п. Октябрьский 06 августа 2010 года Октябрьский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Частухиной Г. Г., с участием прокурора Безруких В.С., представителя администрации Октябрьского муниципального района Пермского края Шестаковой Н. В., при секретаре Хамиевой З.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский дело по заявлению прокурора Октябрьского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального района о признании незаконным бездействия, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд с иском к администрации Октябрьского муниципального района Пермского края с требованиями о признании незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района Пермского края по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в Муниципальном Дошкольном Образовательном Учреждении ... нарушений, указанных в экспертном заключении Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от Дата обезличена г. Номер обезличен «О несоответствии санитарным правилам объектов хозяйственной деятельности и иной деятельности, работ, услуг» и по непринятию мер по выселению (переселению) граждан из здания прачечной МДОУ ... обязывании администрации Октябрьского муниципального района Пермского края устранить допущенные нарушения по финансированию затрат, направленных на устранение в МДОУ ... нарушений, указанных в экспертном заключении Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в ...» от Дата обезличена г. Номер обезличен «О несоответствии санитарным правилам объектов хозяйственной деятельности и иной деятельности, работ, услуг» и обязывании администрации Октябрьского муниципального района Пермского края в течении одного месяца с момента вступления в законную силу решения принять меры к выселению (переселению) граждан из здания прачечной МДОУ ... В обоснование своих требований указал, что распоряжением заместителя начальника Управления имущественных отношений, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского муниципального района от Дата обезличена года Номер обезличен (в редакции распоряжений от Дата обезличена года Номер обезличен и от Дата обезличена года Номер обезличен) за МДОУ ... ... закреплено на праве оперативного управления муниципальное имущество -одноэтажное брусчатое административное здание детского сада 1985 года постройки, общей площадью 754,70 кв.м., кухней площадью 102,10 кв.м., прачечной площадью 183,30 кв.м., по адресу: ..., ..., ..., ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата обезличена г. Номер обезличен Номер обезличен, выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю. В ходе осуществления надзорных мероприятий было установлено, что МДОУ ... не имеет лицензии на право осуществления образовательной деятельности, поскольку срок лицензии на право осуществления образовательной деятельности истек 15.02.2010 года. Согласно экспертного заключения от 28.12.2009 г. № 393 Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения ... МДОУ ... не соответствует требованиям п.п.2.1.7,2.1.10, 2.1.12,2.2.17 СанПин 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», а именно в здании прачечной располагается бухгалтерия детского сада и выделены помещения под квартиру для жильцов, две групповые площадки не индивидуальные для каждой группы, площади теневых навесов не соответствуют требованиям, в туалетах недостаточно детских унитазов. Согласно п. 32 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности Номер обезличен от Дата обезличена г., выданного начальником ОГПН в ... ...-..., в нарушении п. 3 ППБ 01-03, п. 2.1.18 НПБ 101-89 в здании прачечной допускается проживание граждан. 27.01.2010 г. заведующей МДОУ ... на имя главы Октябрьского муниципального района направлено ходатайство о выделении денежных средств для устранения нарушений требований норм законодательства. Несмотря на то, что в апреле, декабре 2009 г. в деятельности МДОУ ... надзорными органами выявлены нарушения требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства и требований пожарной безопасности, у учреждения с февраля 2010 г. отсутствует лицензия на право осуществления образовательной деятельности, до настоящего времени администрация Октябрьского муниципального района, как учредитель, не приняла действенных мер по финансированию затрат, направленных на устранение вышеназванных нарушений. Просит признать незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района Пермского края по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в МДОУ ... нарушений, указанных в экспертном заключении Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения ...» от Дата обезличена г. Номер обезличен «О несоответствии санитарным правилам объектов хозяйственной деятельности и иной деятельности, работ, услуг» и по непринятию мер по выселению (переселению) граждан из здания прачечной МДОУ ... обязать администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края устранить допущенные нарушения по финансированию затрат, направленных на устранение