Дело№ 11-1/11 РЕШЕНИЕ Октябрьский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Частухиной Г.Г, с участием представителя истца ООО «<данные изъяты>» Перминовой <данные изъяты>., при секретаре Дильмухаметовой Х.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по апелляционной жалобе на решение мирового судьи по делу по иску ООО «<данные изъяты>» к ФИО2 о взыскании задолженности, УСТАНОВИЛ: ООО «<данные изъяты>» обратилось к мировому судье с иском к ФИО2 о взыскании задолженности за предоставленную коммунальную услугу по теплоснабжению. В обоснование своих требований указали, что ФИО1 проживает в жилом помещении, имеющем центральное отопление, в <адрес>. ООО «<данные изъяты>» осуществляет теплоснабжение населения через присоединенную сеть. Данная коммунальная услуга оказывалась ФИО1 При этом, в нарушение <данные изъяты> кодекса РФ и Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ответчиком не произведена оплата коммунальной услуги по теплоснабжению за октябрь-декабрь 2009 года и январь- июль 2010 года. Ответчик неоднократно предупреждался о необходимости погашения задолженности по оплате коммунальной услуги, в том числе, ему направлялись письменные требования, но до настоящего времени сумма задолженности не погашена. Просят взыскать с ФИО1 задолженность по оплате предоставленных услуг по теплоснабжению в сумме <данные изъяты> копейки и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1215 рублей 65 копеек. Представитель истца Перминова <данные изъяты>. исковые требования поддержала и дала пояснения, содержащиеся в исковом заявлении. Ответчик ФИО1 в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что считает завышенной предъявленную плату за пользование услуги по теплоснабжению. Решением мирового судьи судебного участка № 105 Октябрьского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ООО «<данные изъяты>» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате за предоставленные услуги по теплоснабжению в сумме 33 854 рубля 94 копейки и расходов по оплате государственной пошлины удовлетворены. Не согласившись с решением мирового судьи, ответчик ФИО1 подал апелляционную жалобу, согласно доводам которой он, не оспаривая сам факт получения коммунальной услуги по теплоснабжению, оспаривает размер взыскиваемой с него суммы. По его мнению, размер платы за теплоснабжение необоснованно завышен, поскольку договор между ним и теплоснабжающей организацией ООО «<данные изъяты>» заключен не был, тарифы на теплоснабжение, в нарушение действующего законодательства, установлены не органами местного самоуправления, а распоряжениями директора ООО «<данные изъяты>». В связи с этим просит решение мирового судьи отменить. Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Телефонограммой на доводах жалобы настаивал. Представитель истца Перминова <данные изъяты>. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, исковые требования поддержала и дала пояснения, содержащиеся в исковом заявлении. Заслушав объяснения представителя истца, изучив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению частично, а решение мирового судьи - изменению. В силу ч.1 и 2 ст. 153 ГПК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. На основании ч. 3 и 4 ст. ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Согласно свидетельству о государственной регистрации права, ФИО1 является собственником части 1 -этажного деревянного жилого дома, состоящей из квартиры, находящейся по адресу <адрес>1. Свидетельство выдано ДД.ММ.ГГГГ, (л.д.11). ООО «<данные изъяты>» является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке, о чем имеются свидетельства о государственной регистрации юридического лица и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (л.д.34-35). Согласно п. 2.1. Устава ООО «<данные изъяты>» одним из видов деятельности Общества является производство и реализация тепловой энергии (л.д.31-33). Для осуществления деятельности по теплоснабжению населения ООО «<данные изъяты>» заключен договор аренды муниципального имущества, предназначенного для бесперебойной подачи тепловой энергии и горячей воды от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на 5 лет. В аренду передается, в том числе, котельная № в <адрес> (л.д. 36-38). В силу ч.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. На основании ч.1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса. На листах дела 8-9 имеются письма - уведомления, направленные ООО «<данные изъяты>» в адрес ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ об имеющейся задолженности. Исходя из имеющихся в деле документов следует, что ФИО1, являясь собственником жилого помещения, пользовался коммунальной услугой по теплоснабжению жилого помещения. Несмотря на то, что договор на оказание услуги с ним заключен не был, в соответствие с действующими нормами гражданского законодательства, он считается заключенным с момента фактического подключения абонента к присоединенной сети. Согласно ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, в редакции, действовавшей в период возникновения задолженности по оплате коммунальной услуги, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Поскольку приборы учета у потребителя отсутствовали, расчет платы за предоставление коммунальной услуги по теплоснабжению должен быть произведен исходя из нормативов потребления коммунальной услуги и тарифов, утвержденных в установленном порядке. Полномочия органов местного самоуправления поселений установлены ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЗ. Кроме данных полномочий, согласно ч.2 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЗ, органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Таким образом, действующим на момент возникновения спорных правоотношений законодательством была предусмотрена возможность установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе услуг по теплоснабжению, органами местного самоуправления. В 2009 году на территории Октябрьского городского поселения, куда входит <адрес>, действовали нормативы потребления тепловой энергии, установленные Решением Думы Октябрьского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативах потребления коммунальных услуг на территории Октябрьского городского поселения» (в редакции Решения Думы Октябрьского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №). В соответствии с приложением к указанному решению норматив потребления коммунальной услуги по отоплению жилого помещения составлял 0,030 г/калорий на квадратный метр (л.д.16-18). Решением Думы Октябрьского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в решение Думы от ДД.ММ.ГГГГ №» «О нормативах потребления коммунальных услуг на территории Октябрьского городского поселения» в Решение № внесены изменения, в соответствии с которыми изменены нормативы потребления теплоснабжения. При этом для одноэтажных домов <адрес> до 1999 года постройки норматив потребления коммунальной услуги по отоплению составил 0,0346 г/калорий в месяц. Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО5 к ООО «<данные изъяты>», Думе Октябрьского городского поселения, администрации Октябрьского городского поселения о признании недействительными распоряжений и Решения Думы, Решение Думы Октябрьского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ в части установления норматива потребления тепловой энергии для 1-этажных жилых домов до 1999 года постройки по котельной <адрес>, было признано недействительным. Решение суда в данной части вступило в законную силу. (л.д. ). Таким образом, в связи с отменой Решения Думы № в части установления повышенных нормативов потребления тепловой энергии и отсутствием иного Решения Думы, для расчета платы за теплоснабжение в 2010 году должны быть применены ранее установленные нормативы, действовавшие в 2009 году. Тарифы на тепловую энергию на 2009 год были установлены Постановлением Региональной энергетической комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-т и составляют по котельной <адрес>- 2086 рублей 11 копеек за г/калорию. С ДД.ММ.ГГГГ тарифы установлены Постановлением Региональной энергетической комиссией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-т и составляют по котельной <адрес> <данные изъяты> копеек. С ДД.ММ.ГГГГ действовали тарифы на тепловую энергию, установленные Постановлением региональной энергетической комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-т, которые составляли <данные изъяты> копеек за г/калорию (л.д.22-23). Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее-Правила предоставления коммунальных услуг). В силу п.п. 15,19 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Согласно подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг размер платы за отопление рассчитывается путем произведения площади жилого помещения, норматива потребления коммунальной услуги и установленного тарифа на теплоснабжение. Как следует из представленных истцом документов: расчетов (л.д. 12), распоряжения ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, приказа Октябрьского муниципального унитарного коммунального предприятия «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжений ООО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ плата граждан за отопление с учетом установленных нормативов рассчитывалась за октябрь- декабрь 2009 года исходя из <данные изъяты> рублей в месяц, с января по март 2010 года исходя из <данные изъяты> рублей, с апреля по июль исходя из <данные изъяты> рублей, (л.д. 15, 21, 27, 29). Таким образом, с учетом площади жилого помещения ФИО1 за октябрь- декабрь 2009 года плата за теплоснабжение рассчитана в сумме <данные изъяты> рублей ежемесячно, с января по март 2010 года в сумме <данные изъяты> рублей ежемесячно, с апреля по июль в сумме <данные изъяты> рублей ежемесячно. Решением Октябрьского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО5 к ООО «<данные изъяты>», Думе Октябрьского городского поселения, администрации Октябрьского городского поселения о признании недействительными распоряжений и Решения Думы, распоряжение директора ООО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжение директора ООО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ в части установления тарифа на теплоснабжение для жилых домов <адрес> были признаны недействительными, в связи с чем начисление платы за теплоснабжение с учетом данных распоряжений является необоснованным. В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", действовавшего на момент спорных правоотношений государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) (далее также - тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, с выделением предельных уровней тарифов на электрическую энергию для населения. Указанные предельные уровни тарифов могут быть установлены на срок более одного года, с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. В случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифы на электрическую энергию для населения установлены на уровне выше максимального или ниже минимального уровня с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо указанные тарифы на электрическую энергию не приведены в соответствие с предельными уровнями тарифов на электрическую энергию для населения после их изменения федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, применению на территории субъекта Российской Федерации до момента установления тарифов в соответствии с законодательством Российской Федерации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации подлежит установленный федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельный максимальный уровень тарифа на электрическую энергию для населения с учетом особенностей ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением. Целями государственного регулирования тарифов, в соответствии со ст.З Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" является защита экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов. При этом теплоснабжение, как публичная услуга, является одной из важных составляющих права на жилище и комфортные условия проживания в нем. Приказом Федеральной службой по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ №-э/2 установлена максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию на 2009 год в <адрес> в размере 127,2%. Таким образом, в соответствии с действующим на момент возникновения задолженности законодательством, были установлены предельно допустимые изменения тарифов, и, соответственно, платы за полученную тепловую энергию, что обусловлено необходимостью недопущения монопольного повышения цен на тепловую энергию для потребителей. При этом цена на тепловую энергию является государственно регулируемой и не может взиматься без учета предельных значений ее повышения. Согласно имеющимся в материалах дела выпискам из лицевого счета ФИО1 в 2008 году ежемесячная плата за отопление составляла <данные изъяты> рублей. В 2009 году ежемесячная плата за отопление составила <данные изъяты> рублей, что находится в пределах установленного роста тарифов, то есть, не превышает 127, 2% по отношению к 2008 году (л.д.104-107) Приказом Федеральной службы по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ №-э/З установлена максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию на 2010 год в <адрес> в размере 117,6 %. Согласно выпискам из лицевого счета ФИО1, (л.д.105) ежемесячная плата за отопление в 2010 году оставила <данные изъяты> рублей. Между тем, исходя из предельно допустимого роста тарифов, размер платы не должен был составлять более <данные изъяты> рублей (2034, 19 *117,6% /100 %). Учитывая, что приказы ООО «<данные изъяты>» в части, устанавливающей размер платы за отопление по <адрес>, которые служили основанием для начисления платы ФИО1, отменены судом, а также тот факт, что взыскиваемый за 2010 год ежемесячный размер платы за теплоснабжение значительно превышает максимальный уровень роста тарифов на теплоснабжение, суд считает, что представленный истцом расчет взыскиваемых сумм не является законным и обоснованным. Кроме этого, как следует из выписки лицевого счета ФИО1 по оплате жилищно-коммунальных услуг, в 2009 году ему за оказанные коммунальные услуги было начислено <данные изъяты> рублей, уплачено им было <данные изъяты> рублей, задолженности по текущим платежам в 2009 году у ФИО1 не возникло, (л.д.106) Следовательно, в удовлетворении требований о взыскании задолженности по теплоснабжению за октябрь-декабрь 2009 года истцу следует отказать. Из анализа лицевого счета ФИО1 по оплате жилищно-коммунальных услуг за 2010 год следует, что ему за год начислено <данные изъяты> рублей 05 копеек за предоставленные коммунальные услуги, оплачено им <данные изъяты> рублей 40 копеек.(л.д.105) С учетом изложенного выше, плата за теплоснабжение ФИО1 за январь-июль 2010 года подлежит расчету исходя из <данные изъяты> копейки ежемесячно, а всего за период с января по июль 2010 года в сумме <данные изъяты> рублей 47 копеек (<данные изъяты>). При этом, согласно расчету взыскиваемой суммы, сделанному истцом, за указанный период ответчиком уплачено за теплоснабжение <данные изъяты> рублей 20 копеек. Таким образом, за вычетом уплаченных сумм, задолженность истца по теплоснабжению составляет <данные изъяты> рублей 27 копеек. В соответствии с ч.1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ и подпунктом «з» п.52 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги. Решением мирового судьи судебного участка № 105 Октябрьского муниципального района Пермского края при рассмотрении дела обоснованно был сделан вывод о том, что ответчик обязан, в силу действующего законодательства и фактически заключенного договора энергоснабжения вносить плату за теплоснабжение. Однако, при расчете задолженности ФИО1 не были применены нормы материального права, подлежащие применению, что привело к вынесению решения о взыскании с ответчика сумм задолженности, не обоснованных нормами действующего законодательства. В силу 328 ГПК РФ суд считает необходимым изменить решение мирового судьи и принять новое решение о частичном удовлетворении исковых требований ООО «Тепломонтаж» и взыскать с ФИО1 задолженность по оплате за предоставленные коммунальные услуги по теплоснабжению в сумме <данные изъяты> рублей 27 копеек, в остальной части исковых требовании - отказать. В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина соразмерно удовлетворенным исковым требованиям в сумме 400 рублей. На основании ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Решение мирового судьи судебного участка № 105 Октябрьского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску ООО «<данные изъяты>» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате за предоставленные коммунальные услуги по теплоснабжению и расходов по оплате государственной пошлины изменить. Взыскать с ФИО1 в пользу Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» задолженность по оплате за предоставленные услуги по теплоснабжению в сумме <данные изъяты>) 27 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 рублей. В остальной части исковых требований Обществу с ограниченной ответственностью С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ. «Тепломонтаж» - отказать. Председательствующий: подпись Г.Г. Частухина Верно. Судья:
Именем Российской Федерации
п. Октябрьский 04 мая 2011 года