признание незаконным бездествие администрации



Дело № 2- 60/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Октябрьский                                                                                            19 января 2011 года

     Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Частухиной Г. Г.,

с участием прокурора Миличенко А. В.,

представителя администрации Октябрьского муниципального района Пермского края Анфиногеновой <данные изъяты>

представителя заинтересованного лица МДОУ <данные изъяты>

при секретаре Хамиевой З. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский дело по заявлению прокурора Октябрьского района о признании незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района, не принявшей мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, выявленных в деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения <данные изъяты> В обоснование своих требований указал, что МДОУ <данные изъяты> не имеет лицензии на право осуществления образовательной деятельности, срок которой истек 15.02.2010 года. Для получения соответствующей лицензии необходимо наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности (включая помещения для работы медицинских работников, питания учащихся и воспитанников) и отвечающих установленным <данные изъяты> закреплено на праве оперативного управления муниципальное имущество - одноэтажное кирпичное здание детского сада с навесом столовой котельной по адресу <адрес>. Согласно санитарно-эпидемиологического заключения от ДД.ММ.ГГГГ , выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее санитарно-эпидемиологического заключения от ДД.ММ.ГГГГ выданного на основании экспертного заключения Южного филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (далее экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ ), предписания отделения ГПН в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , МДОУ <данные изъяты> не соответствует государственным санитарным эпидемиологическим правилам и нормам, пожарной безопасности. Основной причиной неисполнения требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности является отсутствие должного финансирования со стороны органов местного самоуправления. Финансирование муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. Выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, у учреждения отсутствует лицензия на право осуществления образовательной деятельности, до настоящего времени администрация Октябрьского муниципального района как учредитель не приняла действенных мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, указанных в экспертных заключениях и предписании о пожарной безопасности. Бездействием органа местного самоуправления затрагиваются права неопределенного круга лиц-воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их законных представителей.

Согласно уточненного заявления просит признать незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района Пермского края по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в МДОУ <данные изъяты> нарушений, указанных в экспертном заключении Южного филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от ДД.ММ.ГГГГ «О несоответствии санитарным правилам объектов хозяйственной и иной деятельности, работ, услуг» и предписании отделения ГПН <адрес> 22 отдела ГПН от ДД.ММ.ГГГГ о пожарной безопасности. Обязать администрацию Октябрьского муниципального района <адрес> в случае отсутствия у МДОУ <данные изъяты> денежных средств, достаточных для выполнения работ, указанных в данном экспертном заключении и предписании ГПН, предоставить МДОУ <данные изъяты> денежные средства на устранение выявленных нарушений, в объеме, необходимом для выполнения работ по приведению здания, занимаемого учреждением в соответствие с действующим законодательством.

В судебном заседании прокурор на доводах, указанных в заявлении, настаивал, просил требования удовлетворить.

Представитель администрации Октябрьского муниципального района Пермского края <данные изъяты> с заявленными требованиями прокурора не согласилась, пояснила, что для устранения выявленных нарушений для данного детского сада выделились дополнительные денежные средства с целью получения лицензии.

Представитель МДОУ <данные изъяты> пояснила, что лицензия у учреждения закончилась. Для оборудования помещения детского сада в 2009, 2010, 2011 годах администрацией района выделялись дополнительные денежные средства, в том числе и на финансирование затрат, направленных на устранение нарушений, указанных в экспертном заключении. Почти все нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства они устранили, также устранили нарушения пожарной безопасности по предписанию, остались невыполненными требования о соответствии ширины дверей, поскольку для этого необходима перепланировка детского сада.

Заслушав объяснения сторон, изучив документы дела, суд считает, что они подлежат удовлетворению частично.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, договора о передаче муниципального имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ, за МДОУ <данные изъяты> зарегистрировано право оперативного управления на одноэтажное здание детского сада общей площадью 337.4 кв.м. с постройками по адресу: <адрес> (л.д.27, 30-32).

Срок лицензии выданной МДОУ <данные изъяты> Департаментом образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года на право осуществления образовательной деятельности истек 15.02.2010 года (л.д. 26).

Согласно санитарному заключению от ДД.ММ.ГГГГ и эпидемиологическому заключению от ДД.ММ.ГГГГ, выданных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> Южным филиалом центра гигиены и эпидемиологии в <адрес>, МДОУ <данные изъяты> не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям, предусмотренным п.п. 2.1.10., 2.1.12., 2.1.14., 2.2.17., 2.2.18., 2.2.22., 2.3.2., 2.4.2., 2.4.15., 2.7.6 и 2.10.8 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (л.д. 49-53, 44).

Из предписания от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ОГПН в <адрес> 22 отделом Государственного пожарного надзора по Чернушинскому, Бардымскому, Куединскому и Октябрьскому муниципальным районам Главного управления МЧС России по Пермскому краю следует, что при проведении проверки обнаружены нарушения требований пожарной безопасности, всего 14 пунктов. В том числе ширина 3 дверных проемов здания детского сада не соответствуют п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-09-97. (л.д. 23-25).

Судом установлено, что надзорными органами в деятельности МДОУ <данные изъяты> в 2010 году были выявлены нарушения требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства и требований пожарной безопасности, у учреждения отсутствует лицензия на право осуществления образовательной деятельности. Причиной неисполнения указанных в предписании и экспертном заключении требований является отсутствие необходимого финансирования со стороны органов местного самоуправления, по указанной причине у учреждения отсутствует лицензия на право осуществления образовательной деятельности.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Указанное положение закреплено в Уставе Октябрьского муниципального района Пермского края, утвержденного постановлением главы Октябрьского муниципального района Пермского края от 01.12.2009 г № 766

Согласно п. 1 статьи 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Финансирование муниципальных учреждений, согласно п.3 ч.1 ст.17 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов.

В соответствии с ч.1 ст. 27 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края администрация Октябрьского муниципального района -орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции, наделенный в соответствии с Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Октябрьского муниципального района.

В соответствии с п. 21 ч. 2 ст. 27.1 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края в рамках исполнительно-распорядительных функций администрация Октябрьского района осуществляет обеспечение организации, содержания и развития муниципальных образовательных учреждений.

Согласно п.1.3 Устава МДОУ <данные изъяты> учредителем учреждения является муниципальное образование Октябрьский район в лице администрации Октябрьского муниципального района Пермского края. Согласно п.1.9 Устава собственником имущества Детского сада является муниципальное образование Октябрьский муниципальный район (л.д. 7-8).

В силу п.2 ст.120 ГК РФ МДОУ <данные изъяты> является муниципальным бюджетным учреждением, которое полностью финансируется собственником (учредителем).

Согласно п.п. 6.1 Устава МДОУ <данные изъяты> финансирование основной уставной деятельности Детского сада осуществляется учредителем на основе федеральных нормативов и нормативов Пермского края и закрепляются утвержденной в установленном порядке смете расходов (л.д. 20).

Согласно п. «в» п. 6.1.1 Устава МДОУ <данные изъяты> бюджетные средства, выделенные Детскому саду должны обеспечивать формирование и развитие материально-технической базы, необходимой для реализации в полном объеме образовательных программ в пределах единого государственного образовательного стандарта дошкольного образования (л.д. 20).

Из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что администрация Октябрьского муниципального района как учредитель МДОУ <данные изъяты> должна осуществлять финансовое обеспечение Детского сада, выделенные Детскому саду бюджетные средства должны в полной мере обеспечить, в том числе формирование и развитие материально-технической базы для реализации в полном объеме образовательных программ, в том числе и на устранение нарушений, выявленных надзорными органами.

Из представленной в суд переписки, выписок из бюджетной росписи за 2009, 2010, 2011 год, сметной стоимости строительных работ, приказа Районного Управления образования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на обеспечение деятельности МДОУ <данные изъяты> Администрацией Октябрьского муниципального района направлено: на строительство веранды в первом квартале 2010 года -105455 руб., в 2009 году на работы, услуги по содержанию имущества - 2152.84.00 руб., на прочие работы, услуги 9277.78 руб., на увеличение стоимости основных средств 12 173.00 руб.; в 2010 году на работы, услуги по содержанию имущества -225518.50 руб., прочие работы, услуги-44459.53 руб., на увеличение стоимости основных средств 223210.00 руб., на увеличение стоимости материальных запасов 62216.19 руб.; в 2011 году на работы, услуги по содержанию имущества -41600.00 руб., прочие работы, услуги 68114.00 руб., на увеличение стоимости основных средств 3420.00 руб., на увеличение стоимости материальных запасов 52100.00 руб. На проведение противопожарных мероприятий по огнезащитной обработке деревянных конструкций увеличен кассовый план по коду 225 в сумме 122888 руб. для детских садов, в том числе для МДОУ <данные изъяты> 15919 руб.( л.д. ). Из материалов дела следует, что ряд выявленных в образовательном учреждении нарушений, устранены за счет выделенных дополнительных средств администрации Октябрьского муниципального района, а именно: построены теневые навесы, оборудована площадка для сбора мусора и отходов, устранены нарушения в помещении постирочной, групповые площадки ограждены кустарником, проведена реконструкция помещений, оформлен новый технический паспорт здания. Выявленные нарушения пожарной безопасности не устранены неполностью, поскольку это не соответствует условиям несущей способности стен и перегородок, необходимо соответствующее решение собственника муниципального имущества (л.д.).

Согласно представленной справки МДОУ <данные изъяты> собственных средств не имеет (л.д. )

То есть судом установлено, что Администрацией Октябрьского муниципального района обязанности по финансированию затрат, направленных на устранение значительной части нарушений, указанных в актах надзорных органах, выполнялись.

Таким образом, судом не установлено бездействие администрации Октябрьского муниципального района по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, отмеченных в экспертном заключении от ДД.ММ.ГГГГ и предписании отделения ГПН в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , поэтому требования о признании незаконным бездействие администрации суд полагает необоснованными и считает, что в их удовлетворении следует отказать.

В то же время суд считает, что действия администрации Октябрьского муниципального района по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, отмеченных в актах надзорных органов не являются достаточными, с момента вынесения указанных актов прошло достаточно времени, а ряд нарушений требований норм санитарно -эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности до настоящего времени не устранены, у учреждения отсутствует лицензия на осуществление образовательной деятельности, поэтому суд считает необходимым обязать администрацию Октябрьского муниципального района устранить допущенные нарушения по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, отмеченных в экспертном заключении от ДД.ММ.ГГГГ и предписании отделения ГПН в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края в случае отсутствия у МДОУ <данные изъяты> денежных средств, достаточных для выполнения работ по устранению нарушений, указанных в экспертном заключении Южного филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от ДД.ММ.ГГГГ «О несоответствии санитарным правилам объектов хозяйственной и иной деятельности, работ, услуг» и предписании отделения ГПН <адрес> 22 отдела ГПН от ДД.ММ.ГГГГ , предоставить МДОУ <данные изъяты> денежные средства на устранение в МДОУ <данные изъяты> нарушений, указанных в экспертном заключении Южного филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от ДД.ММ.ГГГГ «О несоответствии санитарным правилам объектов хозяйственной и иной деятельности, работ, услуг» и предписании отделения ГПН <адрес> 22 отдела ГПН от ДД.ММ.ГГГГ , в объеме, необходимом для выполнения работ по приведению здания, занимаемого учреждением, в соответствие с действующим законодательством.

В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации Октябрьского муниципального района Пермского края по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в МДОУ <данные изъяты> нарушений, указанных в экспертном заключении Южного филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от ДД.ММ.ГГГГ «О несоответствии санитарным правилам объектов хозяйственной и иной деятельности, работ, услуг» и предписании отделения ГПН <адрес> 22 отдела ГПН от ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский райсуд в течение 10 дней, начиная с 24 января 2011 г.

Председательствующий:         подпись                                                     Г. Г. Частухина

Верно.Судья: