РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Октябрьский Пермского края 30 марта 2011 года Октябрьский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Таипова Э.Р., при секретаре Хамиевой З.А., с участием истца Рогожникова В.И., представителя истца Рогожниковой И.Л., ответчика - представителя Управления <данные изъяты> <данные изъяты> района <данные изъяты> Тарасовой Н.Н., в также представителя Чернушинского отдела Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Мухамадиевой С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда Пермского края гражданское дело по иску Рогожникова <данные изъяты> к Управлению <данные изъяты> администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> о понуждении к заключению договора аренды земельного участка У С Т А Н О В И Л : Рогожников <данные изъяты> обратился в суд с иском к <данные изъяты> администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> о понуждении к заключению договора аренды земельного участка. В обоснование исковых требований указал, что на основании протокола о результатах аукциона от ДД.ММ.ГГГГ № между ним и ответчиком был заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., с целевым использованием для садоводства и огородничества по адресу: <адрес>. Постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № был изменен вид разрешенного использования земельного участка с «для садоводства и огородничества» на «для индивидуального жилищного строительства». Постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № земельному участку вместо старого адресного номера «<данные изъяты>» присвоен номер «<данные изъяты>». Между земельным участком по <адрес> и его земельным участком расположен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, собственником которого является ответчик. При заключении договора аренды он считал, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. также перейдет в его владение и пользование, так как участок расположен в зоне его участка. Так как спорный участок узкий, он не имеет возможности без существенных нарушений своих интересов огородить принадлежащий ему на праве аренды земельный участок, так как между заборами будет расстояние 1,5 м., летом от дождя забор будет подмывать, зимой - наносить снег. С целью предоставления ему участка площадью <данные изъяты> кв. м. он обращался к главе <данные изъяты>, однако 14 декабря 2010 года в предоставлении участка ему было отказано. Просит обязать ответчика заключить между ним и <данные изъяты> администрации <данные изъяты> района договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> между домами № и №А, а также взыскать с ответчика судебные расходы в виде оплаты юридических услуг за составление искового заявления в сумме <данные изъяты> рублей и расходов по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей. Решением Земского собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от 25 февраля 2010 года №697 Управление <данные изъяты> <данные изъяты> администрации <данные изъяты> было переименовано в Управление <данные изъяты> администрации <данные изъяты> (далее по тексту - Управление) (л.д.59-69). В судебном заседании истец Рогожников В.И. на исковых требованиях настаивал. Представитель истца Рогожникова И.Л. исковые требования истца поддержала в полном объеме и по существу исковых требований пояснила, что в 2009 году им стало известно о наличии земельного участка по <адрес>. В том же 2009 году ими было подано заявление в Управление <данные изъяты> <данные изъяты> о возможном предоставлении указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства. С этой целью ими было получено заключение из администрации <данные изъяты> о возможности формирования и предоставления земельного участка, изготовлен межевой план на земельный участок площадью 770 кв.м. В тот же период межевой план был изготовлен ФИО10 на тот же земельный участок, но в других границах. В постановке на кадастровый учет земельного участка в границах, указанных в межевом плане им было отказано в связи с наличием спора между ними и ФИО12. В сентябре 2009 года Управлением земельный участок по <адрес> был выставлен на торги, о чем была публикация в газете «Вперед». В объявлении о проведении аукциона было указано, что земельный участок по <адрес> предоставляется для садоводства и огородничества, площадь участка <данные изъяты> кв.м., участок предоставляется на условиях аренды. Она была признана победителем аукциона, однако в связи с невнесением ею денежных средств, торги были признаны несостоявшимися. При повторном проведении аукциона в феврале 2010 года на тот же земельный участок, в котором участвовал Рогожников В.И., победителем был признан истец, предложивший наибольшую цену за право заключения договора аренды земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Управлением был заключен договор аренды земельного участка по <адрес>, при этом согласно акта приема-передачи, в площадь земельного участка не вошел спорный земельный участок площадью 150 кв.м. При заключении договора аренды истец полагал, что спорный участок также будет ему предоставлен на условиях аренды, поскольку первоначально при межевании земельного участка в 2009 году указанный земельный участок был включен в межевой план. При участии в торгах, заключении договора истец не знал, что спорный участок площадью 150 кв.м. не является предметом договора аренды. Полагает, что Управление незаконно провело торги по предоставлению земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по <адрес> в аренду, так как согласно решения Земского собрания Октябрьского муниципального района <адрес> при предоставлении земельных участок для садоводства и огородничества, торги не проводятся. Однако, истцом не ставиться вопрос о признании договора аренды земельного участка и состоявшихся торгов недействительными, поскольку в настоящее время на земельном участке возведен жилой дом, изменен вид пользования. С заявлением о предоставлении спорного земельного участка площадью 150 кв. м. истец обращался в Управление осенью 2010 года, однако ему пояснили, что данный участок также будет выставлен на торги, в связи с чем Рогожников В.И. отозвал свое заявление. В настоящее время спорный земельный участок площадью 150 кв.м не сформирован и на кадастровом учете не состоит. Просит требования истца удовлетворить в полном объеме. Ответчик - представитель Управления <данные изъяты> администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> Тарасова Н.Н. с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> по <адрес> состоял на кадастровом учете и в 2002 году был предоставлен в аренду ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ указанный договор аренды был расторгнут в связи со смертью ФИО2 В том же 2009 году в ООО <данные изъяты> с целью межевания земельного участка по <адрес> обратились два человека - Рогожников и ФИО13. При этом, межевание было произведено каждым отдельно, сформированы разные межевые дела, площадь земельного участка по обоим межевым планам получилась больше, чем была. После этого Рогожникову было сообщено, что земельный участок в больших размерах на кадастровый учет поставлен не будет в связи с возникновением спорной ситуации. Администрацией <данные изъяты> было принято решение о предоставлении земельного участка по <адрес> для садоводства и огородничества на правах аренды в прежних границах и поскольку на указанный участок претендовало более двух человек, было принято решение о проведении торгов на право заключения договора аренды, что соответствует требованиям ст. 34 ЗК РФ. После того, как по результатам торгов победителем был признан Рогожников, с ним был заключен договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. Спорный земельный участок площадью 150 кв.м не сформирован, на кадастровом учете не состоит, с заявлением о предоставлении указанного земельного участка истец в Управление не обращался. Для заключения договора аренды на спорный земельный участок необходимо провести соответствующие процедуры, предусмотренные законодательством, и только после этого возможно заключить договор аренды. Поскольку процедура по предоставлению спорного земельного участка не пройдена, требования истца являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Заслушав истца, представителя истца, пояснения представителя ответчика, мнение представителя Чернушинского отдела Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований. Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно ст. 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. По смыслу ст.11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В силу ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. На основании ч.2 ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Статьей 34 ЗК РФ определен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. В силу положений указанной статьи, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения. Во исполнение п.1 ст. 34 ЗК РФ Решением Земского Собрания Октябрьского муниципального района от 25 сентября 2008 года №343 утвержден Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» (далее Порядок). Согласно п. 1.8.1 Порядка земельные участки для целей, не связанных со строительством, без размещения временных объектов могут предоставляться для огородничества; сенокошения; выпаса скота; дачного хозяйства и индивидуального садоводства; размещения автостоянок открытого типа; открытого складирования (в частности черных и цветных металлов, стройматериалов, пиломатериалов, грунта и т.д.); организации мест отдыха; благоустройства территории; увеличения ранее предоставленного под объекты недвижимости земельного участка (в собственность) до максимальных размеров, установленных решением Земского Собрания от 25.02.2010 N 698 "О Положении об управлении и распоряжении землями, находящимися в собственности и(или) в ведении Октябрьского муниципального района Пермского края" в соответствии с градостроительными регламентами; увеличения ранее предоставленного в собственность земельного участка путем передачи в аренду. Увеличение земельного участка возможно только в том случае, если отсутствует возможность формирования отдельного земельного участка для целей, соответствующих градостроительной, технической документации; иных целей, не связанных со строительством. При этом, пунктом 1.8.2 Порядка установлено, что предоставление земельных участков, указанных в пункте 1.8.1 осуществляется без проведения торгов. Согласно раздела 2 Порядка граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством (далее - заявители), обращаются с заявлением в Управление ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района (п.2.1). Заявление должно быть подписано лично гражданином либо уполномоченным лицом, в нем должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, вид и срок испрашиваемого права на землю (п.2.2). Заявление регистрируется в уполномоченном органе в сфере земельных отношений в установленном порядке в день подачи документов или получения их по почте (п.2.3). Предварительно заявители обращаются в органы местного самоуправления городского, сельского поселения с заявлением о подготовке заключения о возможном предоставлении земельного участка (п.2.4). Не позднее двух недель со дня регистрации заявления уполномоченный орган в сфере земельных отношений, рассмотрев заключения органов местного самоуправления поселений, принимает решение о возможности (невозможности) предоставления земельного участка и определяет право пользования (аренда, собственность и т.д.), способ и срок предоставления участка под заявленные цели (п.2.5). В случае принятия положительного решения уполномоченный орган в сфере земельных отношений утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (п.2.10). Уполномоченный орган организует публикацию информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка в газете "Вперед", сообщение носит уведомительный характер и не ставит целью поиск иных лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка (п.2.11). После опубликования информационного сообщения уполномоченный орган в сфере земельных отношений в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка готовит постановление администрации Октябрьского муниципального района о предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителю и направляет ему копию такого постановления с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п.213). Договор аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 2.13 постановления администрации Октябрьского муниципального района (п.2.14). Как следует из искового заявления и пояснений истца, его представителя, предметом спора является земельный участок площадью 150 кв.м., граничащий с земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер <данные изъяты> по <данные изъяты> и земельным участком по <адрес> (л.д.14 оборот). Решением Октябрьского районного суда Пермского края от 25 мая 2009 года был расторгнут договор аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв. м, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <данные изъяты> и ФИО2 (л.д. 44- 46). Согласно кадастровому паспорту земельного участка, кадастровый номер <данные изъяты>, расположенного по <адрес>, земельный участок является государственной собственностью, его площадь составляет <данные изъяты> кв.м, разрешенное использование - для садоводства и огородничества (л.д.16-18). В соответствии с межевым планом, изготовленным ООО «<данные изъяты> 24 августа 2009 года по заявлению Рогожниковой И.Л. в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности по <данные изъяты>, площадь формируемого земельного участка составляет <данные изъяты> кв. метров (л.д.27-33). При этом, в площадь формируемого участка, как следует из схемы расположения земельного участка, входит спорный земельный участок площадью 150 кв.м. Из учетного дела объекта недвижимости <данные изъяты>, следует, что 24 августа 2009 года с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка обратилась ФИО3, к заявлению был приложен межевой план от 24 августа 2009 года, изготовленный по заявлению Рогожниковой И.Л. 31 августа 2009 года решением начальника Октябрьского территориального отдела Управления Роснедвижимости по Пермскому краю осуществление кадастрового учета было приостановлено в связи с наложением образуемого участка с земельным участком, кадастровый номер <данные изъяты>. Решением заместителя начальника Октябрьского территориального отдела Управления Роснедвижимости по Пермскому краю от 15 января 2010 года в связи с не устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления и истечением срока приостановления кадастрового учета, в процедуре государственного кадастрового учета объекта недвижимости № отказано (л.д.185-204) Постановлением главы <данные изъяты> района <данные изъяты> от 23 сентября 2009 года №513 «О выставлении на торги земельного участка» на торги для продажи права на заключение договора аренды для садоводства и огородничества выставлен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> из земель населенного пункта <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.81). На листах дела 139-170 имеются документы, подтверждающие прием заявок от граждан в ноябре 2009 году на участие в торгах, размещение информации о проведении аукциона в газете «Вперед», протокол Управления приема заявок на участие в аукционе от 06 ноября 2009 года, протокол Управления о результатах аукциона по продаже земельного участка по <адрес> от 10 ноября 2009 года, победителем которого была признана Рогожникова И.Л., протокол о признании торгов несостоявшимися от 16 ноября 2009 года. На листах дела 93-138 имеются документы, подтверждающие прием заявок от граждан в феврале 2010 года на участие в торгах, размещение информации о проведении аукциона в газете «Вперед», протокол Управления о результатах аукциона по продаже земельного участка по ул. <данные изъяты> от 16 февраля 2010 года, победителем которого был признан Рогожников В.И. В соответствии с договором аренды земельного <данные изъяты> Октябрьского муниципального района передает арендатору- ФИО1 в пользование земельный участок с кадастровым номером 59:27:0011007:33, площадью 581 кв. метров из земель населенных пунктов для садоводства и огородничества, расположенный по адресу <адрес> (л.д.4 -6). К договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ приложены акт приема-передачи земельного участка, расчета арендной платы на 2010 год, план земельного участка (л.д.7,15). Из плана земельного участка, переданного в аренду, следует, что спорный земельный участок площадью 150 кв.м в аренду истцу не передавался. Согласно постановлению администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> изменен на другой вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (л.д. 8). Согласно постановлению администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № земельному участку, расположенному по <адрес> присвоен адресный номер <данные изъяты> вместо <данные изъяты> (л.д.9) Согласно заключению администрации <данные изъяты> от 05 августа 2010 года, направленному в адрес Рогожникова В.И., имеется возможность сформировать земельный участок площадью 150 кв.м. рядом с домом № по <адрес> для индивидуального жилищного строительства в качестве дополнительной площади к ранее предоставленному земельному участку (л.д.14). Предписанием Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю от 08 декабря 2010 года Рогожникову В.И. предложено устранить нарушения земельного законодательства, выразившиеся в том, что он, в нарушение заключенного договора аренды земельного участка, фактически использует земельный участок большей площадью, чем предоставленный ему по договору аренды (л.д.26). Из представленных доказательств и пояснений сторон суд считает установленным, что между Рогожниковым В.И. и Управлением <данные изъяты> администрации <данные изъяты> был заключен договор аренды земельного участка, согласно которого Рогожникову В.И. в пользование на правах аренды был предоставлен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв. метров из земель населенных пунктов для садоводства и огородничества, расположенный по адресу: <адрес>. При этом спорный земельный участок площадью 150 кв.м в границы предоставляемого участка не входил и не являлся предметом договора, границы спорного земельного участка площадью 150 кв.м. в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ не определены. Более того, земельный участок на кадастровом учете не состоит (л.д.205) и в настоящее время не может являться предметом договора, истец с заявлением о предоставлении данного земельного участка для целей, не связанных со строительством в Управление ресурсами и развития инфраструктуры администрации <адрес> не обращался, что им не оспаривается, поэтому у Рогожникова В.И. не возникло правовых оснований для получения указанного земельного участка и заключения соответствующего договора аренды. При изложенных обстоятельствах, в исковых требованиях Рогожникова В.И. к Управлению <данные изъяты> администрации <данные изъяты> <данные изъяты> о понуждении к заключению договора аренды земельного участка следует отказать. Доводы истца о том, что при заключении договора аренды он предполагал, что спорный участок также перейдет в его владение, суд считает несостоятельными по изложенным выше обстоятельствам. Согласно ст. 11 ГК РФ суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. Истцом не представлено суду доказательств того, что на момент рассмотрения дела его права по предоставлению спорного земельного участка нарушены действиями ответчика, поскольку с заявлением о предоставлении спорного земельного участка истец к ответчику не обращался. Поскольку в исковых требованиях истца о понуждении к заключению договора аренды отказано, в удовлетворении требований о взыскании с ответчика судебных расходов также следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Рогожникова <данные изъяты> к Управлению <данные изъяты> администрации <данные изъяты> <данные изъяты> о понуждении к заключению договора аренды земельного участка и взыскании судебных расходов - отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение 10 дней, начиная с 04 апреля 2011 года. Председательствующий: Э.Р. Таипов