в МДОУ ... нарушений, указанных в экспертном заключении Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения ...» от Дата обезличена г. Номер обезличен «О несоответствии санитарным правилам объектов хозяйственной деятельности и иной деятельности, работ, услуг» и обязать администрации Октябрьского муниципального района Пермского края в течении одного месяца с момента вступления в законную силу решения принять меры к выселению (пе6реселению) граждан из здания прачечной МДОУ ... В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал и изложил доводы, указанные в заявлении. Представитель ответчика - администрации Октябрьского муниципального района Пермского края с требованиями прокурора не согласилась и пояснила, что МДОУ ... является юридическим лицом, финансирование уставной деятельности которого рассчитывается, исходя из федеральных нормативов и нормативов Пермского края и утверждается Земским Собранием Октябрьского муниципального района. В 2009 и 2010 году до МДОУ были доведены лимиты и ассигнования, в том числе на содержание имущества, капитальный и текущий ремонт здания, а также дополнительные денежные средства на устранение замечаний надзорных органов, поэтому доводы прокурора о бездействии администрации по финансированию МДОУ ... безосновательны. Администрация Октябрьского муниципального района Пермского края является самостоятельным юридическим лицом и в состав расходов администрации не входит содержание муниципальных образовательных учреждений, поэтому полагает, что иск предъявлен не надлежащему ответчику. Также полагает, что истцом пропущен трехмесячный срок для обращения с заявлением в суд об оспаривании действий (бездействий) органов местного самоуправления, поскольку санитарно-эпидемиологическое заключение было выдано 31 декабря 2009 года. Представитель третьего лица - МДОУ ... в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен. Заслушав стороны, изучив представленные в суд материалы, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод… В силу ст. 2 Конституции РФ обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе детей. В силу части 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. В соответствии с пунктом 11 части 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 11 части 1 ст. 12 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края, принятого решением Земского Собрания Октябрьского района от 06.06.2005 года № 225, организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к вопросам местного значения Октябрьского муниципального района. Согласно п.1 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 г. «Об образовании» к полномочиям органов самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления дополнительного образования детям; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Финансирование муниципальных учреждений, согласно пункту 3 части 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. В соответствии с ч. 1 ст. 27 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края администрация Октябрьского муниципального района-орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции, наделенный в соответствии с Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Октябрьского муниципального района. В соответствии с пунктом 21 части 2 ст. 27.1 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края в рамках исполнительно-распорядительных функций администрация Октябрьского района осуществляет обеспечение организации, содержания и развития муниципальных образовательных учреждений. Распоряжением заместителя начальника Управления имущественных отношений, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского муниципального района от Дата обезличена г. Номер обезличен (в редакции распоряжений от Дата обезличена г. Номер обезличен и от Дата обезличена г. Номер обезличен) за МДОУ ... закреплено на праве оперативного управления муниципальное имущество - одноэтажное брусчатое административное здание детского сада 1985 года постройки, общей площадью 754,70 кв.м., кухней площадью 102,10 кв.м., прачечной площадью 183,30 кв.м., по адресу: ..., ..., ..., ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата обезличена г. серия 59 БА Номер обезличен, выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по ... л.д.22,23,24,25). Согласно п. 1.3 Устава Муниципального общеобразовательного учреждения ... утвержденного постановлением главы Октябрьского муниципального района Пермского края от Дата обезличена г. Номер обезличен учредителем данного учреждения является муниципальное образование Октябрьский район, в лице администрации Октябрьского муниципального района Пермского края л.