Признание действий незаконными



Дело № 2-674/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Октябрьский 24 сентября 2010 года

Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Частухиной Г.Г,

с участием представителя истца - Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Карамова ...

представителя ответчика - Муниципального унитарного предприятия ... Каюмовой ...

при секретаре Немытых С.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский дело по заявлению Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к МУП ... о признании действий по предоставлению коммунальной услуги по водоснабжению питьевой водой ненадлежащего качества незаконной,

УСТАНОВИЛ:

Южный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее - орган Роспотребнадзора) в обратился в суд в интересах неопределенного круга потребителей к муниципальному унитарному предприятию ... о признании действий по предоставлению коммунальной услуги по водоснабжению питьевой водой ненадлежащего качества незаконными. В обоснование своих требований орган Роспотребнадзора указал, что в 2008-2009 годах в отношении МУП ... были проведены проверки качества подаваемой населению воды. В ходе проведения данных проверок было установлено, что качество воды, подаваемой населению, не соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Данные нарушения являются существенными в связи, с чем в 2008 и 2009 годах на МУП ... были составлены протоколы об административном правонарушении и судом в 2008 г. назначалось наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации централизованных систем питьевого водоснабжения населения. В 2010 году МУП ... продолжает поставлять населению некачественную питьевую воду, чем нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на получение качественной питьевой воды, безопасной для жизни и здоровья человека. Просит признать незаконными действия МУП ... выразившиеся в предоставлении гражданам д. Новопетровка, с. Алмаз, с. Тюинск Щучье - Озерского сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края коммунальной услуги по водоснабжению питьевой водой ненадлежащего качества, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и возложить на ответчика обязанность прекратить нарушение прав потребителей, выразившееся в предоставлении коммунальной услуги по водоснабжению питьевой водой ненадлежащего качества.

В судебном заседании представитель истца Карамов ... исковые требования поддержал и дополнил, что МУП ... осуществляет водоснабжение следующих населенных пунктов Октябрьского района: с. Тюинск, с. Алмаз, д. Новопетровка Щучье Озерского сельского поселения. Водоснабжение указанных населенных пунктов организовано из водозаборов, имеющих статус технических. Кроме этого, на объекты водоснабжения нет санитарно - эпидемиологических заключений, не производится производственно-лабораторный контроль. Хлорирование воды производится перед подачей воды в сеть из расширительного бачка, что также является нарушением. Вода не соответствует нормативам по содержанию металлов, также в воде были обнаружены различные микробы и бактерии. В 2010 году на должностное лицо - директора МУП ... был составлен протокол об административном правонарушении за несоблюдение гигиенических норм при подаче воды.

Представитель ответчика - Каюмова ... исковые требования органа Роспотребнадзора не признала и пояснила, что в настоящее время у предприятия нет средств для того, чтобы отремонтировать систему водоснабжения. Многие жители деревень покупают за свой счет очистительные фильтры для воды или сами бурят скважины, откуда качают воду. Системы эффективной очистки воды нет, поскольку пока не выделены для этого средства. Планируется выделение средств в 2011 году.

Представитель 3 лица администрации Щучье Озерского сельского поселения в судебное заседание не явился, о дне слушания извещены надлежащим образом.

Заслушав пояснения сторон, изучив документы дела, суд считает, что требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению

В соответствии со ст. ст. 41 и 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья, на благоприятную среду обитания.

В соответствии со ст.2 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу ст.8 указанного закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

На основании ст.11 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Данным Федеральным законом установлены определенные требования к питьевой воде, а именно на основании ст.19 Закона, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

В соответствии со ст.46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему. Данная система включает в себя федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации и его территориальные органы.

Согласно преамбуле Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей», настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Таким образом, закон регулирует, в том числе, отношения по водоснабжению населения.

В соответствии со ст. 4 закона «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

В соответствии со ст. 7 закона «О защите прав потребителя» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

На основании ст.40 Закона «О защите прав потребителей», государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают, в том числе, обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.

В силу ст.46 Закона «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

В соответствии с п.1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", (далее - Правила), настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

На основании пункта 5 Правил, холодное водоснабжение определяется как круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.

