РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Октябрьский Пермского края 11 марта 2011 года Октябрьский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Таипова Э.Р., при секретаре Хамиевой З.А., с участием прокурора прокуратуры Октябрьского района Пермского края Миличенко А.В., истца - Шаякбарова Р.Р., ответчика - представителя администрации Октябрьского муниципального района Пермского края Шестаковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Пермского края в интересах Шаякбарова <данные изъяты> к администрации <данные изъяты> о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в интересах Шаякбарова <данные изъяты> с иском к администрации <данные изъяты> о предоставлении Шаякбарову <данные изъяты> вне очереди благоустроенного жилого помещения. Требования прокурора мотивированы тем, что Шаякбаров <данные изъяты>. имеет статус лица из числа детей-сирот в связи с тем, что его родители: Шаякбаров <данные изъяты> и Шаякбарова <данные изъяты> решением Октябрьского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ лишены в отношении него родительских прав. Постановлением главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № над Шаякбаровым <данные изъяты>. установлена опека. Согласно постановлению главы администрации <данные изъяты> сельского совета Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ № Шаякбаров <данные изъяты> поставлен в льготную очередь для получения жилья. В 2009 году Шаякбаров <данные изъяты> окончил Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 24» п.Октябрьский, в 2010 году окончил службу в армии. Какое-либо жилое помещение, на которое за Шаякбаровым <данные изъяты> сохранено право пользования, отсутствует. В настоящее время он проживает в квартире у знакомых в <адрес>. Таким образом, в настоящий момент Шаякбаров <данные изъяты>., являясь лицом из числа детей-сирот, не имеет собственного или иного закрепленного за ним жилого помещения. Считает, что Шаякбаров <данные изъяты> имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм. Обязанность по обеспечению дополнительных гарантий, предоставленных детям-сиротам и лицам из их числа, в том числе, гарантии на предоставление жилого помещения вне очереди, должна обеспечиваться за счет средств бюджета субъекта РФ. При этом, приобретение жилых помещений и их предоставление на условиях социального найма осуществляется органами местного самоуправления. Просит обязать Правительство Пермского края выделить администрации <данные изъяты> района Пермского края денежные средства для приобретения жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Шаякбарову <данные изъяты> и обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> за счет выделенных Правительством Пермского края денежных средств предоставить вне очереди Шаякбарову <данные изъяты> по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм и общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления. В судебном заседании прокурор Октябрьского района Пермского края на исковых требованиях настаивал, по существу дела изложил доводы, указанные в заявлении. Истец Шаякбаров <данные изъяты>. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме и пояснил, что его родители были лишены судом родительских прав. Мать умерла в 2008 году, отец проживает в д.Бикбай. На момент лишения родителей родительских прав он проживал с матерью в доме, принадлежащем сожителю матери. Зарегистрирован он в доме свей бабушки в <адрес>. В настоящее время он проживает у дальних родственников по <адрес>. В 2008 году он окончил училище, в 2010 году вернулся из армии. По поводу предоставления жилья он обращался в администрацию <данные изъяты> района, но ему пояснили, что на жилье очень большая очередь и пока жилье предоставить не могут. Просит исковые требования прокурора удовлетворить. Ответчик - представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требования прокурора не согласен. По мнению представителя Правительства Пермского края, у истца не возникло права на обеспечение его жилым помещением по категории дети-сироты, поскольку не представлено доказательств того, что родители истца не имеют в собственности жилых помещений. Правительством Пермского края в 2010 году выделено Октябрьскому муниципальному району <данные изъяты> рублей на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Считает, что Правительством Пермского края выполнены обязательства по распределению органам местного самоуправления средств на приобретение жилья для детей-сирот в полном объеме. Поскольку денежные средства были направлены органам местного самоуправления, в том числе, Октябрьского муниципального района Пермского края, постольку надлежащим ответчиком по данному иску являться администрация <данные изъяты> района. Ответчик - представитель администрации Октябрьского муниципального района Шестакова <данные изъяты> с иском не согласилась и пояснила, что в соответствии со ст.ст. 5,8 Федерального закона РФ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в бюджет Октябрьского муниципального района в 2011 году перечислены средства краевого бюджета в размере <данные изъяты>, а количество лиц, состоящих на регистрационном учете, составляет 192 человека, то есть выделенных средств недостаточно для приобретения жилых помещений и предоставления их детям-сиротам. В связи с этим просит в удовлетворении исковых требований прокурора отказать. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменный отзыв представителя <адрес>, письменные доказательства, суд приходит к следующему: В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трех условий: наличие статуса ребенка - сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно заявлению на имя прокурора Октябрьского района от 31 января 2011 года, Шаякбарова <данные изъяты> просит оказать ему содействие в получении жилья как лицу из числа детей-сирот (л.д.5). В соответствии со сведениями отдела записи актов гражданского состояния администрации <данные изъяты> района Пермского края, имеется запись акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ на Шаякбарова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в качестве родителей указаны: Шаякбаров <данные изъяты> и Шаякбарова <данные изъяты> (л.д.6). В соответствии со свидетельством о рождении, родителями Шаякбарова <данные изъяты> являются: Шаякбаров <данные изъяты> и Шаякбарова <данные изъяты> (л.д.7). Согласно паспортных данных, Шаякбаров <данные изъяты> родился ДД.ММ.ГГГГ в дер.Бикбай <адрес>, зарегистрирован по месту жительства <адрес> (л.д.11). В соответствии с решением Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Шаякбарова <данные изъяты> и Шаякбаров <данные изъяты>. лишены родительских прав отношении их сыновей: Рудольфа и Радика, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.9). Согласно свидетельству о смерти, Шаякбарова <данные изъяты> умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33). Постановлением администрации Басинского сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, над несовершеннолетним Шаякбаровым <данные изъяты> установлена опека в лицеТурахановой К.З. (л.д.8). Постановлением администрации Басинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Шаякбаров <данные изъяты> поставлен на льготную очередь для получения жилья в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д.10). В соответствии со сведениями администрации Октябрьского муниципального района о лицах, состоящих на регистрационном учете и нуждающихся в получении жилого помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Шаякбаров <данные изъяты>. состоит на регистрационном учете с 2002 года (л.д.17). Согласно справке администрации Басинского сельского поселения Октябрьского муниципального района, Шаякбаров <данные изъяты> проживает в <адрес> совместно с бабушкой Турахановой <данные изъяты>., Турахановым <данные изъяты>., Шаякбаровым <данные изъяты>., договор найма жилого помещения не заключен (л.д.12). Согласно копии диплома, Шаякбаров <данные изъяты>. в 2009 году окончил Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №» (л.д.13). Согласно военному билету Шаякбаров <данные изъяты>. в 2010 году окончил службу в армии (14). Согласно справке ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ, Шаякбаров <данные изъяты>. недвижимого имущества (жилых помещений), зарегистрированных на праве собственности, не имеет (л.д.15). Согласно сведений Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, сведения о правах на объекты недвижимости за Шаякбаровым <данные изъяты> отсутствуют (л.д.23). Согласно справке ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ, за Шаякбаровой <данные изъяты> и Шаякбаровым <данные изъяты> в <адрес> объектов недвижимости на праве собственности не зарегистрировано (л.д. 38). Согласно сведений Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, сведения о правах на объекты недвижимости за Шаякбаровым <данные изъяты> и Шаякбаровой <данные изъяты> отсутствуют (л.д.39-40). Судом установлено, что на момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, он являлся ребенком из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не достиг 18 лет, жилого помещения, на которое за ним сохранено право пользования, не имел в связи с его отсутствием, поэтому суд считает, что в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Шаякбаров <данные изъяты> имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939 - 419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В силу п.1 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 29.06.2010 года), настоящее Положение определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п.8. Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья… Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края. Непосредственное предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159- ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края. Таким образом, приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета. В судебном заседании установлено и не оспаривается представителем ответчика факт перечисления в 2010-2011 годах денежных средств Правительством Пермского края и наличие их в бюджете администрации Октябрьского муниципального района на момент рассмотрения дела в суде. Следовательно, именно администрация муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» обязана приобрести за счет средств бюджета Пермского края и предоставить жилое помещение по договору социального найма Шаякбарову <данные изъяты> поскольку Правительство Пермского края исполнило свои обязательства в части выделения целевых бюджетных средств и передачи полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам. При этом, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от своевременного и полного распределения Правительством Пермского края денежных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот, поэтому органы местного самоуправления должны исполнять свои полномочия по осуществлению переданных государственных полномочий независимо от каких-либо условий. . Удовлетворение требований прокурора <адрес> об обязывании Правительства Пермского края выделить администрации <данные изъяты> района Пермского края из бюджета Пермского края денежные средства для приобретения жилого помещения и предоставления его Шаякбарову <данные изъяты> фактически ставит предоставление жилого помещения Шаякбарову <данные изъяты>. под условие выделения Правительством Пермского края денежных средств на его приобретение, поэтому в этой части исковых требований следует отказать. Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии с ч.1 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В силу ч.3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Поскольку в судебном заседании установлено, что Шаякбаров <данные изъяты>. не имеет закрепленного или принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, исковые требования прокурора об обязывании администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район Пермского края» предоставить Шаякбарову <данные изъяты>. жилое помещение подлежат удовлетворению и на администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность по предоставлению вне очереди Шаякбарову <данные изъяты> по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее установленной нормы предоставления за счет средств, выделяемых для этих целей из бюджета Пермского края, в остальной части исковых требований следует отказать. Руководствуясь ст.ст.194 - 198,199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> приобрести за счет средств бюджета Пермского края благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и предоставить вне очереди Шаякбарову <данные изъяты> по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления. В удовлетворении заявленных требований об обязывании Правительства Пермского края выделить администрации Октябрьского муниципального района Пермского края из бюджета Пермского края денежные средства для приобретения жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Шаякбарову <данные изъяты> - отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение 10 дней, начиная с 16 марта 2011 года. Судья Э.Р. Таипов