признание незаконным бездествие администрации



Дело № 2- 61/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Октябрьский                                                                                            19 января 2011 года

Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Частухиной Г. Г.,

с участием прокурора Борцовой В. В.,

представителя администрации Октябрьского муниципального района Пермского края Анфиногеновой <данные изъяты>

представителя заинтересованного лица МДОУ <данные изъяты>

при секретаре Хамиевой З. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский дело по заявлению прокурора Октябрьского района о признании незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района, не принявшей мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, выявленных в деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения <данные изъяты>

В обоснование своих требований указал, что МДОУ <данные изъяты> не имеет лицензии на право осуществления образовательной деятельности, срок которой истек ДД.ММ.ГГГГ. Для получения соответствующей лицензии необходимо наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности (включая помещения для работы медицинских работников, питания учащихся и воспитанников) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством требованиям. За МДОУ <данные изъяты> закреплено на праве оперативного управления муниципальное имущество -здание детского сада с постройками по адресу <адрес> Согласно предписания от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее Предписание от ДД.ММ.ГГГГ) МДОУ <данные изъяты> не соответствует государственным санитарным эпидемиологическим правилам и нормам. Основной причиной неисполнения требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства является отсутствие должного финансирования со стороны органов местного самоуправления. Финансирование муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. Выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, у учреждения отсутствует лицензия на право осуществления образовательной деятельности, до настоящего времени администрация Октябрьского муниципального района как учредитель не приняла действенных мер по финансированию затрат, направленных на устранение выявленных нарушений. Бездействием органа местного самоуправления затрагиваются права неопределенного круга лиц-воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их законных представителей.

Просит признать незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района Пермского края по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в МДОУ <данные изъяты> нарушений, указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Обязать администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края в случае отсутствия у МДОУ <данные изъяты> денежных средств, достаточных для выполнения работ, указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ, предоставить МДОУ <данные изъяты> денежные средства на устранение выявленных нарушений, в объеме, необходимом для выполнения работ по приведению здания, занимаемого учреждением в соответствие с действующим законодательством.

В судебном заседании прокурор на доводах, указанных в заявлении, настаивал, просил требования удовлетворить.

Представитель администрации Октябрьского муниципального района <данные изъяты> с заявленными требованиями прокурора не согласилась, пояснила, что в 2010 г. для устранения выявленных нарушений для МДОУ <данные изъяты> выделились дополнительные денежные средства с целью получения лицензии детским садом.

Представитель МДОУ <данные изъяты> пояснила, что лицензия на право осуществления образовательной деятельности у учреждения закончилась. Для оборудования помещения детского сада в 2009-2010 годах администрацией района выделялись дополнительные денежные средства: 99 тыс. рублей на ремонт туалета, 301 тыс. рублей на ремонт отопления. По предписанию от ДД.ММ.ГГГГ дополнительное финансирование не осуществлялось, а для устранения нарушений, указанных в предписании необходимо дополнительное финансирование. Перед учредителем неоднократно ставился вопрос о необходимости выделения дополнительных денежных средств на выполнение работ для устранения выявленных нарушений.

Заслушав объяснения сторон, изучив документы дела, суд считает, что они подлежат удовлетворению.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, договора о передаче муниципального имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за МДОУ <данные изъяты> зарегистрировано право оперативного управления на одноэтажное кирпичное здание детского сада общей площадью 328.8 кв.м. с пристроем, пристроем, пристроем, пристроем, кухней, пристроем, котельной, навесом, навесом, навесом, навесом по адресу: <адрес> (л.д.27-29, 31-33).

Срок лицензии, выданной МДОУ <данные изъяты> Департаментом образования Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ на право осуществления образовательной деятельности истек 27.10.2010 года (л.д. 26).

Согласно предписанию от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека МДОУ <данные изъяты> не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям, предусмотренным п.п. 2.1.17., 2.1.32, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.5, 2.4.2, 2.6.4 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (далее СанПин 2.4.1.1249-03) (л.д. 30).

Судом установлено, что надзорным органом в деятельности МДОУ <данные изъяты> в октябре 2010 года были выявлены нарушения требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства, у учреждения отсутствует лицензия на право осуществления образовательной деятельности. Причиной неисполнения указанных в предписании требований является отсутствие необходимого финансирования со стороны органов местного самоуправления, по указанной причине у учреждения отсутствует лицензия на право осуществления образовательной деятельности.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Указанное положение закреплено в Уставе Октябрьского муниципального района Пермского края, утвержденного постановлением главы Октябрьского муниципального района Пермского края от 01.12.2009 г № 766.

Согласно п. 1 статьи 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Финансирование муниципальных учреждений, согласно п.3 ч.1 ст.17 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов.

В соответствии с ч.1 ст. 27 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края администрация Октябрьского муниципального района -орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции, наделенный в соответствии с Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Октябрьского муниципального района.

В соответствии с п. 21 ч. 2 ст. 27.1 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края в рамках исполнительно-распорядительных функций администрация Октябрьского района осуществляет обеспечение организации, содержания и развития муниципальных образовательных учреждений.

Согласно п.1.3 Устава МДОУ <данные изъяты> учредителем учреждения является муниципальное образование Октябрьский район в лице администрации Октябрьского муниципального района Пермского края. Согласно п.1.9 Устава собственником имущества Детского сада является муниципальное образование Октябрьский муниципальный район (л.д. 16-20).

В силу п.2 ст.120 ГК РФ МДОУ <данные изъяты> является муниципальным бюджетным учреждением, которое полностью финансируется собственником (учредителем).

Согласно п.п. 6.1 Устава МДОУ <данные изъяты> финансирование основной уставной деятельности Детского сада осуществляется учредителем на основе федеральных нормативов и нормативов Пермского края и закрепляются утвержденной в установленном порядке смете расходов ( л.д. 16-20).

Согласно п. в п. 6.1.1 Устава МДОУ <данные изъяты> бюджетные средства, выделенные Детскому саду должны обеспечивать формирование и развитие материально-технической базы, необходимой для реализации в полном объеме образовательных программ в пределах единого государственного образовательного стандарта дошкольного образования (л.д. 16-20).

Из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что администрация Октябрьского муниципального района как учредитель МДОУ <данные изъяты> должна осуществлять финансовое обеспечение Детского сада, выделенные МДОУ <данные изъяты> бюджетные средства должны в полной мере обеспечить, в том числе формирование и развитие материально-технической базы для реализации в полном объеме образовательных программ, в том числе и на устранение нарушений, выявленных предписанием от ДД.ММ.ГГГГ, по которому предложено: оборудовать туалетное помещение, оборудовать раздельные входы (окна) для сдачи грязного и получения чистого белья, организовать отделку стен помещения постирочной и гладильной, организовать отделку полов и помещениях постирочной и гладильной, установить специальный сушильный шкаф для одежды и обуви или шкафы для верхней одежды или оборудовать сушильными устройствами, оградить отопительные приборы в спальном помещении деревянными решетками.

Из справок, писем, ходатайств МДОУ <данные изъяты> выписок из бюджетной росписи за 2009г., 2010 г., 2011г., товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ, счета от ДД.ММ.ГГГГ, локального сметного расчета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на обеспечение деятельности МДОУ <данные изъяты> в 2009, 2010 годах Администрацией Октябрьского муниципального района направлено: на работы, услуги по содержанию имущества - 7776.50 руб., на текущий ремонт в постирочной 80310 руб., на установку оконных блоков 277422.72 руб., прочие работы, услуги 2549.35 руб., в 2011 году - на работы, услуги по содержанию имущества -20000 руб., на прочие работы, услуги - 52070.00 руб. (л.д. 42-51, 56-61, 62-63, 64-65). Из пояснений представителя администрации Октябрьского муниципального района и представителя МДОУ «Атнягузинский детский сад» следует, что для оборудования помещения детского сада в 2009, 2010, 2011 годах администрацией района выделялись дополнительные денежные средства, в том числе были выделены денежные средства на ремонт туалета, на ремонт отопления, на устранение нарушений, выявленных в предписании надзорного органа.

Собственных средств МДОУ <данные изъяты> не имеет, что подтверждается справкой о том, что МДОУ <данные изъяты> дополнительной финансовой деятельностью по получению прибыли в 2009-2010 г.г. не занимался (л.д. 41, 55).

В судебном заседании установлено, что администрацией Октябрьского муниципального района производилось финансирование, в том числе дополнительное, МДОУ <данные изъяты> на формирование и развитие материально-технической базы для реализации учреждением образовательных программ, в том числе и на устранение нарушений, выявленных в предписании надзорного органа.

Таким образом, судом не установлено бездействие администрации Октябрьского муниципального района по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, отмеченных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, поэтому требования о признании незаконным бездействие администрации суд полагает необоснованными и считает, что в их удовлетворении следует отказать.

В то же время суд считает, что действия администрации Октябрьского муниципального района по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, отмеченных в акте надзорного органа не являются достаточными, ряд нарушений требований норм санитарно -эпидемиологического законодательства до настоящего времени не устранены, у учреждения отсутствует лицензия на осуществление образовательной деятельности, поэтому суд считает необходимым обязать администрацию Октябрьского муниципального района устранить допущенные нарушения по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, отмеченных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края в случае отсутствия у МДОУ <данные изъяты> денежных средств, достаточных для устранения нарушений, указанных в предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор Южного Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ предоставить МДОУ <данные изъяты> денежные средства на устранение в МДОУ <данные изъяты> нарушений, указанных в предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор Южного Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в объеме, необходимом для выполнения работ по приведению здания, занимаемого учреждением, в соответствие с действующим законодательством.

В удовлетворении требований о признании незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района Пермского края по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в МДОУ <данные изъяты> нарушений, указанных в предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор Южного Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский райсуд в течение 10 дней, начиная с 24 января 2011 г.

Председательствующий:           подпись                                                      Для исключений

Верно.Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200