В соответствии с пунктом 9 Правил, при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

Требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24 "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с "Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПиН 2.1.4.1074-01") (далее - Санитарные правила).

Данные Санитарные правила в силу п.1.1 устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения).

В соответствии с п.1.3, Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

На основании п.1.4, Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.

В силу п.2.7 Санитарных правил, подача питьевой воды населению запрещается или ее использование приостанавливается в случае, если системой водоснабжения не обеспечиваются производство и подача населению питьевой воды, качество которой соответствует требованиям настоящих Санитарных правил в связи, с чем имеется реальная опасность для здоровья населения.

В судебном заседании установлено, что муниципальное унитарное предприятие ... было создано на территории Щучье - Озерского сельского поселения в целях организации исполнения функций местного самоуправления и является юридическим лицом л.д.92-103).

Согласно договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от Дата обезличена года и Постановления главы Щучье - Озерского сельского поселения Номер обезличен от Дата обезличена года, за МУП ... закреплено необходимое для осуществления хозяйственной деятельности имущество л.д.139-146).

Целью создания МУП ... в соответствии с п.2.1 Устава, является использование имущества, приватизация которого запрещена, оказание услуг для выполнения социально-экономических задач, удовлетворения общественных потребностей л.д.147-156).

Согласно договорам на отпуск питьевой воды, заключенным между гражданами и МУП ... (поставщиком) в 2008-2010 годах, поставщик обязан отпускать питьевую воду, безопасную в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредную по химическому составу. За данную услугу по холодному водоснабжению с населения взимается плата л.д.104-138).

Согласно распоряжения заместителя начальника Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Номер обезличен от Дата обезличена года, поручено провести внеплановые мероприятия в отношении МУП ... по соблюдению качества подаваемой населению воды л.д.8).

Согласно протоколов лабораторных испытаний в апреле 2008 года были взяты пробы из открытых водоемов, из которых осуществляется водоснабжение населения с. Тюинск, д. Новопетровка. При исследовании воды выявлены нарушения гигиенических требований по цветности и мутности воды, взвешенных веществ, содержанию железа и другие. Образцы пробы воды не соответствуют требованиям СанПиН л.д.23-39).

По результатам проведенных мероприятий 29.04.2008 года составлен акт о выявленных нарушениях л.д.9-12).

Директор МУП ... ФИО6 по факту выявления нарушений объясняет их наличие при водоснабжении населения отсутствием средств на проведение мероприятий по контролю за качеством воды л.д.13).

Дата обезличена года в отношении юридического лица - МУП ... составлен протокол об административном правонарушении по ст.6.5 КоАП РФ л.д.14-17).

Постановлением по делу об административном правонарушении от Дата обезличена года, вынесенным ... судом Пермского края, МУП ... признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 Копа РФ и назначено наказание в виде административного приостановления деятельности систем и сооружений водоснабжения, расположенных в д. Новопетровка, с. Алмаз, с. Тюинск Октябрьского района Пермского края. л.д.18-20).

Предписанием Номер обезличен от Дата обезличена года МУП ... предписано устранить выявленные нарушения санитарного законодательства л.д.22).

Согласно распоряжения заместителя начальника Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Номер обезличен от Дата обезличена года, поручено провести внеплановые мероприятия в отношении МУП ... по соблюдению качества подаваемой населению воды л.д.8).

Согласно протоколов лабораторных испытаний в сентябре 2008 года были взяты пробы из открытых водоемов, из которых осуществляется водоснабжение населения с. Алмаз, с Тюинск, д. Новопетровка. При исследовании образцов проб воды выявлены нарушения гигиенических требований по мутности, содержанию общих и термотолерантных колиформных бактерий и другие нарушения. Представленные образцы проб питьевой воды перед поступлением в сеть не соответствуют требованиям СанПиН л.д.50-60).

Дата обезличена года в отношении МУП ... составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ за невыполнение ранее выданного предписания об устранении нарушений санитарного законодательства л.д.41-44), на основании акта по результатам мероприятий по надзору л.д.46-48).

Предписанием Номер обезличен от Дата обезличена года МУП ... предписано организовать лабораторные исследования за соответствием качества питьевой воды л.д.50).

В апреле-мае 2009 года органом Роспотребнадзора вновь проведена внеплановая проверка деятельности МУП ... по водоснабжению населения, выявлены аналогичные нарушения гигиенических требований к питьевой воде. Факт нарушений зафиксирован протоколами лабораторных испытаний. По результатам мероприятий по надзору составлен акт и протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ л.д.62-87).

Постановлением по делу об административном правонарушении от Дата обезличена года, вынесенным ... судом Пермского края, МУП ... признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в сумме 20 000 руб. л.д.88-89).

В 2010 году Распоряжением главы Щучье -Озерского сельского поселения Номер обезличен от Дата обезличена года эксплуатация водопровода по обеспечению населения с.Тюинск и д. Новопетровка питьевой водой была приостановлена, решено организовать жителям данных населенных пунктов подвоз питьевой воды л.д.90).

Дата обезличена года данное Распоряжение главы Щучье - Озерского сельского поселения отменено в связи с поломкой водовозной машины, решено производить населению подачу воды по водопроводу л.д.91).

Согласно письму директора МУП ... водопроводные сети в с. Тюинск, с. Алмаз и д. Новопетровка Щучье - Озерского сельского поселения изношены на 75%, очистные сооружения отсутствуют пункты водозаборов и водонапорные башни требуют ремонта. В целях обеззараживания воды производится ее хлорирование л.д.164).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что водоснабжение д. Новопетровка, с. Алмаз, с. Тюинск Щучье-Озерского сельского поселения осуществляется МУП ... Из протоколов лабораторных испытаний, проведенных в 2008, 2009, 2010 годах следует, что качество питьевой воды, подаваемой жителям данных населенных пунктов не соответствуют гигиеническим нормативам, что является нарушением указанных выше нормативных актов. Несмотря на привлечение МУП ... к административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде в 2008 и 2009 году, в 2010 году МУП ... вновь осуществляет подачу воды, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний воды из поверхностных водоемов в д. Новопетровка, с. Алмаз, с. Тюинск, проведенным в августе-сентябре 2010 года, вода из водоемов не соответствует стандартам по гигиеническим и микробиологическим требованиям л.д.185-219). Таким образом, действия муниципального унитарного предприятия ... по предоставлению гражданам жителям д. Новопетровка, с. Алмаз, с. Тюинск Щучье - Озерского сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края коммунальной услуги по водоснабжению питьевой водой ненадлежащего качества создает угрозу возникновения неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в указанных населенных пунктах и не соответствуют требованиям действующего законодательства, следовательно, данные действия являются незаконными. Поскольку в настоящее время МУП ... продолжает предоставлять потребителям питьевую воду, не отвечающую санитарно-эпидемиологическим требованиям и в связи, с чем имеется реальная опасность для здоровья населения, на основании п.2.7 Санитарных правил, подача питьевой воды населению должна быть запрещена. Таким образом, требования Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.46 Закона «О защите прав потребителей» МУП ... следует обязать в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу довести содержание решения до сведения граждан, проживающих д. Новопетровка, с. Алмаз, с. Тюинск Щучье - Озерского сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия муниципального унитарного предприятия ... по предоставлению жителям д. Новопетровка, с. Алмаз, с. Тюинск Щучье-Озерского сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края коммунальной услуги по водоснабжению питьевой водой ненадлежащего качества.

Обязать муниципальное унитарное предприятие ... в течение 5 дней со дня вступления решения в законную силу прекратить предоставление коммунальной услуги по водоснабжению питьевой водой ненадлежащего качества населению д. Новопетровка, с. Алмаз, с. Тюинск Щучье - Озерского сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края.

Обязать муниципальное унитарное предприятие ... в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу довести его до потребителей услуги по водоснабжению в населенных пунктах д. Новопетровка, с. Алмаз, с. Тюинск Щучье-Озерского сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней, начиная с 29 сентября 2010 года.

Председательствующий подпись Г.Г. Частухина

Верно. Судья: