РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Октябрьский Пермского края 20 июля 2010 года Октябрьский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Частухиной Г.Г.., при секретаре Немытых С.К., с участием прокурора прокуратуры Октябрьского района Пермского края Миличенко А.В., истца - Азмухаметова <данные изъяты> представителя ответчика администрации Октябрьского муниципального района Шестаковой <данные изъяты> рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский дело по иску прокурора Октябрьского района в интересах Азмухаметова <данные изъяты> к администрации Октябрьского муниципального района Пермского края, Министерству финансов Пермского края о предоставлении вне очереди жилого помещения УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района обратился в суд в интересах Азмухаметова <данные изъяты> с исковым заявлением к администрации Октябрьского муниципального района Пермского края, Министерству финансов Пермского края о предоставлении Азмухаметову <данные изъяты> вне очереди благоустроенного жилого помещения. Требования прокурора мотивированы тем, что Азмухаметов <данные изъяты>. имеет статус лица из числа детей-сирот, в связи с тем, что сведения об отце ФИО1 - отсутствуют, его мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации <данные изъяты> совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № над Азмухаметовым <данные изъяты> установлена опека. Согласно постановления главы администрации <данные изъяты> сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Азмухаметов <данные изъяты> поставлен в льготную очередь для получения жилья. Какое-либо жилое помещение, на которое сохранено за Азмухаметовым <данные изъяты> право пользования, отсутствует. В 2006 году Азмухаметов <данные изъяты> окончил образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №» <адрес>. В настоящее время Азмухаметов <данные изъяты> проживает в доме у родственников по адресу д. Усть-Арий, <адрес>. Таким образом, в настоящий момент ФИО3, являясь лицом из числа детей-сирот, не имеет закрепленного или иного жилого помещения. Считает, что ФИО3 имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм. Обязанность по предоставлению жилого помещения законодательством возложена на органы местного самоуправления за счет средств <данные изъяты> Д.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм и общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления, а также обязать Министерство финансов Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Азмухаметову <данные изъяты>. Определением суда от 21 июня 2010 года по ходатайству Министерства финансов Пермского края к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство социального развития Пермского края и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. В судебном заседании истец Азмухаметов <данные изъяты> исковые требования поддержал в полном объеме и дополнил, что является лицом из числа детей-сирот, поскольку отца у него нет, мать умерла в 2000 году, состоит в льготной очереди на получение жилья. С момента окончания обучения и до настоящего времени собственного жилья он не имеет, проживает у своих родственников. Просит предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение. Ответчик - представитель администрации Октябрьского муниципального района Пермского края Шестакова <данные изъяты> в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что обеспечение жильем детей сирот осуществляется из бюджета Пермского края. В настоящее время денежные средства из местного бюджета на приобретение жилья Азмухаметову <данные изъяты> не могут быть выделены. На данный момент на указанные цели имеются денежные средства в размере 419000 руб., которые будут израсходованы на приобретение жилья детям-сиротам в порядке очередности. На указанную сумму в сельской местности возможно приобрести только неблагоустроенное жилое помещение. Просила в исковых требованиях отказать. Ответчик - представитель Министерства финансов Пермского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требованиями не согласен. В письменном отзыве указал, что Министерство финансов Пермского края является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку требования прокурора об обязывании произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения не соответствует закону и нарушает бюджетный процесс Пермского края и бюджетные полномочия Министерства финансов Пермского края. Надлежащими ответчиками, по мнению представителя Министерства финансов Пермского края, является администрация Октябрьского муниципального района, поскольку органам местного самоуправления направляются средства, предусмотренные в краевом бюджете на указанные цели и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год. В случае недостаточности выделенных средств, органу местного самоуправления могут быть выделены дополнительные средства. Решение данного вопроса находится в компетенции главного распорядителя средств субсидий - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. Распределение же средств субсидий местным бюджетам осуществляет Министерство социального развития Пермского края. Именно они, по мнению представителя ответчика, должны решать вопросы обеспечения жильем лиц из числа детей- сирот. Ответчик - представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии с письменным отзывом, представленным в судебное заседание, представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края исковые требования к Министерству финансов Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерству социального развития Пермского края не признал, полагая, что обязанность по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот возложена на органы местного самоуправления, поэтому они являются надлежащими ответчиками по делу. Также указали, что перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления на текущий финансовый год. В 2009 году муниципальному образованию <данные изъяты>» для приобретения жилья для детей-сирот были перечислены денежные средства в сумме 521 тысячи рублей за счет средств краевого бюджета. Средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений. Таким образом, требования о возложении обязанности на Министерство финансов Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерство социального развития Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства на приобретение благоустроенного жилья для Азмухаметова <данные изъяты> являются неправомерными и удовлетворению не подлежат. Ответчик - представитель Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном возражении указал, что ежегодно Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются по назначению. Также считает, что у Азмухаметова <данные изъяты> не возникло право на обеспечение вне очереди жилым помещением, как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Просил в исковых требованиях отказать. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные отзывы Министерства социального развития Пермского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерства финансов Пермского края, документы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что поскольку на день рассмотрения дела в суде в Пермском крае отсутствует закон, предусматривающий передачу органам местного самоуправления государственных полномочий и предоставления субвенций на осуществление таких полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, поэтому надлежащим ответчиком помимо <данные изъяты> <данные изъяты>, является Министерство финансов Пермского края как финансовый орган субъекта РФ, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично. В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939 - 419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трех условий: наличие статуса ребенка - сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно свидетельства о рождении Азмухаметов <данные изъяты> родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, отцом указан ФИО4, матерью ФИО2 ( л.д. 22). Согласно справки ЗАГС о рождении Азмухаметова <данные изъяты>, сведения об отце ФИО1 записаны по указанию матери (л.д. 12). Истец Азмухаметов <данные изъяты>. является лицом из числа детей-сирот, поскольку его мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8). Постановлением администрации <данные изъяты> сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетнему Азмухаметову <данные изъяты> назначен опекун ФИО8 (л.д. 9). Постановлением Администрации <данные изъяты> сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен в льготную очередь для получения жилья до его совершеннолетия. По исполнении им 18 лет постановлено обеспечить его жильем не ниже установленных норм (л.д. 10, 13). В 2006 году Азмухаметов <данные изъяты> закончил обучение в образовательном учреждении начального профессионального образования (л.д.21). Согласно сведений ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края», а также Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, за Азмухаметовым <данные изъяты> объектов недвижимости на территории п. Октябрьский и Октябрьского района Пермского края не зарегистрировано (л.д.14-15). При изложенных обстоятельствах, истцу невозможно предоставить ранее занимаемое жилое помещение по причине отсутствия такого, какого - либо жилья на праве собственности истец не имеет. Судом установлено, что на момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, Азмухаметов <данные изъяты> являлся ребенком из числа детей-сирот, не достигшего возраста 18 лет. Закрепленного за ним на праве пользования жилого помещения не имел в связи с его отсутствием, поэтому суд считает, что в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Азмухаметов <данные изъяты>. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939 - 419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В силу п.1 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 05.02.2009 года), настоящее Положение определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п.2 Положения, перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - местные бюджеты) осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - органы местного самоуправления) на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края (в настоящее время - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края) платежными поручениями Министерства финансов Пермского края (далее - Министерство финансов) с лицевого счета бюджета Пермского края с кодом "02" (лицевого счета Агентства по строительству и ЖКХ, открытого в Министерстве финансов) на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в целях последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты. В соответствии с п.8. Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья… Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. В соответствии с п.п.4,.5 Положения органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края (далее - Министерство социального развития) сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласно приложению 1 к настоящему Постановлению. Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья. В соответствии с п.п.12,13 Положения Агентство по строительству и ЖКХ представляет в Министерство финансов отчет об использовании средств, субсидий. Также Агентство по строительству и ЖКХ осуществляют контроль за исполнением Положения в части непосредственного предоставления жилых помещений детям-сиротам. Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края. Непосредственное предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159- ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края. Согласно информации финансового управления за период 2009-2010 год по финансированию дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приобретение жилья) из бюджета Пермского края поступило 521000.00 руб., из федерального бюджета 419100.00 руб. (л.д. Таким образом, приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета. Следовательно, именно администрация муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» обязана приобрести за счет средств бюджета Пермского края и предоставить жилое помещение по договору социального найма Азмухаметову <данные изъяты> поскольку Министерство финансов Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края исполнили свои обязательства в части выделения целевых бюджетных средств и передачи полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам. При этом, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе условием оплаты Министерством финансов Пермского края расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность, поэтому органы местного самоуправления должны исполнять свои полномочия по осуществлению переданных государственных полномочий независимо от каких-либо условий. Удовлетворение требований прокурора Октябрьского района об обязывании Министерства финансов Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Азмухаметову <данные изъяты> фактически ставит предоставление жилого помещения Азмухаметову <данные изъяты> условием оплаты расходов на его приобретение, поэтому в этой части исковых требований следует отказать. Кроме того, Министерство финансов Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края непосредственно расходов на приобретение жилья не несут, использование полученных средств субсидий на приобретение, строительство и реконструкцию жилья осуществляется органами местного самоуправления и в пределах объема финансирования. Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии с ч.1 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. При указанных обстоятельствах, суд считает, что на администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность по предоставлению Азмухаметову <данные изъяты> по договору социального найма благоустроенного жилого помещения жилой площади общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления за счет средств, выделяемых для этих целей из бюджета Пермского края. Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» приобрести за счет средств бюджета Пермского края благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и предоставить вне очереди Азмухаметову <данные изъяты> по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления. В удовлетворении заявленных требований к министерству финансов Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства - отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение 10 дней, начиная с 26 июля 2010 года. Председательствующий: подпись: Г. Г. Частухина. Верно. Судья: