Признание незаконным бездействий



Дело № 2-623/10 РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

п. Октябрьский 05 августа 2010 года

Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Частухиной Г. Г.,

с участием прокурора Семаковой В.В.,

представителя администрации Октябрьского муниципального района Пермского края Шестаковой Н. В.,

при секретаре Хамиевой З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский дело по заявлению прокурора Октябрьского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального района о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд с иском к администрации Октябрьского муниципального района Пермского края с требованиями о признании незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района Пермского края по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в МОУ «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа» нарушений указанных в экспертном заключении Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от 30.03.2010 г. № 86 «О несоответствии санитарным правилам объектов хозяйственной деятельности и иной деятельности, работ, услуг» и обязывании администрации Октябрьского муниципального района Пермского края устранить допущенные нарушения по финансированию затрат, направленных на устранение в МОУ «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа» нарушений указанных в экспертном заключении Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от 30.03.2010 г. № 86 «О несоответствии санитарным правилам объектов хозяйственной деятельности и иной деятельности, работ, услуг».

В обоснование своих требований указал, что распоряжением председателя комитета по управлению имуществом администрации Октябрьского района Пермской области от 01.10.1999 года № 20 за МОУ «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа» закреплено на праве оперативного управления муниципальное имущество, в том числе здание школы и котельной по адресу: д. Большой Сарс Октябрьского района Пермского края. В ходе осуществления надзорных мероприятий было установлено, что МОУ «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа» не имеет лицензии на право осуществления образовательной деятельности, поскольку срок лицензии на право осуществления образовательной деятельности истек 10.02.2010 года.

Согласно экспертного заключения от 30.03.2010 года № 86 Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» МОУ «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа» не соответствует требованиям санитарных правил СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.2.2/2,4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся а общеобразовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования», в том числе в МОУ «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа» отсутствует гардероб, кабинеты химии, физики, биологии не имеют лаборантских, в этих же кабинетах не установлены умывальники, отсутствует туалет для персонала, помещения начальных классов, кабинеты химии, физики и домоводства не обеспечены холодным и горячим водоснабжением.

Несмотря на то, что в марте 2010 года в деятельности МОУ «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа» надзорным органом выявлены нарушения требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства и у учреждения отсутствует лицензия на право осуществления образовательной деятельности, до настоящего времени администрация Октябрьского муниципального района, как учредитель в нарушении обязанности, возложенной на неё нормативными правовыми и иными актами, не приняла действенных мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений указанных, в том числе в экспертном заключении Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от 30.03.2010 г. № 86.

Просит признать незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района Пермского края по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в МОУ «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа» нарушений, указанных в экспертном заключении Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от 30.03.2010 г. № 86 «О несоответствии санитарным правилам объектов хозяйственной деятельности и иной деятельности, работ, услуг» и обязать администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края устранить допущенные нарушения по финансированию затрат, направленных на устранение в МОУ «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа» нарушений, указанных в экспертном заключении.

В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал и изложил доводы, указанные в заявлении.

Представитель ответчика - администрации Октябрьского муниципального района Пермского края с требованиями прокурора не согласилась и пояснила, что МОУ «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа» является юридическим лицом, финансирование уставной деятельности которого рассчитывается исходя из федеральных нормативов и нормативов Пермского края и утверждается Земским Собранием Октябрьского муниципального района. В 2009 и 210 году до МОУ были доведены лимиты и ассигнования, в том числе на содержание имущества, капитальный и текущий ремонт здания, поэтому доводы прокурора о бездействии администрации по финансированию МОУ «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа» безосновательны. Администрация Октябрьского муниципального района Пермского края является самостоятельным юридическим лицом и в состав расходов администрации не входит содержание муниципальных образовательных учреждений, поэтому полагает, что иск предъявлен не надлежащему ответчику. Также полагает, что истцом пропущен трехмесячный срок для обращения с заявлением в суд об оспаривании действий (бездействий) органов местного самоуправления, поскольку санитарно-эпидемиологическое заключение было выдано 01 апреля 2010 года.

Представитель 3 лица в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен.

Заслушав стороны, изучив представленные в суд материалы, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод…

В силу ст. 2 Конституции РФ обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе детей.

В силу части 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В соответствии с пунктом 11 части 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 11 части 1 ст. 12 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края, принятого решением Земского Собрания Октябрьского района от 06.06.2005 года № 225, организация предоставления начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории Октябрьского муниципального района относится к вопросам местного значения Октябрьского муниципального района. Аналогичная норма закреплена в п.1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании».

Финансирование муниципальных учреждений, согласно пункту 3 части 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края администрация Октябрьского муниципального района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции, наделенный в соответствии с Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Октябрьского муниципального района.

В соответствии с пунктом 21 части 2 ст. 27.1 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края в рамках исполнительно-распорядительных функций администрация Октябрьского района осуществляет обеспечение организации, содержания и развития муниципальных образовательных учреждений.

Распоряжением комитета по управлению имуществом администрации Октябрьского района Пермской области №20 от 01 октября 1999 года за Муниципальным общеобразовательным учреждением «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа» на праве оперативного управления закреплено здание школы и котельной, что подтверждается актом приема-передачи в оперативное управление имущества л.д.11,12-13).

Согласно п. 1.2 Устава МОУ «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа», утвержденного постановлением главы Октябрьского муниципального района Пермского края от 01.02.2007 года № 56, учредителем данного учреждения является муниципальное образование Октябрьский район в лице администрации Октябрьского муниципального района л.д.29-39).

В силу п. 2 ст. 120 ГК РФ МОУ «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа» является муниципальным бюджетным учреждением, которое финансируется собственником (учредителем).

Согласно пункта 7.1 Устава МОУ «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа» финансирование основной уставной деятельности Школы осуществляется учредителем на основе нормативов Пермского края, которые определяются Законодательным Собранием Пермского края в расчете на одного обучающегося общеобразовательного учреждения по определенной методике и должно обеспечивать, в том числе формирование и развитие материально-технической базы, необходимой для реализации в полном объеме образовательных программ...

Согласно п.7.4 Устава Школа обязана ежегодно в установленном порядке представлять отчет Учредителю о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств.

Таким образом, Учредителем МОУ «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа» является муниципальное образование Октябрьский район в лице администрации Октябрьского муниципального района, которое также осуществляет финансирование указанного учреждения.

В этой связи несостоятельны доводы ответчика о том, что администрация Октябрьского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу.

Согласно представленных документов срок лицензии на право осуществления образовательной деятельности МОУ «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа» истек 10 февраля 2010 года л.д.14).

Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, регламентируется Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 277.

В силу пункта «б» пункта 8 названного Положения одним из лицензионных требований для получения соответствующей лицензии необходимо наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, помещения для работы медицинских работников, питания обучающихся и воспитанников) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям.

Согласно санитарно-эпидемиологического заключения от 01.04.2010 г. № 59.01.01.000.М.000093.04.10, выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека МОУ «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа» не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»; СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования» л.д.16).

Согласно экспертного заключения от 30.03.2010 г. № 86 Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» МОУ «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа» не соответствует требованиям санитарных правил: пп. 2.2.3, 2.2.4, 2.2.5, 2.2.7, 2.2.9: 2.3.5, 2.3.14, 2.3.20, 2.3.23, 2.3.24, 2.4.2, 2.4.3, 2.5.1, 2.7.5, 2.3.25, 2.9.18 СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», пп. 6.1, 9.6 СанПиН 2.2.2/2,4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», пп. 2.5, 5.10, 3.4, 5.7, 5.4, 5.13, 5.15, 6.5, 6.8, 6.25, 6.26, 14.5, 4.10, 13.2, 14.2, 14.7, 14.9, 14.11 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования» л.д.17-20).

Согласно вышеуказанного экспертного заключения в МОУ «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа», в том числе отсутствует гардероб (п. 2.3.5 СанПиН 2.4.1178-02), кабинеты химии, физики, биологии не имеют лаборантских (п. 2.3.14 СанПиН 2.4.2.1178-02), в этих же кабинетах не установлены умывальники (п. 2.3.24 СанПиН 2.4.1178-02), отсутствует туалет для персонала (п. 2.3.23 СанПиН 2.4.1178-02), помещения начальных классов, кабинеты химии, физики и домоводства не обеспечены холодным и горячим водоснабжением (п. 2.7.5 СанПиН 2.4.1178-02).

Основной причиной неисполнения требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства, как следует из объяснения директора МОУ «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа» Салимова А.Р. л.д.41), является отсутствие должного финансирования со стороны Учредителя, а именно администрации Октябрьского муниципального района.

МОУ «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа», не исполняя требования норм санитарно-эпидемиологического законодательства, не может создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Таким образом, бездействием органа местного самоуправления затрагиваются права неопределенного круга лиц - обучающихся в образовательном учреждении, их законных представителей.

Из пояснений представителя ответчика следует, что на содержание имущества, текущий и капитальный ремонт здания МОУ «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа» были выделены в 2009 году - 418,8 тысяч рублей, в 2010 году - 430,6 тысяч рублей, дополнительно выделено на ремонт освещения 70,08 рублей, однако представителем ответчика не представлено доказательств того, что указанные денежные средства предоставлялись именно на выполнение работ, указанных в экспертном заключении Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от 30.03.2010 г. № 86.

Несмотря на то, что в марте 2010 года в деятельности МОУ «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа» надзорным органом выявлены нарушения требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства, у учреждения отсутствует лицензия на право осуществления образовательной деятельности, до настоящего времени администрация Октябрьского муниципального района, как учредитель, в нарушении обязанности, возложенной на неё вышеуказанными нормативными правовыми и иными актами, определяющими её полномочия, не приняла действенных мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений указанных в экспертном заключении Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от 30.03.2010 г. № 86.

Указанный факт подтверждается ответом районного управления образования администрации Октябрьского муниципального района Пермского края от 22 июля 2010 года, где указано, что на выполнение предписаний Роспотребнадзора требуются дополнительные деньги л.д.40), а также ходатайствами директора МОУ «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа» в адрес начальника районного управления образования от 24 июня 2010 года, 08 июля 2010 года о выделении дополнительных денежных средств на текущий ремонт школы для устранения нарушений, указанных в экспертном заключении Роспотребнадзора л.д.45-48), что свидетельствует о том, что ответчиком должным образом не исполняется обязанность по финансированию учреждения.

Согласно ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии со ст.399 ГК РФ условиями возложения субсидиарной ответственности на собственников (учредителей) государственного учреждения являются: недостаточность находящихся в распоряжении учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредитора, предъявление кредитором требования к основному должнику при отказе в удовлетворении либо отсутствия ответа на предъявленное требование в течение разумного срока; невозможность удовлетворения требования кредитора путем зачета встречного требования к основному должнику.

Таким образом, в соответствии с вышеприведенной правовой нормой на учредителя может быть возложена субсидиарная ответственность при условии недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредитора.

Согласно ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Поскольку ответчиком не представлено доказательств того, что администрацией Октябрьского муниципального района Пермского края исполнена обязанность по финансированию МОУ «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа» в части предоставления финансовых средств на устранение нарушений, указанных в экспертном заключении Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от 30.03.2010 г. № 86, на ответчика следует возложить обязанность по финансированию затрат, направленных на устранение в муниципальном образовательном учреждении «Больше-Сарсинская общеобразовательная школа» нарушений, указанных в экспертном заключении, в объёме, необходимом для выполнения указанных работ.

Доводы ответчика о пропуске предусмотренного ч.1 ст. 256 ГПК РФ срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействий) органов местного самоуправления несостоятельны, поскольку согласно материалов дела нарушения были выявлены прокуратурой Октябрьского района Пермского края в ходе осуществления надзорных мероприятий в июне и июле 2010 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района Пермского края по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в муниципальном образовательном учреждении «Больше-Сарсинская общеобразовательная школа», расположенном по адресу: д. Большой Сарс Октябрьского района Пермского края, нарушений, указанных в экспертном заключении Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от 30.03.2010 г. № 86 «О несоответствии санитарным правилам объектов хозяйственной деятельности иной деятельности, работ, услуг».

Обязать администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края, в случае отсутствия у МОУ «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа» денежных средств, достаточных для выполнения работ, указанных в экспертном заключении Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от 30.03.2010 г. № 86 «О несоответствии санитарным правилам объектов хозяйственной деятельности иной деятельности, работ, услуг», предоставить муниципальному образовательному учреждению «Больше-Сарсинская основная общеобразовательная школа» денежные средства на устранение в муниципальном образовательном учреждении «Больше-Сарсинская общеобразовательная школа» нарушений, указанных в экспертном заключении Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от 30.03.2010 г. № 86 «О несоответствии санитарным правилам объектов хозяйственной деятельности иной деятельности, работ, услуг» в объёме, необходимом для выполнения работ по приведению здания школы в соответствие с экспертным заключением Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от 30.03.2010 г. № 86.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский райсуд в течение 10 дней, начиная с 10 августа 2010 г.

Председательствующий: Г. Г. Частухина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200