признание незаконным бездествие администрации



Дело № 2- 67/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Октябрьский                                                                                            17 января 2011 года

     Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Частухиной Г. Г.,

с участием прокурора Борцовой В. В.,

представителя администрации Октябрьского муниципального района Пермского края Анфиногеновой <данные изъяты>

представителя заинтересованного лица МДОУ <данные изъяты> <данные изъяты>

при секретаре Хамиевой З. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский дело по заявлению прокурора Октябрьского района о признании незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района, не принявшей мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, выявленных в деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения <данные изъяты>

В обоснование своих требований указал, что МДОУ <данные изъяты> не имеет лицензии на право осуществления образовательной деятельности, срок её действия истек ДД.ММ.ГГГГ. Для получения соответствующей лицензии необходимо наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности (включая помещения для работы медицинских работников, питания учащихся и воспитанников) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством требованиям. За МДОУ <данные изъяты> закреплено на праве оперативного управления муниципальное имущество -здание детского сада с постройками по адресу <адрес>. Согласно предписанию от ДД.ММ.ГГГГ (далее Предписание от ДД.ММ.ГГГГ), выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека МДОУ <данные изъяты> не соответствует государственным санитарным эпидемиологическим правилам и нормам. Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ ОГПН в <адрес> 22 ОГПН (далее акт от ДД.ММ.ГГГГ) выявлены нарушения пожарной безопасности. Основной причиной неисполнения требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности является отсутствие должного финансирования со стороны органов местного самоуправления. Финансирование муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. Выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, у учреждения отсутствует лицензия на право осуществления образовательной деятельности, до настоящего времени администрация Октябрьского муниципального района как учредитель не приняла действенных мер по финансированию затрат, направленных на устранение выявленных нарушений. Бездействием органа местного самоуправления затрагиваются права неопределенного круга лиц-воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их законных представителей.

Согласно уточненного заявления просит признать незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района Пермского края по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в МДОУ <данные изъяты> нарушений, указанных в предписании Южного Территориального отдела Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ и акте обследования от ДД.ММ.ГГГГ ОГПН в <адрес> 22 ОГПН.

Обязать администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края в случае отсутствия у МДОУ <данные изъяты> денежных средств, достаточных для выполнения работ, указанных в предписании Южного Территориального отдела Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ и акте обследования от ДД.ММ.ГГГГ ОГПН в <адрес> 22 ОГПН, предоставить МДОУ <данные изъяты> денежные средства на устранение в МДОУ <данные изъяты> нарушений, указанных в предписании Южного Территориального отдела Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ и акте обследования от ДД.ММ.ГГГГ ОГПН в <адрес> 22 ОГПН в объеме, необходимом для выполнения работ по приведению здания, занимаемого учреждением в соответствие с действующим законодательством.

В судебном заседании прокурор на доводах, указанных в заявлении, настаивал, просил требования удовлетворить.

Представитель администрации Октябрьского муниципального района Пермского края Анфиногенова <данные изъяты> с заявленными требованиями прокурора не согласилась, пояснила, что в 2009-2010 г. г. для устранения выявленных нарушений для МДОУ <данные изъяты> выделились денежные средства, что подтверждается выпиской из бюджетной росписи за 2009, 2010,2011 г.г..

Представитель <данные изъяты> пояснила, что по ходатайству детского сада администрацией Октябрьского муниципального района Пермского края выделялись дополнительные финансовые средства на ремонтные работы, в учреждении устранен ряд выявленных нарушений, но остались невыполненными еще некоторые пункты предписаний, для устранения которых необходимо дополнительное финансирование. Перед учредителем неоднократно ставился вопрос о необходимости выделения дополнительных денежных средств на выполнение работ для устранения выявленных нарушений.

Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, изучив документы дела, суд считает, что они подлежат удовлетворению частично.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, договора о передаче муниципального имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за МДОУ <данные изъяты> зарегистрировано право оперативного управления на одноэтажное кирпичное здание детского сада общей площадью 703.7 кв.м. с пристроем, 2 верандами, мастерской, 4 складами по адресу: <адрес> (л.д.29-32).

Срок лицензии, выданной МДОУ <данные изъяты> Департаментом образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на право осуществления образовательной деятельности истек ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23).

Согласно предписанию от ДД.ММ.ГГГГ , выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека МДОУ <данные изъяты> не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям, предусмотренным п.п. 2.1.12., 2.1.13., 2.1.15, 2.1.19, 2.2.17, 2.2.18., 2.3.3., 2.3.4., 2.4.2., 2.4.4, 2.4.5, 2.4.13, 2.4.15, 2.4.18, 2.7.6, 2.5.15, 2.9.2, 2.10.2, 2.10.8, 2.10.10, 2.10.23, 2.10.24 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (далее СанПин 2.4.1.1249-03), п.п. 2.6, 4.15, 3.3., 2.2.2, 2.3.1, 6.10, 6.19, 7.7., 7.8., 7.2.9, 9.1 СП 3.3.6. 1079 -01 «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», п.п. 3.3, 3.8 СанПин 3.2.1333-03 «Профилактика паразитарных болезней на территории РФ», п. 3.4.6 СанПин 2.3.2 1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов» (л.д. 24-26).

Из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, выданного 22 отделом Государственного пожарного надзора, следует, что в МДОУ <данные изъяты> выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности: п.п. 3, 53 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом Минисерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 г. и п. 6.16, 6.25, 6.18 СНиП 21-09-97 (л.д. 27-28).

Судом установлено, что надзорными органами в деятельности МДОУ <данные изъяты> в мае 2009 года и в июле 2010 года были выявлены нарушения требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности, у учреждения отсутствует лицензия на право осуществления образовательной деятельности. Причиной неисполнения указанных требований является отсутствие достаточного финансирования со стороны органов местного самоуправления, по указанной причине у учреждения отсутствует лицензия на право осуществления образовательной деятельности.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Указанное положение закреплено в Уставе Октябрьского муниципального района Пермского края, утвержденного постановлением главы Октябрьского муниципального района Пермского края от 01.12.2009 г № 766 (л.д. 6-22).

Согласно п. 1 статьи 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Финансирование муниципальных учреждений, согласно п.3 ч.1 ст.17 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов.

В соответствии с ч.1 ст. 27 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края администрация Октябрьского муниципального района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции, наделенный в соответствии с Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Октябрьского муниципального района.

В соответствии с п. 21 ч. 2 ст. 27.1 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края в рамках исполнительно-распорядительных функций администрация Октябрьского района осуществляет обеспечение организации, содержания и развития муниципальных образовательных учреждений.

Согласно п.1.3 Устава МДОУ <данные изъяты> его учредителем является муниципальное образование Октябрьский район в лице администрации Октябрьского муниципального района Пермского края. Согласно п.1.9 Устава собственником имущества Детского сада является муниципальное образование Октябрьский муниципальный район (л.д. 7-8).

В силу п.2 ст.120 ГК РФ МДОУ <данные изъяты> является муниципальным бюджетным учреждением, которое полностью финансируется собственником (учредителем).

Согласно п.п. 6.1 Устава МДОУ <данные изъяты> финансирование основной уставной деятельности Детского сада осуществляется учредителем на основе федеральных нормативов и нормативов Пермского края и закрепляются утвержденной в установленном порядке смете расходов (л.д. 20).

Согласно п. в п. 6.1.1 Устава МДОУ <данные изъяты> бюджетные средства, выделенные Детскому саду должны обеспечивать формирование и развитие материально-технической базы, необходимой для реализации в полном объеме образовательных программ в пределах единого государственного образовательного стандарта дошкольного образования (л.д. 20).

Из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что администрация Октябрьского муниципального района как учредитель МДОУ <данные изъяты> должна осуществлять финансовое обеспечение Детского сада, выделенные МДОУ <данные изъяты> бюджетные средства должны в полной мере обеспечить формирование и развитие материально-технической базы для реализации в полном объеме образовательных программ.

Из справок, писем, ходатайств МДОУ <данные изъяты> выписок из бюджетной росписи следует, что на обеспечение деятельности МДОУ <данные изъяты> в 2009, 2010, 2011 годах администрацией Октябрьского муниципального района направлено: на работы, услуги по содержанию имущества - 82306.18 руб., на увеличение стоимости основных средств -55723.82 руб., на увеличение стоимости материальных запасов - 228050.00 руб. (л.д. 70-96). Из материалов дела следует, что ряд выявленных в образовательном учреждении нарушений устранены за счет выделенных дополнительных средств администрации Октябрьского муниципального района, а именно: построены теневые навесы, оборудована физкультурная площадка, установлен мусоросборник для пищевых отходов, туалеты в старшей группе оборудовали отдельными кабинами, организована отделка стен и помещений, организовано оборудование шкафов для верхней одежды, заказаны столы для подготовительной группы, организован подбор мебели для детей с учетом антропометрических показателей, приобретены кровати для ясельной группы, приведена в соответствие расстановка кроватей, в туалетах установлены шкафы для уборочного инвентаря, в помещении пищеблока приведено в соответствие искусственное освещение, в холодном цехе пищеблока оборудован смеситель с горячей водой, разделочные доски в группах и на пищеблоке приведены в соответствие, посуда в буфетных группах приведена в соответствие, мытье посуды организовано в соответствии с требованиями, организован прием продовольственного сырья и пищевых продуктов согласно требованиям, организовано сохранение маркировочного ярлыка каждого тарного места, организован отбор суточных проб согласно требованиям (л.д. 41-56).

Согласно представленной справки МДОУ <данные изъяты> собственных денежных средств не имеет. (л.д. 69)

То есть судом установлено, что администрацией Октябрьского муниципального района обязанности по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, указанных в актах надзорных органах, выполнялись и значительная часть недостатков, указанных в предписании и акте устранена.

Таким образом, в судебном заседании не установлено бездействие администрации Октябрьского муниципального района по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, отмеченных в предписании Южного Территориального отдела Роспотребсоюза от ДД.ММ.ГГГГ и акте обследования от ДД.ММ.ГГГГ ОГПН в <адрес> 22 ОГПН, поэтому требования о признании незаконным бездействие администрации суд полагает необоснованными и считает, что в их удовлетворении следует отказать.

В то же время суд считает, что действия администрации Октябрьского муниципального района по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, отмеченных в актах надзорных органов не являются достаточными, с момента вынесения указанных актов прошло много времени, а ряд нарушений требований норм санитарно - эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности до настоящего времени не устранены, у учреждения отсутствует лицензия на осуществление образовательной деятельности, поэтому суд считает необходимым обязать администрацию Октябрьского муниципального района устранить допущенные нарушения по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, отмеченных в предписании Южного Территориального отдела Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ и акте обследования от ДД.ММ.ГГГГ ОГПН в <адрес> 22 ОГПН.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

        Обязать администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края в случае отсутствия у МДОУ <данные изъяты> денежных средств, достаточных для выполнения работ, указанных в предписании Южного Территориального отдела Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ и акте обследования от ДД.ММ.ГГГГ ОГПН в <адрес> 22 ОГПН, предоставить МДОУ <данные изъяты> денежные средства на устранение в МДОУ <данные изъяты> нарушений, указанных в предписании Южного Территориального отдела Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ и акте обследования от ДД.ММ.ГГГГ ОГПН в <адрес> 22 ОГПН в объеме, необходимом для выполнения работ по приведению здания, занимаемого учреждением в соответствие с действующим законодательством.

В удовлетворении требований о признании незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района <адрес> по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в МДОУ <данные изъяты> нарушений, указанных в предписании Южного Территориального отдела Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ и акте обследования от ДД.ММ.ГГГГ ОГПН в <адрес> 22 ОГПН - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский райсуд в течение 10 дней, начиная с 21 января 2011 г.

Председательствующий:            подпись                                                  Г. Г. Частухина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200