещественные доказательства: камуфляжную куртку, тряпку, срез с пола, кочергу, рукоятку от швабры, щетку от швабры - уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденной, содержащейся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ей копии приговора.

           В случае подачи кассационной жалобы осужденная вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий:                                     Н.К. Соловьева