д.12-21). В силу п. 2 ст. 120 ГК РФ МДОУ ... является муниципальным бюджетным учреждением, которое финансируется собственником (учредителем). Согласно пункта 7.1 Устава МДОУ ... финансирование основной уставной деятельности Детского сада осуществляется учредителем на основе федеральных нормативов и нормативов Пермского края и закрепляются в утвержденной в установленном порядке смете расходов. Согласно подпункта «в» пункта 7.1.2 Устава МДОУ ... бюджетные средства, выделенные Детскому саду, должны обеспечить, в том числе формирование и развитие материально-технической базы, необходимой для реализации в полном объеме образовательных программ в пределах единого государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Согласно п.7.4 Устава Детский сад обязан ежегодно в установленном порядке представлять отчет Учредителю о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств. Таким образом, Учредителем МДОУ ... является муниципальное образование Октябрьский район в лице администрации Октябрьского муниципального района, которое осуществляет финансирование указанного учреждения. Следовательно, доводы представителя ответчика о том, что администрация Октябрьского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу несостоятельны. Согласно представленных документов срок лицензии на право осуществления образовательной деятельности МДОУ ... истек 15 февраля 2010 года л.д.27). Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, регламентируется Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 277. В силу пункта «б» пункта 8 названного Положения одним из лицензионных требований для получения соответствующей лицензии необходимо наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, помещения для работы медицинских работников, питания обучающихся и воспитанников) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям. Согласно санитарно-эпидемиологического заключения от 31.12.2009 г. № 59.01.01.000.М.000471.12.09, выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека МДОУ ... не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: СанПин 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (л.д.30). Согласно экспертного заключения от Дата обезличена г. Номер обезличен Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения ... МДОУ ... не соответствует требованиям п.п. 2.1.7, 2.1.10, 2.1.12, 2.2.17 СанПин 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» л.д.31-39) Согласно вышеназванного экспертного заключения в МДОУ ... выявлены нарушения требований норм законодательства, в том числе в здании прачечной располагается бухгалтерия детского сада и выделены помещения под квартиру для жильцов (п. 2.1.7 СанПиН 2.4.1.1249-03), две групповые площадки не индивидуальные для каждой группы (п. 2.1.10 СанПин 2.4.1.1249-03), площади теневых навесов не соответствуют требованиям (п. 2.1.12 СанПин 2.4.1.1249-03), в туалетах недостаточно детских унитазов (п. 2.2.17 СанПин 2.4.1.1249-03). Согласно п. 32 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности Номер обезличен от Дата обезличена г., выданного начальником ОГПН в ... ... в нарушении п. 3 ППБ 01-03, п. 2.1.18 НПБ 101-89 в здании прачечной допускается проживание граждан л.д.40-44). Основной причиной неисполнения требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства, как следует из объяснения заведующей МДОУ ... Окуловой И.В. л.д.47), является отсутствие должного финансирования со стороны Учредителя, а именно администрации Октябрьского муниципального района, а также для устранения п. 2.2.17 СанПин 2.4.1.1249-03 недостаточная площадь туалетных комнат. МДОУ ... не исполняя требования норм санитарно-эпидемиологического законодательства, не может создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Таким образом, бездействием органа местного самоуправления затрагиваются права неопределенного круга лиц-находящихся в образовательном учреждении, их законных представителей. Из пояснений представителя ответчика следует, что на содержание имущества, текущий и капитальный ремонт здания МДОУ ... были выделены в 2009 году - 3327,5 тысяч рублей, в 2010 году - 3199,5 тысяч рублей, дополнительно выделено на ремонтные работы 477,4 тысячи рублей, однако представителем ответчика не представлено доказательств того, что указанные денежные средства предоставлялись именно на выполнение работ, указанных в экспертном заключении Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от 28.12.2009 г. № 393 и что указанных денежных средств достаточно для устранения указанных в заключение недостатков. Несмотря на то, что в апреле и декабре 2009 г. в деятельности МДОУ ... надзорными органами выявлены нарушения требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства и требований пожарной безопасности, у учреждения с февраля 2010 г. отсутствует лицензия на право осуществления образовательной деятельности, до настоящего времени администрация Октябрьского муниципального района, как учредитель, в нарушении обязанности, возложенной на неё вышеуказанными нормативными правовыми и иными актами, определяющими её полномочия не приняла действенных мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений указанных, в том числе в экспертном заключении Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения ...» от Дата обезличена г. Номер обезличен, предписании об устранении нарушений требований пожарной безопасности Номер обезличен от Дата обезличена г., выданного начальником ОГПН в ... 