РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Октябрьский Пермского края 22 декабря 2010 года Октябрьский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Таипова Э.Р., при секретаре Дильмухаметовой Х.Х., с участием прокурора прокуратуры Октябрьского района Пермского края Безруких В.С., истца - Шайдуллина В.Р., ответчика - представителя администрации Октябрьского муниципального района Пермского края Шестаковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Пермского края в интересах Шайдуллина <данные изъяты> к администрации Октябрьского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в интересах Шайдуллина <данные изъяты> с иском к администрации Октябрьского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении Шайдуллину В.Р. вне очереди благоустроенного жилого помещения на семью из двух человек. Требования прокурора мотивированы тем, что Шайдуллин В.Р. имеет статус лица из числа детей-сирот в связи с тем, что его родители: отец - ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать - ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № над Шайдуллиным В.Р. установлена опека. Согласно постановлению главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Шайдуллин В.Р. поставлен в льготную очередь для получения жилья. Какое-либо жилое помещение, на которое за Шайдуллиным В.Р. сохранено право пользования, отсутствует. ДД.ММ.ГГГГ между Шайдуллиным В.Р. и ФИО7 заключен брак. В 2008 году Шайдуллин В.Р. окончил службу в армии. В настоящее время Шайдуллин В.Р. совместно с супругой проживает в квартире по найму. Таким образом, в настоящий момент Шайдуллин В.Р., являясь лицом из числа детей-сирот, не имеет закрепленного или иного жилого помещения. Считает, что Шайдуллин В.Р. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм на семью из двух человек. Обязанность по обеспечению дополнительных гарантий, предоставленных детям-сиротам и лицам из их числа, в том числе, гарантии на предоставление жилого помещения вне очереди, должна обеспечиваться за счет средств бюджета субъекта РФ. При этом, приобретение жилых помещений и их предоставление на условиях социального найма осуществляется органами местного самоуправления. Просит обязать Правительство Пермского края выделить администрации Октябрьского муниципального района Пермского края денежные средства для приобретения жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Шайдуллину <данные изъяты> на семью из двух человек и обязать администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район Пермского края» за счет выделенных Правительством Пермского края денежных средств предоставить вне очереди Шайдуллину В.Р. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм и общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления на семью из двух человек. В судебном заседании прокурор Октябрьского района Пермского края на исковых требованиях настаивал, по существу дела изложил доводы, указанные в заявлении. Истец Шайдуллин В.Р. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме и пояснил, что его родители умерли. На момент смерти родителей он являлся несовершеннолетним. Его мать проживала в <адрес>, а отец в <адрес>. Он проживал с отцом. Дом, в котором он был зарегистрирован, в настоящее время снесен в связи с ветхостью. Своего жилья у него нет. Его жена ФИО7 проживает в доме, принадлежащем на праве собственности ее отцу. Сам он поставлен на льготную очередь по заявлению опекуна. В 2007 году он пришел из армии. ДД.ММ.ГГГГ у него родился ребенок, но документы на ребенка оформить не успел. Просит исковые требования прокурора удовлетворить. Представитель ответчика - Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требования прокурора не согласен. По мнению представителя Правительства Пермского края, у истца не возникло права на обеспечение его жилым помещением по категории дети-сироты, поскольку Шайдуллин В.Р. имеет регистрацию в <адрес> в доме, который был снесен, поэтому он должен быть обеспечен жилым помещением по договору социального найма за счет средств местного бюджета в порядке п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ. Также считают, что Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предполагает, что жильем вне очереди обеспечиваются дети-сироты и лица из их числа. Положения данного закона не распространяются на членов семьи лица из числа детей-сирот. Кроме этого, <адрес> в 2009 и 2010 годах выполнены обязательства по распределению органам местного самоуправления средств на приобретение жилья для детей-сирот в полном объеме. Поскольку денежные средства были направлены органам местного самоуправления, в том числе, Октябрьского муниципального района Пермского края, постольку надлежащим ответчиком по данному иску являться администрация Октябрьского муниципального района. Ответчик - представитель администрации Октябрьского муниципального района Шестакова Н.В. с иском не согласилась и пояснила, что в соответствии со ст.ст. 5,8 Федерального закона РФ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. По состоянию на 01 ноября 2010 года в бюджет Октябрьского муниципального района в 2010 году перечислены средства краевого бюджета в размере 1483429 рублей, а количество лиц, состоящих на регистрационном учете, составляет 192 человека, то есть выделенных средств недостаточно для приобретения жилых помещений и предоставления их детям-сиротам. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменный отзыв представителя Правительства Пермского края, суд приходит к следующему: В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939 - 419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трех условий: наличие статуса ребенка - сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно заявлению Шайдуллина В.Р. на имя прокурора Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ, он просит оказать ему содействие в получении жилья как лицу из числа детей-сирот (л.д.5). В соответствии со свидетельством о рождении, родителями Шайдуллина <данные изъяты> являются: ФИО16 и ФИО17 (л.д.14). Истец Шайдуллин В.Р. является лицом из числа детей-сирот, поскольку его родители: мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-18). Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, над несовершеннолетним ФИО4 установлена опека в лице ФИО9 (л.д.7). Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Шайдуллин В.Р. поставлен на льготную очередь для получения жилья в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д.8). Согласно справке администрации Басинского сельского поселения Октябрьского муниципального района, Шайдуллин В.Р. зарегистрирован по месту жительства с рождения по настоящее время в <адрес> в доме, который снесен. На территории поселения жилья не имеет (л.д.9). Согласно справке администрации <данные изъяты> сельского поселения, Шайдуллин В.Р. зарегистрирован по месту пребывания в <адрес>. По данному адресу также зарегистрированы: ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО7 (л.д. 6). Согласно справке ГУП «Центр технической инвентаризации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, Шайдуллин В.Р. квартиры и жилья в частном доме в <адрес>, принадлежащих на праве собственности, не имеет (л.д.10) Согласно справке ГУП «Центр технической инвентаризации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, Шайдуллин В.Р. объектами недвижимости (жилыми помещениями) на праве собственности не обладает (л.д.11). Согласно сведений Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, сведения о правах на объекты недвижимости за Шайдуллиным В.Р. отсутствуют (л.д.23). Согласно военного билета Шайдуллин В.Р. окончил службу в армии в 2009 году (л.д.12). В соответствии со сведениями о лицах, состоящих на регистрационном учете и нуждающихся в получении жилого помещения по состоянию на 01.01.2010 года, Шайдуллин В.Р. состоит на регистрационном учете (л.д.19). Судом установлено, что на момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, он являлся ребенком- сиротой, не достиг 18 лет, жилого помещения, на которое за ним сохранено право пользования, не имел в связи с его отсутствием, поэтому суд считает, что в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Шайдуллин В.Р. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939 - 419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В силу п.1 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 29.06.2010 года), настоящее Положение определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п.8. Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья… Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края. Непосредственное предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159- ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края. Таким образом, приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета. В судебном заседании установлено и не оспаривается представителем ответчика факт перечисления в 2010 году денежных средств Правительством Пермского края и наличие их в бюджете администрации Октябрьского муниципального района на момент рассмотрения дела в суде. Следовательно, именно администрация муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» обязана приобрести за счет средств бюджета Пермского края и предоставить жилое помещение по договору социального найма Шайдуллину В.Р., поскольку Правительство Пермского края исполнило свои обязательства в части выделения целевых бюджетных средств и передачи полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам. При этом, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от своевременного и полного распределения Правительством Пермского края денежных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот, поэтому органы местного самоуправления должны исполнять свои полномочия по осуществлению переданных государственных полномочий независимо от каких-либо условий. . Удовлетворение требований прокурора Октябрьского района об обязывании Правительства Пермского края выделить администрации Октябрьского муниципального района Пермского края из бюджета Пермского края денежные средства для приобретения жилого помещения и предоставления его Шайдуллину В.Р. фактически ставит предоставление жилого помещения Шайдуллину В.Р. под условие выделения Правительством Пермского края денежных средств на его приобретение, поэтому в этой части исковых требований следует отказать. Доводы представителя Правительства Пермского края о том, что в у истца не возникло права на обеспечение его жилым помещением по категории дети-сироты, поскольку Шайдуллин В.Р. имеет регистрацию в д. <адрес> в доме, который был снесен, поэтому должен быть обеспечен жилым помещением по договору социального найма за счет средств местного бюджета в порядке п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, суд находит несостоятельными, поскольку в силу ч.2 ст. 52 ЖК РФ если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о постановке на учет Шайдуллина В.Р. никем не оспорено и не отменено. Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии с ч.1 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В силу ч.3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. В силу ст.10 СК РФ брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния. В судебном заседании были исследованы представленные истцом документы, в соответствии с которыми у него не имеется жилого помещения на праве собственности или ином праве. Также прокурором и истцом заявлены требования о предоставлении жилого помещения на семью из двух человек. Однако, в судебное заседание истцом не представлено доказательств о составе семьи истца, регистрации брака, свидетельствующих о том, что ФИО7 является супругой Шайдуллина В.Р. и которая не обеспечена жилым помещением и не имеет жилья на каком-либо праве Как следует из справки администрации <данные изъяты> (л.д.6), ФИО7 зарегистрирована и постоянно проживает по <адрес> края, то есть нет оснований полагать, что ФИО7 не обеспечена жилым помещением. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования об обязывании предоставить Шайдуллину В.Р. жилое помещение на семью из двух человек. При указанных обстоятельствах, суд считает, что на администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность по предоставлению Шайдуллину <данные изъяты> по договору социального найма жилой площади общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления за счет средств, выделяемых для этих целей из бюджета Пермского края, в остальной части исковых требований следует отказать. Руководствуясь ст.ст.194 - 198,199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район Пермского края» приобрести за счет средств бюджета Пермского края благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и предоставить вне очереди Шайдуллину <данные изъяты> по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления, в остальной части исковых требований к администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район Пермского края» - отказать. В удовлетворении заявленных требований об обязывании Правительства Пермского края выделить администрации Октябрьского муниципального района Пермского края из бюджета Пермского края денежные средства для приобретения жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Шайдуллину <данные изъяты> на семью из двух человек - отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение 10 дней, начиная с 27 декабря 2010 года. Судья подпись Э.Р. Таипов Верно: судья