Дело № 2- 66/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Октябрьский 20 января 2011 года Октябрьский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Частухиной Г. Г., с участием прокурора Семаковой В.В., представителя заинтересованного лица МОУ <данные изъяты> при секретаре Хамиевой З. А., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский дело по заявлению прокурора Октябрьского района о признании незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района, не принявшей мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, выявленных в деятельности муниципального общеобразовательного учреждения <данные изъяты> В обоснование своих требований указал, что МОУ <данные изъяты> не имеет лицензии на право осуществления образовательной деятельности, срок которой истек ДД.ММ.ГГГГ. Для получения соответствующей лицензии необходимо наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности (включая помещения для работы медицинских работников, питания учащихся и воспитанников) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством требованиям. За МОУ <данные изъяты> закреплено на праве оперативного управления муниципальное имущество - 3-х этажное здание школы общей площадью 3339 кв.м.. Согласно предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ № в деятельности МОУ <данные изъяты> выявлены многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а также условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых инфекционных заболеваний (отравления) людей.Основной причиной неисполнения требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства является отсутствие должного финансирования со стороны органов местного самоуправления. Финансирование муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. Несмотря на то, что срок лицензии на право осуществления образовательной деятельности в МОУ <данные изъяты> истек, имущество, находящееся на праве оперативного управления у учреждения не соответствует требованиям норм санитарно-эпидемиологического законодательства, до настоящего времени администрация Октябрьского муниципального района как учредитель в нарушение обязанности, возложенной на неё нормативно-правовыми актами, не приняла действенных мер по финансированию затрат, направленных на устранение выявленных нарушений. Бездействием органа местного самоуправления затрагиваются права неопределенного круга лиц-обучающихся в образовательном учреждении, их законных представителей. Просит признать незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района Пермского края по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в МОУ <данные изъяты> нарушений, указанных в предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарны0-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ №. Обязать администрацию Октябрьского муниципального района <адрес> в случае отсутствия у МОУ <данные изъяты> денежных средств, достаточных для выполнения работ, указанных в предписании в предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарный-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставить МОУ <данные изъяты> денежные средства на устранение в МОУ <данные изъяты> выявленных нарушений, в объеме, необходимом для выполнения работ по приведению здания, занимаемого учреждением в соответствие с действующим законодательством. В судебном заседании прокурор на доводах, указанных в заявлении, настаивал, просил требования удовлетворить. Представитель администрации Октябрьского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. Представитель заинтересованного лица МОУ <данные изъяты> пояснил, что по ходатайству школы администрацией Октябрьского муниципального района проводилось дополнительное финансирование учреждения, в школе устранены выявленные нарушения по 24 пунктам, указанным в предписании должностного лица, но остались невыполненными еще некоторое пункты предписания, для устранения которых необходимо значительные дополнительные денежные суммы, также работы необходимо проводить в каникулярное время, чтоб не срывать учебный процесс. Работа по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства ведется, намерен ходатайствовать перед учредителем для выделения школе дополнительных денежных средств. Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд считает, что требования подлежат частичному удовлетворению. Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, договора о передаче муниципального имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения Управления имущественных отношений строительства и жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ за МОУ <данные изъяты> зарегистрировано право оперативного управления на 3-х этажное здание школы из сборно-бетонных панелей общей площадью 3339 кв.м по адресу: <адрес> (л.д.26-29). Срок лицензии, выданной МОУ <данные изъяты> Департаментом образования Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ на право осуществления образовательной деятельности истек 16.12.2010 года (л.д. 30). Согласно предписанию должностного лица Южного территориального отдела Управления по Пермскому краю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ № в деятельности МОУ <данные изъяты> выявлены нарушения государственных санитарно-эпидемиологическим требований, предусмотренных п.п. 2.3.5., 2.3.10., 2.3.11., 2.3.17., 2.3.20., 2.3.23, 2.3.24., 2.7.5., 2.4.2., 2.2.4., 2.4.5, 2.4.8., 2.5.1., 2.6.1., 2.10.2., 2.11.10 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям и режиму обучения в общеобразовательных учреждениях», «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», п.п. 3.3СанПин 3.2.1333-03 «Профилактика паразитарных болезней на территории РФ», п. 5.4., 5.6., 8.8., 1.7., 6.41., 11.12., 11.11.,2.17. СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно -эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п.3.2. СП 3.3.2342-08 «Обеспечение безопасности иммунизации», п. 5.17 Методических указаний МУ 3.3.2.1121-02 «Организация и контроль за соблюдением правил хранения и транспортирования медицинских иммунобиологических препаратов», п. 5.7. СП 3.3.2. 1248-03 «Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов», 6.4., 6.5., 6.8., 6.9., 6.14. СанПин 4.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» ( л.д. 32-36). Судом установлено, что должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в деятельности МОУ <данные изъяты> в октябре 2010 года были выявлены нарушения требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства, у учреждения отсутствует лицензия на право осуществления образовательной деятельности. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Указанное положение закреплено в Уставе Октябрьского муниципального района Пермского края, утвержденного постановлением главы Октябрьского муниципального района Пермского края от 01.12.2009 г № 766 (л.д. 6-22). Согласно п. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Финансирование муниципальных учреждений, согласно п.3 ч.1 ст.17 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. В соответствии с ч.1 ст. 27 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края администрация Октябрьского муниципального района -орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции, наделенный в соответствии с Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Октябрьского муниципального района. В соответствии с п. 21 ч. 2 ст. 27.1 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края в рамках исполнительно-распорядительных функций администрация Октябрьского района осуществляет обеспечение организации, содержания и развития муниципальных образовательных учреждений. Согласно п.1.3 Устава МОУ <данные изъяты> утвержденного постановлением администрации Октябрьского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № учредителем МОУ <данные изъяты> является муниципальное образование «Октябрьский муниципальный район» в лице администрации Октябрьского муниципального района <адрес> (л.д. 11-25). В силу п.2 ст.120 ГК РФ МОУ <данные изъяты> является муниципальным бюджетным учреждением, которое полностью финансируется собственником (учредителем). Согласно п.п. 3.3. Устава МОУ <данные изъяты> деятельность Школы финансируется её Учредителем в соответствии с договором между ними. В соответствии с п. 2.1.1 договора о взаимоотношениях между учредителем и образовательным учреждением, заключенным между МОУ <данные изъяты> и администрацией Октябрьского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ учредитель обязуется принимать меры по укреплению материально-технической базы Учреждения, выделять дополнительные денежные средства на текущий и капитальный ремонт в соответствии с требованиями по лицензированию и аккредитации за счет дополнительно полученных доходов в бюджет района (л.д. 24-25). Из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что администрация Октябрьского муниципального района как учредитель МОУ <данные изъяты> должна осуществлять финансовое обеспечение МОУ <данные изъяты> выделять дополнительные денежные средства на текущий и капитальный ремонт в соответствии с требованиями по лицензированию и аккредитации. Однако, в настоящее время лицензия у школы отсутствует по причине выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, для устранения которых необходимо дополнительное финансирования со стороны органа местного самоуправления. Из информации о выполнении предписания от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями, письма о выдаче положительного санитарно-эпидемиологического заключения от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что МОУ <данные изъяты> выполнены пункты предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: оборудован гардероб обучающихся 1 А класса; душевая для девочек в спортивном зале приведена в соответствии с требованиями; заключен договор о сотрудничестве между Школой и Октябрьской районной центральной библиотекой о предоставлении читального зала, информационных материалов; цветовая маркировка учебных столов проведена в соответствие с требованиями; проведен осмотр учащихся на педикулез после осенних каникул; в камере холодильника для хранения МИБП на нижней полке имеются бутыли с подкрашенной водой; термоконтейнер для временного хранения и транспортирования медицинских препаратов обеспечен паспортом и инструкцией по применению; имеется план экстренных мероприятий по обеспечению «Холодовой» цепи; лекарственные средства уничтожаются в срок, проведена профилактика против гепатита и дифтерии; разработано примерное меню в соответствии с рекомендацией. Планируется обследование учащихся младшего школьного возраста, закуплено оборудование и материалы для медицинского кабинета. Пункты 2.3.6.7.9,10,11,12,13,14 будут выполнены до 01 сентября 2011 года, поскольку на их выполнение необходимо дополнительное финансирование и отсутствие учащихся в помещении школы, так как необходимы покрасочные, сварочные, монтажные работы, на выполнение оставшихся пунктов необходимо 750000 рублей (л.д. 37-57, 58). Согласно письма Южного территориального отдела Управления по Пермскому краю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.12.2010 года, в МОУ <данные изъяты> не устранены нарушения гигиенических требований к условиям и режиму обучения в общеобразовательных учреждениях, не организовано хранение и обработки уборочного инвентаря, не все обучающиеся обеспечены удобным рабочим местом в соответствии с ростом, также не оборудованы кабинеты химии, иностранного языка, информатики и др.. В выдаче санитарно-эпидемиологического заключения отказано (л.д. 59-60). Из представленной в суд переписки, выписки из бюджетной росписи за 2011 год, пояснительной записки к проекту решения от 29.04.2010 года «О внесении изменений в решение Земского Собрания от 25.12.2009 г № 663 «О бюджете Октябрьского муниципального района на 2010 год и на плановый период 2001-2012 годов» следует, на реконструкцию здания МОУ <данные изъяты> в 2010 году выделялись дополнительные денежные средства, также в 2011 году что на обеспечение деятельности МОУ <данные изъяты> администрацией Октябрьского муниципального района направлено: на увеличение стоимости основных средств 1950719.95 руб., на работы, услуги по содержанию имущества -490289.74 руб., на увеличение стоимости основных средств 123425.50 руб., на увеличение стоимости материальных запасов 516101.73 руб.; прочие работы, услуги 481139.00 руб. (л.д. 73-82, 83-88). То есть судом установлено, что администрацией Октябрьского муниципального района обязанности по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, указанных в предписании должностного лица в целях получения учреждением лицензии, частично выполнялись. Таким образом, в судебном заседании не установлено бездействие администрации Октябрьского муниципального района по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, отмеченных в предписании должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ №, поэтому требования о признании незаконным бездействие администрации суд полагает необоснованными и считает, что в их удовлетворении следует отказать. В то же время суд считает, что действия администрации Октябрьского муниципального района по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, отмеченных в актах надзорных органов не являются достаточными, до настоящего времени ряд нарушений требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства не устранены, у учреждения отсутствует лицензия на осуществление образовательной деятельности, поэтому суд считает необходимым обязать администрацию Октябрьского муниципального района устранить допущенные нарушения по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, отмеченных в предписании должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ №. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать администрацию Октябрьского муниципального района <адрес> в случае отсутствия у МОУ <данные изъяты> денежных средств, достаточных для устранения нарушений, указанных в предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор Южного Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № предоставить МОУ <данные изъяты> денежные средства на устранение в МОУ <данные изъяты> нарушений, указанных в предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор Южного Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № в объеме, необходимом для выполнения работ по приведению здания, занимаемого учреждением, в соответствие с действующим законодательством. В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации Октябрьского муниципального района <адрес> по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в МОУ <данные изъяты> нарушений, указанных в предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор Южного Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № - отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский райсуд в течение 10 дней, начиная с 25 января 2011 г. Председательствующий: подпись Г. Г. Частухина Верно. Судья: