РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Октябрьский 07 февраля 2011 года Октябрьский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Частухиной Г. Г., с участием прокурора прокуратуры Октябрьского района Пермского края Волковой Н. Э., истца - Садыкова <данные изъяты> при секретаре Хамиевой З. А., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский дело по заявлению прокурора Октябрьского района в интересах Садыкова <данные изъяты> к администрации Октябрьского муниципального района и Правительству Пермского края о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в интересах Садыкова <данные изъяты> с исковым заявлением к администрации Октябрьского муниципального района и Правительству Пермского края о предоставлении Садыкову <данные изъяты> вне очереди благоустроенного жилого помещения. Требования прокурора мотивированы тем, что Садыков <данные изъяты> является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать ФИО12 и отец ФИО13 решением Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года лишены родительских прав. Постановлением главы Октябрьского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО14. назначена опекуном Садыкова <данные изъяты> Этим же постановлением главы администрации Октябрьского поссовета за Садыковым <данные изъяты> закреплена жилая площадь по адресу <адрес> Однако, в настоящее время, данное жилое помещение отсутствует (уничтожено в результате пожара). 28.05.2010 г. Садыков <данные изъяты> окончил службу в рядах Вооруженных Сил РФ. В настоящее время Садыков <данные изъяты> своего жилья не имеет, закрепленное за ним жилое помещение утрачено до достижения им возраста совершеннолетия, проживает с опекуном ФИО15 Считает, что Садыков <данные изъяты> имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм. Обязанность по предоставлению жилого помещения законодательством возложена на органы местного самоуправления за счет средств бюджета Пермского края, поскольку на Правительство Пермского края возложена обязанность по выделению из бюджета Пермского края денежных средств, предусмотренных для обеспечения жильем детей-сирот. Просит обязать Правительство Пермского края выделить администрации Октябрьского района из бюджета Пермского края денежные средства для приобретения жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Садыкову <данные изъяты> Обязать администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» за счет выделенных Правительством Пермского края средств предоставить вне очереди Садыкову <данные изъяты> по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм и общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления. В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал, по существу дела изложил доводы, указанные в заявлении. Истец Садыков <данные изъяты> исковые требования прокурора поддержал в полном объеме и дополнил, что проживал с родителями до 2002 года, когда родителей лишили родительских прав, его отправили в интернат. Потом сестра оформила опекунство, с 2003 года они стали проживать по адресу <адрес>. За ним было закреплено жилое помещение по адресу <адрес> но данный дом сгорел, так как за домом никто не смотрел, потом отец продал земельный участок с расположенными на нем остатками жилого дома. Проживать ему негде, поэтому он проживает с сестрой, матерью, которая лишена родительских прав и племянником, своей семьи у него нет. Отец умер. Он отслужил в армии, закончил обучение в училище. Представитель ответчика администрации Октябрьского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве исковые требования не признал, указал, что приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов за счет средств ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета. По состоянию на 01.01.2011 года в бюджет Октябрьского муниципального района в 2010 году были перечислены денежные средства краевого бюджета в размере 2409378 руб. (из них 2127500 руб.- поступили 27.12.2010 г., т. е. до конца 2010 года не могли быть использованы). По состоянию на 01.01.2010 года количество лиц, нуждающихся в получении жилого помещения составляет 192 человека. По указанным основаниям просил в требованиях отказать. Ответчик-представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве, представленном в суд, ответчик просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме, указал, что ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. В связи с тем, что все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, следовательно, Правительство Пермского края не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений. Считают, что Правительством Пермского края в 2009 году обязательства были исполнены в полном объеме, Октябрьскому муниципальному району было выделено 521.0 тыс. рублей на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот. Согласно распоряжению Правительства Пермского края от 19.07.2010 г. № 111-рп « О распределении средств бюджета Пермского края, неисполненного остатка субсидий из федерального бюджета, предусмотренных в 2010 году на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края поручено произвести финансирование расходов на приобретение жилья детям-сиротам Октябрьскому муниципальному району-1320.28 тыс. рублей. Перечисление субсидий на приобретение такого жилья осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Считает, что Правительство исполняет свои обязательства своевременно в полном объеме. Кроме того, не имеется доказательств отсутствия у родителей Садыкова <данные изъяты> жилых помещений на праве собственности или пользования на территории Пермского края. Постановлением главы администрации за Садыковым А. Р. закреплено жилое помещение, которое поставлено на контроль, указано не производить никаких действий: регистрацию, обмен, продажу без разрешения органа опеки и попечительства, доводы о том, что данное жилое помещение сгорело, не подтверждены материалами дела. Кроме того, Садыков <данные изъяты> зарегистрирован в <адрес>, поэтому считает, что Садыков <данные изъяты> незаконно был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При наличии права собственности или пользования, закрепленного за родителями Садыкова <данные изъяты>., Садыков <данные изъяты>. имеет право пользования этим помещением. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные отзывы, материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно п. 9 ч. 1 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 указанного Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трех условий: наличие статуса ребенка - сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно представленных документов истец Садыков <данные изъяты> является лицом из числа детей-сирот, поскольку его родители: мать ФИО16 и отец ФИО17 решением Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении Садыкова <данные изъяты> (л.д. 6, 12). Постановлением Главы администрации Октябрьского поссовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном Садыкова <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г.р. назначена ФИО18. За несовершеннолетним Садыковым <данные изъяты>. закреплена жилая площадь по адресу <адрес> принадлежащая ФИО19 Специалисту администрации Октябрьского поссовета указано поставить на учет указанную жилплощадь и не производить никаких действий: регистрацию, обмен, продажу без разрешения органа опеки и попечительства РУО (л.д.11). Согласно сведений о количестве лиц, состоящих на регистрационном учете и нуждающихся в получении жилого помещения в Октябрьском муниципальном районе на 01.01.2010 года, Садыков <данные изъяты> поставлен на льготную очередь на получении жилья с 2006 года (л.д. 15-16). Доказательств того, что Садыков <данные изъяты> незаконно был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей суду не представлено, его право нахождения в льготной очереди на получении жилья с 2006 года никем не оспорено. ДД.ММ.ГГГГ ФИО20 закончил обучение в образовательном учреждении начального профессионального образования, ДД.ММ.ГГГГ окончил службу в армии (л.д. 8-9, 10). Согласно справки администрации Октябрьского городского поселения, адресной справки, Садыков <данные изъяты> зарегистрирован по месту жительства по адресу <адрес> совместно с матерью ФИО21 опекуном ФИО22 племянником ФИО23 Договора найма жилого помещения с Садыковым <данные изъяты>. не заключалось, так как он зарегистрирован в доме частной собственности (л.д. 18, 19, 17). Согласно сведений ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края», а также Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, за Садыковым <данные изъяты> объектов недвижимости не зарегистрировано (л.д. 13, 14). За родителями истца- ФИО24 и ФИО25 объектов недвижимости не зарегистрировано (л.д.36, 37). ФИО26. и ФИО27 объектов недвижимости в Октябрьском районе не имеют (л.д. 38, 39). Согласно справки администрации Октябрьского городского поселения жилой дом по адресу <адрес> не является муниципальной собственностью Октябрьского городского поселения (л.д. 60). Согласно информации 28 отделения надзорной деятельности по Октябрьскому муниципальному району Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, пожара в жилом доме, происшедшего по адресу <адрес> ул. 18 год. Октября 29, не зарегистрировано. По данному факту в 28-ОНД по Октябрьскому муниципальному району никто не обращался (л.д. 65). Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества право собственности Садыкова <данные изъяты> на жилое помещение по адресу <адрес> прекращено 17.07.2006 года. Правообладателями указанного жилого дома являются ФИО28 и ФИО29 (л.д. 63, 64). Судом установлено, что на момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, Садыков <данные изъяты> являлся ребенком из числа детей-сирот, не достигшим 18 лет, Постановлением главы администрации Октябрьского поссовета от ДД.ММ.ГГГГ № за Садыковым <данные изъяты>. было закреплено жилое помещение по адресу <адрес> которое принадлежало на праве собственности ФИО30, пунктом 4 данного Постановления постановлено специалисту администрации Октябрьского поссовета поставить на контроль указанную жилплощадь и не производить никаких действий: регистрацию, обмен, продажу без разрешения органа опеки и попечительства РУО, однако из материалов дела установлено, что жилой дом по адресу <адрес> был отчужден 17.07.2006 года, право собственности ФИО31 на указанное жилое помещение перешло в общую долевую собственность других лиц, то есть в нарушение запрета на действия по отчуждению жилого помещения, оно было отчуждено другим лицам в период, когда Садыков <данные изъяты> являлся несовершеннолетним (16 лет). Таким образом, установлено, что Садыков <данные изъяты> по независящим от него обстоятельствам, фактически не имеет закрепленного за ним жилого помещения, на которое за ним сохранено право пользования, также в собственности или по договору социального найма жилья не имеет, поэтому суд считает, что в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Садыков <данные изъяты> имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм. В настоящее время Садыков <данные изъяты> зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, однако, права собственности на данное жилое помещение не имеет, проживает в указанном жилом помещении в связи с отсутствием какого-либо иного жилья, при этом Садыков <данные изъяты> членом семьи нанимателя жилого помещения не является, поскольку проживает с опекуном, проживающая с ним мать лишена родительских прав. Какого-либо договора найма на это жилое помещение с Садыковым <данные изъяты> не заключено. Дополнительные гарантии прав детей - сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939 - 419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В силу п.1 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», (далее-Положение), утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 05.02.2009 года), Положение определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее- средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее-дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п.2 Положения, перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - местные бюджеты) осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - органы местного самоуправления) на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края (в настоящее время - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края) платежными поручениями Министерства финансов Пермского края (далее - Министерство финансов) с лицевого счета бюджета Пермского края с кодом "02" (лицевого счета Агентства по строительству и ЖКХ, открытого в Министерстве финансов) на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в целях последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты. В соответствии с п.8. Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья… Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края. Непосредственное предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края. Таким образом, приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета. При этом, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от условия перечисления субсидий местным бюджетам по мере поступления средств из федерального бюджета, поэтому органы местного самоуправления должны исполнять свои полномочия по осуществлению переданных государственных полномочий независимо от каких-либо условий. Также исходя из буквального толкования ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке, не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии с ч.1 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрены права лиц, имеющих право на получение жилой площади, в том числе и во внеочередном порядке по установленным нормам. Аналогичные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение содержатся также и в региональном законодательстве, в частности, в Законе Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма». Финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете Пермского края на соответствующий год отдельно по каждой из категорий граждан, указанных в статье 1 Закона. При указанных обстоятельствах, суд считает, что на администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность по предоставлению Садыкову <данные изъяты> по договору социального найма жилой площади общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления за счет средств, выделенных для этих целей Правительством Пермского края. Поскольку Правительство Пермского края исполнило свои обязательства в части выделения целевых бюджетных средств и передачи полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам, то нет оснований для удовлетворения требований прокурора Октябрьского района об обязывании Правительства Пермского края выделить администрации Октябрьского муниципального района из бюджета Пермского края денежные средства для приобретения благоустроенного жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Садыкову <данные изъяты> На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края за счет выделенных Правительством Пермского края денежных средств приобрести благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не менее установленной нормы предоставления на семью из одного человека и предоставить вне очереди Садыкову <данные изъяты> по договору социального найма. В удовлетворении требований об обязывании Правительства Пермского края выделить администрации Октябрьского муниципального района из бюджета Пермского края денежные средства для приобретения жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Садыкову <данные изъяты> на семью из одного человека - отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение 10 дней, начиная с 11 февраля 2011 года. Председательствующий: подпись Г. Г. Частухина. Верно.Судья