Дело № 2-87/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации <адрес> 20 января 2011 года Октябрьский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Таипова Э.Р., с участием помощника прокурора Октябрьского района Пермского края Миличенко А.В., заинтересованных лиц - представителей <данные изъяты> района Анфиногеновой И.И., Муниципального дошкольного образовательного учреждения <данные изъяты> Хамматовой Х.М., при секретаре Дильмухаметовой Х.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района Пермского края о признании незаконным бездействие администрации <данные изъяты> Пермского края, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> Пермского края, не принявшей мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, выявленных в деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения «<данные изъяты>далее МДОУ «<данные изъяты> В обоснование своих требований указал, что МДОУ «<данные изъяты> не имеет лицензии на право осуществления образовательной деятельности, срок которой истек ДД.ММ.ГГГГ. Для получения соответствующей лицензии необходимо наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности (включая оборудованные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, помещения для работы медицинских работников, питания обучающихся и воспитанников) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством РФ требованиям. За МДОУ «<данные изъяты> закреплено на праве оперативного управления муниципальное имущество - одноэтажное кирпичное здание детского сада с двумя пристроями, складом и кочегаркой. Согласно акта обследования №53 от 23 сентября 2010 года, выданного отделением ГПН в п. Октябрьский 22 ОГПН, (далее акт обследования №53 от 23 сентября 2010 года) в МДОУ <данные изъяты> выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности. Устранение нарушений требований пожарной безопасности напрямую зависит от действий органов местного самоуправления Октябрьского муниципального района и их должностных лиц. Основной причиной неисполнения требований пожарной безопасности является отсутствие должного финансирования со стороны органов местного самоуправления. Финансирование муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. Выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, у учреждения отсутствует лицензия на право осуществления образовательной деятельности, до настоящего времени администрация <данные изъяты> как учредитель не приняла действенных мер по финансированию затрат, направленных на устранение выявленных нарушений. Бездействием органа местного самоуправления затрагиваются права неопределенного круга лиц - воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их законных представителей. Просит признать незаконным бездействие <данные изъяты> района Пермского края по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в МДОУ <данные изъяты> нарушений, указанных в акте обследования №53 от 23 сентября 2010 года и обязать администрацию <данные изъяты> Пермского края в случае отсутствия у МДОУ «<данные изъяты> денежных средств, достаточных для выполнения работ, указанных в акте обследования №53 от 23 сентября 2010 года, предоставить МДОУ <данные изъяты> денежные средства на устранение выявленных нарушений, в объеме, необходимом для выполнения работ по приведению здания, занимаемого учреждением в соответствие с действующим законодательством. В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме и по обстоятельствам дела изложил доводы, указанные в заявлении. Представитель администрации <данные изъяты> Пермского края Анфиногенова И.И. требования прокурора не признала и пояснила, что администрацией Октябрьского муниципального района как учредителем ежегодно осуществляется финансирование муниципальных дошкольных образовательных учреждений на основании утвержденного бюджета, в том числе Уразметьевского детского сада. В случае недостаточности финансовых средств, в том числе на устранение нарушений надзорных органов, руководитель муниципального учреждения вправе обратиться в администрацию района о выделении дополнительных денежных средств. Ей неизвестно, обращалась ли заведующая детским садом в администрацию с ходатайствами о выделении денежных средств на устранение нарушений, указанных в акте обследования, а также предусмотрены ли денежные средства на устранение указанных нарушений в бюджете на 2011 год. Поскольку для детского сада ежегодно в бюджете предусматриваются денежные средства, в том числе на содержание муниципального имущества, администрация Октябрьского муниципального района свои обязанности по финансированию муниципального учреждения исполняет в полном объеме, поэтому просит в требованиях прокурора отказать. Представитель заинтересованного лица - МДОУ <данные изъяты> Хамматова Х.М. с требованиями прокурора согласилась и пояснила, что срок действия лицензии на право осуществления образовательной деятельности истек 22 февраля 2010 года. В ходе проверки учреждения сотрудниками Госпожнадзора, в здании детского сада были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, требующие финансовых затрат на их устранение и которые детский сад самостоятельно, без дополнительного финансирования Учредителем, не может выполнить. В адрес главы Октябрьского района Пермского края ею неоднократно направлялись ходатайства о выделении дополнительных средств для подготовки школы к лицензированию, однако денежные средства на устранение нарушений, указанных в акте Госпожнадзора выделены не были, и до настоящего времени у детского сада отсутствует лицензия. Заслушав пояснения сторон, изучив представленные письменные доказательства, суд считает, что они подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод… В силу ст. 2 Конституции РФ обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе детей. В силу части 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. В соответствии с пунктом 11 части 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 11 части 1 ст. 12 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края, принятого решением Земского Собрания Октябрьского района от 06.06.2005 года № 225, организация предоставления начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории Октябрьского муниципального района относится к вопросам местного значения Октябрьского муниципального района. Аналогичная норма закреплена в п.1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», в которой указано, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Финансирование муниципальных учреждений, согласно пункту 3 части 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. В соответствии с ч. 1 ст. 27 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края администрация Октябрьского муниципального района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции, наделенный в соответствии с Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Октябрьского муниципального района (л.д.40-43). В соответствии с пунктом 21 части 2 ст. 27.1 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края в рамках исполнительно-распорядительных функций администрация Октябрьского района осуществляет обеспечение организации, содержания и развития муниципальных образовательных учреждений. В силу п. 2 ст. 120 ГК РФ МДОУ <данные изъяты> является муниципальным бюджетным учреждением, которое финансируются собственником (учредителем). Распоряжением комитета по управлению имуществом администрации Октябрьского района Пермской области №3 от 21 января 2003 года и договором о передаче муниципального имущества в оперативное управление от 04.11.2002 года за Муниципальным дошкольным образовательным учреждением <данные изъяты> на праве оперативного управления закреплено имущество - здание детского сада в д. <адрес> (л.д.16-18). Свидетельством о государственной регистрации права за МДОУ <данные изъяты> зарегистрировано право оперативного управления на одноэтажное кирпичное здание детского сада с пристроем, пристроем, складом, кочегаркой, расположенное в д. <адрес> (л.д.19). Согласно п. 1.3 Устава МДОУ <данные изъяты>, утвержденного постановлением главы Октябрьского муниципального района Пермского края от 11.12.2009 года № 812, учредителем учреждения является муниципальное образование <адрес> в лице администрации Октябрьского муниципального района Пермского края. Собственником имущества школы является Октябрьский муниципальный район (п.5.1). Финансирование основной уставной деятельности Школы осуществляется Учредителем на основе федеральных нормативов и нормативов Пермского края и закрепляются утвержденной в установленном порядке смете расходов и средства Учредителя должны обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат, связанных … с эксплуатацией зданий, сооружений и оборудования; формирование и развитие материально-технической базы, необходимой для реализации в полном объеме образовательных программ... (п.6.1,6.1.1) (л.д.5-13). Таким образом, Учредителем МДОУ <данные изъяты> является муниципальное образование Октябрьский район в лице администрации Октябрьского муниципального района, которое должно осуществлять финансирование указанного учреждения, а выделенные МДОУ «<данные изъяты> бюджетные средства должны в полной мере обеспечить в том числе затраты, связанные с эксплуатацией здания, формирование и развитие материально-технической базы для реализации в полном объеме образовательных программ. Срок лицензии на право осуществления образовательной деятельности МДОУ «<данные изъяты> истек 22 февраля 2010 года (л.д.14). Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, регламентируется Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. №277. В силу пункта «б» пункта 8 названного Положения одним из лицензионных требований для получения соответствующей лицензии необходимо наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, помещения для работы медицинских работников, питания обучающихся и воспитанников) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям. Согласно акта обследования №53, выданного отделением ГПН в п. Октябрьский 22 ОГПН 23 сентября 2010 года, в здании, занимаемом МДОУ <данные изъяты> выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности в количестве 28 пунктов (л.д.36-39). 1 Из справок, писем, ходатайств МДОУ «<данные изъяты> в адрес Учредителя (л.д.48,49,55,61,63) следует, что в течение 2010 года МДОУ <данные изъяты> <данные изъяты> запрашивались денежные средства для подготовки школы к лицензированию. При этом, как следует из локальных сметных расчетов (л.д.50-54), актов выполненных работ (л.д.41-48), для выполнения предписаний Роспотребнадзора и Энергонадзора Учредителем выделялись денежные средства в течение 2010 года. Однако сведения, свидетельствующие о выделении Учредителем денежных средств МДОУ <данные изъяты> на выполнение предписаний Госпожнадзора в деле отсутствуют, собственных доходов МДОУ не имеет (л.д.84). Таким образом, МДОУ <данные изъяты> не исполняя требования норм правил пожарной безопасности и не имея должного финансирования со стороны Учредителя, а именно администрации Октябрьского муниципального района, не может получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности, а следовательно - создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. С учетом этого, бездействием органа местного самоуправления затрагиваются права неопределенного круга лиц - обучающихся в образовательном учреждении, их законных представителей. Представителем администрации Октябрьского муниципального района Пермского края были представлены бюджетные росписи на 2009-2010 годы, в которых указаны бюджетные назначения по кодам по финансированию деятельности МДОУ <данные изъяты>», однако представителем ответчика не представлено доказательств того, что указанные денежные средства предоставлялись именно на выполнение работ, указанных в акте обследования №53 от 23 сентября 2010 года (л.д.80-85). Из запланированного финансирования МДОУ на 2011 год (л.д.90-91) также не представляется однозначно сделать вывод о том, что выделенные средства будут направлены на устранение требований, указанных в предписании Госпожнадзора и указанных средств будет достаточно для приведения здания детского сада в соответствие с действующим законодательством. В этой связи, доводы представителя администрации Октябрьского муниципального района Пермского края о том, что администрация не бездействует и исполняет свои обязанности по финансированию муниципального учреждения, судом признаются несостоятельными. Согласно ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Согласно ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Поскольку администрацией <данные изъяты> Пермского края не представлено доказательств того, что ими исполнена обязанность по финансированию МДОУ <данные изъяты> в части предоставления финансовых средств на устранение нарушений, указанных в акте обследования №53, выданного отделением ГПН в п. Октябрьский 22 ОГПН на администрацию <данные изъяты> Пермского края следует возложить обязанность по финансированию затрат, направленных на устранение в МДОУ <данные изъяты> нарушений, указанных в акте обследования, в объёме, необходимом для выполнения указанных работ. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> Пермского края по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении <данные изъяты> нарушений, указанных в акте обследования №53 от 23 сентября 2010 года, выданного отделением Государственного пожарного надзора в п. Октябрьский 22 ОГПН. Обязать администрацию <данные изъяты> Пермского края в случае отсутствия у Муниципального дошкольного образовательного учреждения <данные изъяты> денежных средств, достаточных для устранения нарушений, указанных в акте обследования №53 от 23 сентября 2010 года, выданного отделением Государственного пожарного надзора в п. Октябрьский 22 ОГПН, предоставить денежные средства Муниципальному дошкольному образовательному учреждению <данные изъяты> <данные изъяты> на устранение нарушений, указанных в акте обследования №53 от 23 сентября 2010 года в объеме, необходимом для выполнения работ по приведению здания, занимаемого учреждением, в соответствие с действующим законодательством. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение 10 дней, начиная с 25 января 2011 года. Председательствующий: Э.Р. Таипов