РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Октябрьский Пермского края 15 июля 2010 года Октябрьский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Таипова Э.Р., при секретаре Хамиевой З.А., с участием прокурора прокуратуры Октябрьского района Пермского края Миличенко А.В., а также истца - Далогланян ...., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Пермского края в интересах Далогланян ... к администрации Октябрьского муниципального района Пермского края, Министерству финансов Пермского края о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в интересах Далогланян ... с исковым заявлением к администрации Октябрьского муниципального района Пермского края, Министерству финансов Пермского края о предоставлении Далогланян .... вне очереди благоустроенного жилого помещения. Требования прокурора мотивированы тем, что Далогланян .... имеет статус лица из числа детей-сирот, в связи с тем, что его родители: отец - ФИО13 .... умер Дата обезличена года, мать - ФИО14. умерла Дата обезличена года. Постановлением главы администрации ... сельского совета Октябрьского района от 14 августа 2001 года № 93 над Далогланян ... установлена опека. Согласно постановления главы администрации ... сельского совета Октябрьского района от 14.04.2002 года № 3 Далогланян ... поставлен в льготную очередь для получения жилья. Какое-либо жилое помещение, на которое сохранено за Далогланян .... право пользования, отсутствует. В 2004 году Далогланян .... окончил обучение в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Октябрьская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа». В настоящее время Далогланян .... проживает в доме у родственников по адресу .... Таким образом, в настоящий момент Далогланян ...., являясь лицом из числа детей-сирот, не имеет закрепленного или иного жилого помещения. Считает, что Далогланян .... имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм. Обязанность по предоставлению жилого помещения законодательством возложена на органы местного самоуправления за счет средств бюджета Пермского края. Просит обязать администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» предоставить вне очереди Далогланян ... по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм и общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления, а также обязать Министерство финансов Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Далогланян .... Определением суда от 21 июня 2010 года по ходатайству Министерства финансов Пермского края к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство социального развития Пермского края и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. В судебном заседании прокурор Октябрьского района Пермского края на исковых требованиях настаивал, по существу дела изложил доводы, указанные в заявлении, дополнив, что поскольку на день рассмотрения дела в суде в Пермском крае отсутствует закон, предусматривающий передачу органам местного самоуправления государственных полномочий и предоставления субвенций на осуществление таких полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, поэтому надлежащим ответчиком помимо администрации Октябрьского муниципального района Пермского края, является Министерство финансов Пермского края как финансовый орган субъекта РФ. Истец Далогланян ... исковые требования прокурора поддержал в полном объеме и дополнил, что является лицом из числа детей-сирот, поскольку его родители умерли в 2000-2001 годах, состоит в льготной очереди на получение жилья. С момента окончания школы в 2004 году до настоящего времени собственного жилья он не имеет, проживает у своих родственников совместно со своей женой и ребенком. Просит предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение. Ответчик - представитель администрации Октябрьского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, письменных возражений относительно исковых требований не представил. Ответчик - представитель Министерства финансов Пермского края в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в заявлении рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требования прокурора в отношении Министерства финансов Пермского края не согласен. В письменном отзыве, представленном в суд, ответчик указал, что Министерство финансов Пермского края является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку требования прокурора об обязывании произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения не соответствует закону и нарушает бюджетный процесс Пермского края и бюджетные полномочия Министерства финансов Пермского края. Надлежащими ответчиками, по мнению представителя Министерства финансов Пермского края, является администрация Октябрьского муниципального района, поскольку органам местного самоуправления направляются средства, предусмотренные в краевом бюджете на указанные цели и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год. В случае недостаточности выделенных средств, органу местного самоуправления могут быть выделены дополнительные средства. Решение данного вопроса находится в компетенции главного распорядителя средств субсидий - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. Распределение же средств субсидий местным бюджетам осуществляет Министерство социального развития Пермского края. Именно они, по мнению представителя ответчика, должны решать вопросы обеспечения жильем лиц из числа детей- сирот. Ответчик - представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии с письменным отзывом, представленным в судебное заседание, представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края исковые требования к Министерству финансов Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерству социального развития Пермского края не признал, полагая, что обязанность по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот возложена на органы местного самоуправления, поэтому они являются надлежащими ответчиками по делу. Также указали, что перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления на текущий финансовый год. В 2009 году муниципальному образованию «Октябрьский муниципальный район» для приобретения жилья для детей-сирот были перечислены денежные средства в сумме 521 тысячи рублей за счет средств краевого бюджета, а также 419,1 тысяч рублей за счет средств федерального бюджета. Поскольку Министерство финансов Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерство социального развития Пермского края исполнили свои обязательства в части выделения целевых бюджетных средств и передачи полномочий по предоставлению жилых помещений муниципальному образованию, администрация Октябрьского района должна исполнять свои обязательства по осуществлению переданных ему государственных полномочий независимо от каких-либо условий. Ответчик - представитель Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном возражении указал, что Министерство социального развития Пермского края не наделено полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по распределению средств, направляемых на приобретение, строительство жилья детям-сиротам, то есть Министерство социального развития Пермского края является ненадлежащей стороной по рассматриваемому делу. Также из искового заявления не усматривается, какими действиями Министерства нарушены права Далогланян ... Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные отзывы Министерства социального развития Пермского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерства финансов Пермского края, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему: В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939 - 419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трех условий: наличие статуса ребенка - сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Истец Далогланян .... является лицом из числа детей-сирот, поскольку его родители: мать ФИО11 умерла Дата обезличена года, отец ФИО12 умер Дата обезличена года л.д.11-12). Постановлением администрации ... Октябрьского района Пермской области от 14 августа 2001 года, ФИО15 назначена опекуном над несовершеннолетним Далогланян .... л.д.13). Постановлением ... от 14.04.2002 года № 3, Далогланян ...., 1987 года рождения, поставлен на льготную очередь для получения жилья л.д.13). В 2004 году Далогланян .... окончил обучение в образовательном учреждении л.д.15). Согласно сведений ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края», а также Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, за Далогланян .... объектов недвижимости на территории п. Октябрьский и Октябрьского района Пермского края не зарегистрировано л.д.21-22). При изложенных обстоятельствах, истцу невозможно предоставить ранее занимаемое жилое помещение по причине отсутствия такого, какого - либо жилья на праве собственности истец не имеет. Судом установлено, что на момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, Далогланян .... являлся ребенком-сиротой, не достиг 18 лет, жилого помещения, на которое за ним сохранено право пользования не имел в связи с его отсутствием, поэтому суд считает, что в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Далогланян ... имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939 - 419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В силу п.1 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 05.02.2009 года), настоящее Положение определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п.2 Положения, перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - местные бюджеты) осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - органы местного самоуправления) на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края (в настоящее время - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края) платежными поручениями Министерства финансов Пермского края (далее - Министерство финансов) с лицевого счета бюджета Пермского края с кодом "02" (лицевого счета Агентства по строительству и ЖКХ, открытого в Министерстве финансов) на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в целях последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты. В соответствии с п.8. Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья… Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. В соответствии с п.п.4,.5 Положения, органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края (далее - Министерство социального развития) сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласно приложению 1 к настоящему Постановлению. Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья. В соответствии с п.п.12, 13 Положения, Агентство по строительству и ЖКХ представляет в Министерство финансов отчет об использовании средств, субсидий. Также Агентство по строительству и ЖКХ осуществляют контроль за исполнением Положения в части непосредственного предоставления жилых помещений детям-сиротам. Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края. Непосредственное предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159- ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края. Таким образом, приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета. Следовательно, именно администрация муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» обязана приобрести за счет средств бюджета Пермского края и предоставить жилое помещение по договору социального найма Далогланян ... поскольку Министерство финансов Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края исполнили свои обязательства в части выделения целевых бюджетных средств и передачи полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам. При этом, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе условием оплаты Министерством финансов Пермского края расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность, поэтому органы местного самоуправления должны исполнять свои полномочия по осуществлению переданных государственных полномочий независимо от каких-либо условий. Удовлетворение требований прокурора Октябрьского района об обязывании Министерства финансов Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Далогланян ... фактически ставит предоставление жилого помещения Далогланян ... условием оплаты расходов на его приобретение, поэтому в этой части исковых требований следует отказать. Более того, Министерство финансов Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края непосредственно расходов на приобретение жилья не несут, использование полученных средств субсидий на приобретение, строительство и реконструкцию жилья осуществляется органами местного самоуправления и в пределах объема финансирования. Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии с ч.1 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. При указанных обстоятельствах, суд считает, что на администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность по предоставлению Далогланян ... по договору социального найма жилой площади общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления за счет средств, выделяемых для этих целей из бюджета Пермского края. Руководствуясь ст.ст.194 - 198,199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район Пермского края» приобрести за счет средств бюджета Пермского края благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и предоставить вне очереди Далогланян ... по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления. В удовлетворении заявленных требований к Министерству финансов Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края об обязывании произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях его представления Далогланян ... - отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение 10 дней, начиная с 20 июля 2010 года. Судья подпись Э.Р. Таипов Верно: судья