22-ОГПН. Указанный факт подтверждается ответом районного управления образования администрации Октябрьского муниципального района Пермского края от Дата обезличена года, где указано, что частично не имеет лицензии МДОУ ... ... ходатайствами заведующей МДОУ ... в адрес Главы Октябрьского муниципального района Пермского края от Дата обезличена года,Дата обезличена года о выделении дополнительных денежных средств на устранение предписаний Роспотребнадзора л.д.49-50), ответом главы Октябрьского муниципального района от Дата обезличена года об отсутствии свободных средств для дополнительного финансирования л.д.51). Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что ответчиком должным образом не исполняется обязанность по финансированию учреждения. Согласно ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. В соответствии со ст.399 ГК РФ условиями возложения субсидиарной ответственности на собственников (учредителей) государственного учреждения являются: недостаточность находящихся в распоряжении учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредитора, предъявление кредитором требования к основному должнику при отказе в удовлетворении либо отсутствия ответа на предъявленное требование в течение разумного срока; невозможность удовлетворения требования кредитора путем зачета встречного требования к основному должнику. Таким образом, в соответствии с вышеприведенной правовой нормой на учредителя может быть возложена субсидиарная ответственность при условии недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредитора. Согласно ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Поскольку ответчиком не представлено доказательств того, что администрацией Октябрьского муниципального района Пермского края исполнена обязанность по финансированию МДОУ ... в части предоставления финансовых средств достаточных для устранения нарушений, указанных в экспертном заключении Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения ...» от Дата обезличена г. Номер обезличен, на ответчика следует возложить обязанность по финансированию затрат, направленных на устранение в муниципальном дошкольном образовательном учреждении ... нарушений, указанных в экспертном заключении, в объёме, необходимом для выполнения указанных работ. Доводы ответчика о пропуске предусмотренного ч.1 ст. 256 ГПК РФ срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействий) органов местного самоуправления несостоятельны, поскольку согласно материалов дела нарушения были выявлены прокуратурой Октябрьского района Пермского края в ходе осуществления надзорных мероприятий в июне и июле 2010 года. Определением Октябрьского районного суда от Дата обезличена года требования прокурора Октябрьского района Пермского края о признании незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района по непринятию мер по выселению (переселению) граждан из здания прачечной МДОУ ... и об обязывании администрации Октябрьского муниципального района Пермского края в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу принять меры по выселению (переселению) граждан из здания прачечной МДОУ ... выделены в отдельное производство. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района Пермского края по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в муниципальном дошкольном образовательном учреждении ... расположенном по адресу ... края ... ... ... нарушений, указанных в экспертном заключении Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен «О несоответствии санитарным правилам объектов хозяйственной деятельности иной деятельности, работ, услуг». Обязать администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края, в случае отсутствия у МДОУ ... денежных средств, достаточных для выполнения работ, указанных в экспертном заключении Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения ... Дата обезличена г. Номер обезличен «О несоответствии санитарным правилам объектов хозяйственной деятельности иной деятельности, работ, услуг», предоставить муниципальному дошкольному образовательному учреждению ... денежные средства на устранение в муниципальном образовательном учреждении ... нарушений, указанных в экспертном заключении Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен «О несоответствии санитарным правилам объектов хозяйственной деятельности иной деятельности, работ, услуг» в объёме, необходимом для выполнения работ по приведению здания детского сада в соответствие с экспертным заключением Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения ...» от Дата обезличена г. Номер обезличен «О несоответствии санитарным правилам объектов хозяйственной деятельности иной деятельности, работ, услуг». Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский райсуд в течение 10 дней, начиная с 11 августа 2010 г. Председательствующий: подпись Г. Г. Частухина Верно. Судья: