признание незаконным бездействие



Дело № 2- 19/11                                    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Октябрьский                                                                                       25 января 2011 года

Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Частухиной Г. Г.,

с участием прокурора прокуратуры Октябрьского района Семаковой В.В.,

представителя истца Зубовой <данные изъяты>

представителя истца Безруких О. С., действующего на основании ордера,

представителя ответчика-администрации Октябрьского муниципального района Пермского края Шестаковой <данные изъяты>

при секретаре Хамиевой З. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский дело по заявлению Беляева <данные изъяты> к администрации Октябрьского муниципального района Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерству социального развития Пермского края об обязывании выдать жилищный сертификат на предоставление субсидии на приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

    Беляев <данные изъяты> обратился в суд к администрации Октябрьского муниципального района Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края Министерству социального развития Пермского края об обязывании выдать жилищный сертификат на предоставление субсидии на приобретение жилого помещения. В обоснование требований указал, что 11.01.2010 года он обратился в администрацию <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. 11 января 2010 года он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В этот же день он обратился в администрацию Октябрьского муниципального района с документами для получения жилищного сертификата на предоставление субсидии на приобретение жилого помещения как ветерану Великой Отечественной войны. Жилищный сертификат ему по настоящее время не выдан. Также ему не выдают официальный отказ в выдаче жилищного сертификата. Согласно дополнительного искового заявления, просил признать незаконным бездействие Правительства Пермского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края и администрации Октябрьского муниципального района Пермского края, обязать Правительство Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерство социального развития Пермского края и администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края оказать ему меры социальной поддержки в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и Федеральным законом от 12.01.1995 г. «О ветеранах» и обязать указанные организации выдать ему жилищный сертификат на предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения.

Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца Безруких О.С. доводы искового заявления поддержал, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель истца Зубова <данные изъяты> доводы искового заявления поддержала, просила требования удовлетворить, дополнила, что Беляев <данные изъяты> её отец, всегда проживал в д. <данные изъяты> Зимой она забирает отца к себе в п. Октябрьский, потому что в деревне нет условий для проживания. Когда отец проживал у неё, то она прописывала его у себя, так как ему необходимо было ходить в больницу, получать пенсию. Летом отец возвращается в деревню, они к нему приезжают и помогают по хозяйству. В данный момент Беляев <данные изъяты> проживает у неё в п. Октябрьский. В д. <данные изъяты> жилое помещение отца непригодно для проживания зимой, нет водопровода, дорог. Коммунальные платежи за жилое помещение в <данные изъяты> все время оплачивал Беляев <данные изъяты>

              Представитель ответчика - администрации Октябрьского муниципального района Пермского края Шестакова <данные изъяты> с иском не согласилась, пояснила, что на сегодняшний день Закона Пермского края о передаче полномочий органам местного самоуправления по предоставлению мер социальной поддержки участникам Великой Отечественной войны, не принят. Администрацией Октябрьского муниципального района Пермского края в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 г. № 21-п обязанности в пределах своих полномочий исполнены в полном объеме: осуществлена постановка на учет Беляева <данные изъяты> сформированы списки граждан, документы Беляева <данные изъяты> направлены в Министерство социального развития.

Представитель ответчика Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен, в письменном отзыве просил в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме, указал, что признание Беляева <данные изъяты> нуждающимся в улучшении жилищных условий относится к полномочиям администрации Октябрьского района. Организация работы по выдаче жилищных сертификатов осуществляется органами местного самоуправления, в которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основании распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений Министерство ЖКХ изготавливает и выдает органам местного самоуправления бланки жилищных сертификатов. Органы местного самоуправления на основании распоряжения Правительства Пермского края выдают жилищные сертификаты гражданам. Денежные средства на приобретение жилых помещений гражданам выделаются на основании распоряжения Правительства Пермского края и уже на основании распоряжения Правительства Пермского края Министерство ЖКХ изготавливает и выдает органам местного самоуправления бланки жилищных сертификатов. Считают Министерство социального развития ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 г. № 21-п, органы местного самоуправления ежегодно формируют списки граждан-получателей субсидий и предоставляют их в Министерство социального развития Пермского края. На Министерство ЖКХ Пермского края возложены функции по выдаче бланков жилищных сертификатов, перечисления средств бюджета Пермского края органам местного самоуправления в соответствии с правовым актом Правительства Пермского края, в связи с этим Министерство ЖКХ не вправе выдать жилищный сертификат.

          Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о дне слушания извещены надлежащим образом.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, допросив свидетелей, изучив документы дела, выслушав заключение прокурора, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению.

Согласно Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:.. обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно Федеральному закону РФ от 21.12.2009 г. ФЗ-327 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах» (вступил в силу 04.01.2010 г), ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны наделены правом получения жилья вне зависимости от времени постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из удостоверений, справки МСЭ, военного билета следует, что Беляев <данные изъяты>. является участником Великой Отечественной войны, является инвалидом первой группы по общему заболеванию (л.д. 6, 7, 11-16). То есть Беляев <данные изъяты> имеет право на льготы, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно заявлению от 11.01.2010 года, справки администрации <данные изъяты> сельского поселения, распоряжению главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, сведений о ветеранах Великой Отечественной войны, стоящих на очереди на улучшение жилищных условий, Беляев <данные изъяты> проживающий в <адрес>, на основании личного заявления поставлен на учет с ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветеран Великой Отечественной войны (л.д. 4, 10, 17, 24- 27).

Согласно справки ГУП «ЦТИ» жилой дом в <адрес> принадлежит Беляеву <данные изъяты> на основании постановления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.81).

Согласно Постановления <данные изъяты> с/с от ДД.ММ.ГГГГ признано право собственности на жилой дом, находящийся в <данные изъяты> сельсовета за Беляевым <данные изъяты> (л.д. 45).

Актом обследования жилого дома, установлено, что принадлежащий Беляеву <данные изъяты> жилой дом, расположенный в <адрес> имеет физический износ 65 %, указанный жилой дом непригоден для проживания (л.д. 8,9).

Таким образом, установлено, что Беляев <данные изъяты> как ветеран Великой Отечественной войны, нуждается в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

В соответствии с. п. 6 ст. 23 6. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 г № 21-п утвержден порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее Постановление).

Пункт 2.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 г № 21-п определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем следующих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - граждане):

инвалидов Великой Отечественной войны;

участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

В соответствии с п. 4.1 Постановления меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются: гражданам, указанным в пункте 1.2.1, в форме субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата или ЕДВ на приобретение (строительство) жилого помещения.

Согласно п. 4.2 Постановления организация работы по выдаче жилищных сертификатов осуществляется органами местного самоуправления, в которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 4.3 Постановления на основании распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам либо о внесении изменений в указанное распоряжение Правительства Пермского края Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее - Министерство ЖКХ) в течение 10 рабочих дней после подписания указанного распоряжения выдает органам местного самоуправления бланки жилищных сертификатов.

Из письма администрации Октябрьского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ адресованного в Министерство социального развития Пермского края следует, что учетное дело Беляева <данные изъяты> находится в Министерстве социального развития, администрация Октябрьского муниципального района просит провести экспертизу учетного дела в отношении Беляева <данные изъяты> и дать официальное заключение (л.д. 30-31). Из ответа на письмо Министерства социального развития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что до 29.12.2009 г. Беляев <данные изъяты>. проживал по адресу <адрес> у дочери. В 2009 году переехал в непригодное жилое помещение в <адрес>. Таким образом, постановка Беляева <данные изъяты> на жилищный учет должна рассматриваться с учетом ст. 53 ЖК РФ, то есть как граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения совершили действия, в результате чего такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Предложено проверить отсутствие (наличие) факта намеренного ухудшения жилищных условий ветерана и о принятом решении уведомить заявителей и Министерство соцразвития. (л.д. 32).

Согласно данных о регистрации Беляева <данные изъяты>. следует, что он с ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета <данные изъяты> сельского поселения, зарегистрирован в п. <адрес> <данные изъяты> снят с учета, зарегистрирован в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года снят с регистрационного учета <данные изъяты> сельской администрации, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в пос. <данные изъяты> снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрирован в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5, 23).

Свидетели ФИО14 пояснил, что как глава администрации <данные изъяты> сельского поселения знает истца Беляева <данные изъяты> Беляев <данные изъяты> проживает в д. <адрес>. В деревне проживает три семьи, нет воды, зимой дороги не чистят. С осени до лета Беляев <данные изъяты>. проживает у дочери в <адрес>, а летом Беляев <данные изъяты> постоянно проживает в деревне. Беляев <данные изъяты>. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, документы на него отправлены в администрацию Октябрьского муниципального района.

Свидетель ФИО11 пояснила, что знает Беляева <данные изъяты> как специалист администрации <данные изъяты> сельского поселения. Беляев <данные изъяты> всю жизнь проживал в д. <адрес> ранее работал в колхозе. В зимний период Беляев <данные изъяты> проживает у дочери, в остальное время проживает в деревне и считается постоянным жителем д<адрес> Беляева <данные изъяты> выписывали, когда он проживал у дочери, чтобы ему удобно было получать пенсию.

Свидетель ФИО12 пояснила, что Беляев <данные изъяты> всю жизнь проживал в <адрес>. В настоящее время в деревне живет только летом, его дочь ФИО15 забирает отца Беляева <данные изъяты>. к себе на зиму. Она бывает в деревне каждое лето, летом Беляев <данные изъяты> проживает в деревне. В деревне сейчас воды нет, дороги зимой не чистят.

Из показаний свидетелей, материалов дела установлено, что Беляев <данные изъяты> периодически проживал у дочери и регистрировался по месту её жительства в <адрес>, т.к. является инвалидом первой группы, водоснабжения в деревне нет, зимой дороги не чистят, дом, принадлежащий Беляеву <данные изъяты>. непригоден для проживания. Беляев <данные изъяты>. регистрировался в целях осуществления своих пенсионных прав по месту жительства.

Согласно ст.3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации регистрационный учет граждан Российской Федерации вводится по месту жительства в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав, свобод, а также исполнения им своих обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Таким образом, факт регистрации гражданина является административным актом в целях обеспечения необходимых условий для реализации своих прав и свобод и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Согласно вышеуказанному закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Поэтому регистрационный учет не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

Регистрация Беляева <данные изъяты>. у дочери является административным актом, необходимым условием для реализации Беляевым <данные изъяты> своих прав и не означает наличия безусловного права Беляева <данные изъяты> на эту жилую площадь. Судом установлено, что Беляев <данные изъяты> имеет свой собственный дом и не принимал мер, которые ухудшили его жилищные условия.

Кроме того, применение ст. 53 Жилищного кодекса РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. В данной ситуации Беляев <данные изъяты>. действовал добросовестно, факт смены регистрации Беляева <данные изъяты> не ухудшал его жилищного положения и не являлся основанием для постановки Беляева <данные изъяты>. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Судом не установлен факт отчуждения истцом жилого помещения или совершения иного действия в результате которого он стал нуждающимся в жилом помещении, жилое помещение дочери в котором он периодически регистрировался, принадлежит ей на праве собственности.

Ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении считаются допустимыми в случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания ухудшения жилищных условий в целях получения жилья. Доказательств того, что Беляев <данные изъяты> намеренно ухудшал свои жилищные условия в суд не представлено.

Следовательно, нет оснований полагать, что истец Беляев <данные изъяты> с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении совершил действия, в результате чего мог быть признан нуждающимся в жилом помещении,

На учет Беляев <данные изъяты> поставлен в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветеран Великой Отечественной войны с ДД.ММ.ГГГГ обоснованно.

Таким образом, на момент подачи заявление истца о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», Федеральным законом от 12.01.1995 г. «О ветеранах», Беляев <данные изъяты> имел право в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 N 21-п (ред. от 08.12.2010), на предоставление ему мер социальной поддержки в виде выдачи сертификата на предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения. Истец с ДД.ММ.ГГГГ. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветеран Великой Отечественной войны на основании ст. 14 ФЗ «О ветеранах».

Однако Правительство Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерство социального развития Пермского края и администрация Октябрьского муниципального района Пермского края до настоящего времени, по истечении более года со дня постановки на учет, не приняли действенных мер по улучшению жилищных условий Беляева <данные изъяты>

Доводы представителя администрации Октябрьского муниципального района о том, что администрацией обязанности в пределах полномочий были исполнены в полном объеме: осуществлена постановка на учет Беляева <данные изъяты> сформированы списки граждан, документы Беляева <данные изъяты> направлены в Министерство социального развития не состоятельны, поскольку из письма Министерства социального развития Пермского края, адресованного главе Октябрьского муниципального района следует, что при рассмотрении учетных дел для решения вопроса о предоставлении субсидий на приобретение жилого помещения необходимо предоставить информацию о жилищных условиях Беляева <данные изъяты> до 2009 года, проверить отсутствие (наличие) факта намеренного ухудшения жилищных условий и о принятом решении уведомить заявителя и Министерство соцразвития Пермского края, что администрацией Октябрьского муниципального района сделано не было. Соответчики по делу Правительство Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерство социального развития Пермского края также не выполнили в пределах своей компетенции обязанности по выполнению требований в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», Федеральным законом от 12.01.1995 г. «О ветеранах», Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 N 21-п (ред. от 08.12.2010) "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий".

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие Правительства Пермского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края и администрации Октябрьского муниципального района Пермского края по непринятию мер по выдаче Беляеву <данные изъяты> жилищного сертификата на предоставление субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», Федеральным законом от 12.01.1995 г. «О ветеранах», Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 N 21-п (ред. от 08.12.2010) "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий".

Обязать Правительство Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерство социального развития Пермского края и администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края выдать Беляеву <данные изъяты> жилищный сертификат на предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», Федеральным законом от 12.01.1995 г. «О ветеранах», Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 N 21-п (ред. от 08.12.2010) "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий".

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края, начиная с 31 января 2011 года.

     

Председательствующий:                                                                                 Для исключений.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200