Признание незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района



Дело № 2-75/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Октябрьский                                                                                            19 января 2011 года

Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Таипова Э.Р.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района Пермского края Семаковой В.В.,

при секретаре Дильмухаметовой Х.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района Пермского края о признании незаконным бездействие администрации <данные изъяты> Пермского края,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> Пермского края, не принявшей мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, выявленных в деятельности муниципального общеобразовательного учреждения <данные изъяты>далее МОУ <данные изъяты>»).

В обоснование своих требований указал, что МОУ <данные изъяты> не имеет лицензии на право осуществления образовательной деятельности, срок которой истек 19.10.2010 года. Для получения соответствующей лицензии необходимо наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности (включая оборудованные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, помещения для работы медицинских работников, питания обучающихся и воспитанников) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством РФ требованиям. За МОУ <данные изъяты> закреплено на праве оперативного управления муниципальное имущество - двухэтажное кирпичное здание школы с пристроем, навесом, гаражом, котельной, уборной, двумя заборами. Согласно предписания от ДД.ММ.ГГГГ, выданного отделением ГПН в п. Октябрьский 22 ОГПН (далее предписание от ДД.ММ.ГГГГ) в МОУ <данные изъяты> выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности. Устранение нарушений требований пожарной безопасности напрямую зависит от действий органов местного самоуправления Октябрьского муниципального района и их должностных лиц. Основной причиной неисполнения требований пожарной безопасности является отсутствие должного финансирования со стороны органов местного самоуправления. Финансирование муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. Выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, у учреждения отсутствует лицензия на право осуществления образовательной деятельности, до настоящего времени администрация <данные изъяты> как учредитель не приняла действенных мер по финансированию затрат, направленных на устранение выявленных нарушений. Бездействием органа местного самоуправления затрагиваются права неопределенного круга лиц - обучающихся в образовательном учреждении, их законных представителей.

Просит признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> Пермского края по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в МОУ «<данные изъяты> нарушений, указанных в предписании , выданного отделением ГПН в п. Октябрьский 22 ОГПН и обязать администрацию <данные изъяты> Пермского края в случае отсутствия у МОУ <данные изъяты> денежных средств, достаточных для выполнения работ, указанных в предписании , предоставить МОУ <данные изъяты> денежные средства на устранение выявленных нарушений, в объеме, необходимом для выполнения работ по приведению здания, занимаемого учреждением в соответствие с действующим законодательством.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме и по обстоятельствам дела изложил доводы, указанные в заявлении.

Заинтересованные лица - представитель администрации <данные изъяты> Пермского края и МОУ <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не представили, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав пояснения прокурора, изучив представленные письменные доказательства, суд считает, что они подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод…

В силу ст. 2 Конституции РФ обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе детей.

В силу части 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В соответствии с пунктом 11 части 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 11 части 1 ст. 12 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края, принятого решением Земского Собрания Октябрьского района от 06.06.2005 года № 225, организация предоставления начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории Октябрьского муниципального района относится к вопросам местного значения Октябрьского муниципального района. Аналогичная норма закреплена в п.1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», в которой указано, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Финансирование муниципальных учреждений, согласно пункту 3 части 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края администрация <данные изъяты> - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции, наделенный в соответствии с Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Октябрьского муниципального района (л.д.40-43).

В соответствии с пунктом 21 части 2 ст. 27.1 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края в рамках исполнительно-распорядительных функций администрация <данные изъяты> осуществляет обеспечение организации, содержания и развития муниципальных образовательных учреждений.

В силу п. 2 ст. 120 ГК РФ МОУ <данные изъяты> является муниципальным бюджетным учреждением, которое финансируются собственником (учредителем).

Распоряжением комитета по управлению имуществом администрации Октябрьского района Пермской области №10 от 01 октября 1999 года и договором о передаче муниципального имущества в оперативное управление от <данные изъяты> за Муниципальным общеобразовательным учреждением <данные изъяты> на праве оперативного управления закреплено имущество, состоящее из основных фондов, оборотных средств (л.д.32-33). Свидетельством о государственной регистрации права за МОУ <данные изъяты> <данные изъяты> зарегистрировано право оперативного управления на двухэтажное кирпичное здание школы с пристроем, навесом, гаражом, котельной, уборной, двумя заборами, расположенное в <адрес> (л.д.34).

Согласно п. 1.2 Устава МОУ <данные изъяты> утвержденного постановлением главы Октябрьского муниципального района Пермского края от 27.12.2006 года № 517, учредителем учреждения является муниципальное образование Октябрьский район в лице администрации Октябрьского муниципального района. Собственником имущества школы является Октябрьский муниципальный район (п.6.1). Финансирование основной уставной деятельности Школы осуществляется Учредителем на основе нормативов <адрес>, которые определяются Законодательным <адрес> в расчете на одного обучающегося общеобразовательного учреждения по определенной методике и средства Учредителя должны обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат, связанных … с эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования Школы; формирование и развитие материально-технической базы, необходимой для реализации в полном объеме образовательных программ... (п.7.1) (л.д.11-31).

Таким образом, Учредителем МОУ <данные изъяты> является муниципальное образование Октябрьский район в лице администрации Октябрьского муниципального района, которое должно осуществлять финансирование указанного учреждения, а выделенные МОУ <данные изъяты> бюджетные средства должны в полной мере обеспечить в том числе затраты, связанные с эксплуатацией здания, формирование и развитие материально-технической базы для реализации в полном объеме образовательных программ.

Срок лицензии на право осуществления образовательной деятельности МОУ <данные изъяты> истек ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36).

Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, регламентируется Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. №277.

В силу пункта «б» пункта 8 названного Положения одним из лицензионных требований для получения соответствующей лицензии необходимо наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, помещения для работы медицинских работников, питания обучающихся и воспитанников) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям.

Согласно предписания № 94/1/1, выданного отделением ГПН в п. Октябрьский 22 ОГПН 28 октября 2010 года, в здании, занимаемом МОУ «<данные изъяты> выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно: на путях эвакуации в общих коридорах на 1 и 2 этаже здания применяется линолеум с неизвестными пожароопасными свойствами, отсутствуют сертификаты пожарной безопасности; на лестничной клетке 1 этажа правого крыла отсутствует дверь, оборудованная приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах; отсутствует выход на кровлю здания школы; в помещении раздевалки установлен один пожарный извещатель, требуется не менее двух в защищаемом помещении; на путях эвакуации из помещения мастерской на улицу, установлен порог в высоту 17 см. от уровня пола, тем самым ухудшаются условия безопасной эвакуации людей (л.д.38-39). 1

Из справок, писем, ходатайств МОУ «<данные изъяты> в адрес Учредителя (л.д.79-83,85) следует, что в течение 2010 года МОУ <данные изъяты> запрашивались денежные средства для подготовки школы к лицензированию. При этом, как следует из информации директора МОУ <данные изъяты>», Учредителем на выполнение предписаний Роспотребнадзора, а также органов Госпожнадзора средства выделены не были (л.д. 79), собственных доходов МОУ не имеет (л.д.84).

Таким образом, МОУ <данные изъяты>», не исполняя требования норм правил пожарной безопасности и не имея должного финансирования со стороны Учредителя, а именно администрации Октябрьского муниципального района, не может получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности, а следовательно - создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

С учетом этого, бездействием органа местного самоуправления затрагиваются права неопределенного круга лиц - обучающихся в образовательном учреждении, их законных представителей.

Представителем администрации Октябрьского муниципального района Пермского края были представлены бюджетные росписи на 2009-2010 годы, в которых указаны бюджетные назначения по кодам по финансированию деятельности <данные изъяты>», однако представителем ответчика не представлено доказательств того, что указанные денежные средства предоставлялись именно на выполнение работ, указанных в предписании госпожнадзора от 28 октября 2010 года (л.д.50-61). Из запланированного финансирования МОУ на 2011 год (л.д.92) также не представляется однозначно сделать вывод о том, что выделенные средства будут направлены на устранение требований, указанных в предписании и указанных средств будет достаточно для приведения здания школы в соответствие с действующим законодательством.

Согласно ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Поскольку администрацией <данные изъяты> Пермского края не представлено доказательств того, что ими исполнена обязанность по финансированию МОУ <данные изъяты> в части предоставления финансовых средств на устранение нарушений, указанных в предписания № 94/1/1, выданного отделением ГПН в п. Октябрьский 22 ОГПН на администрацию <данные изъяты> Пермского края следует возложить обязанность по финансированию затрат, направленных на устранение в МОУ <данные изъяты>» нарушений, указанных в предписании, в объёме, необходимом для выполнения указанных работ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> Пермского края по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в Муниципальном общеобразовательном учреждении <данные изъяты> нарушений, указанных в предписании №94/1/1 от 28 октября 2010 года, выданного отделением Государственного пожарного надзора в п. Октябрьский 22 ОГПН.

Обязать администрацию <данные изъяты> Пермского края в случае отсутствия у Муниципального общеобразовательного учреждения <данные изъяты> <данные изъяты> денежных средств, достаточных для устранения нарушений, указанных в предписании №94/1/1 от 28 октября 2010 года, выданного отделением Государственного пожарного надзора в п. Октябрьский 22 ОГПН, предоставить денежные средства Муниципальному общеобразовательному учреждению <данные изъяты> <данные изъяты> на устранение нарушений, указанных в предписании №94/1/1 от 28 октября 2010 года в объеме, необходимом для выполнения работ по приведению здания, занимаемого учреждением, в соответствие с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение 10 дней, начиная с 24 января 2011 года.

Председательствующий:                   подпись                                                           Э.Р. Таипов

Верно:               судья