Предоставление жилья вне очереди



Дело № 2-72/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Октябрьский Пермского края                                                                  28 февраля 2011 года

       Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Таипова Э.Р.,

при секретаре Хамиевой З.А.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района Пермского края Семаковой В.В.,

истца - Хаязова Ф.И.,

ответчика - представителя администрации <данные изъяты> Шестаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Пермского края в интересах Хаязова <данные изъяты> к администрации <данные изъяты>, Правительству Пермского края о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в интересах Хаязова <данные изъяты> с иском к администрации <данные изъяты> <данные изъяты>, Правительству Пермского края о предоставлении Хаязову Ф.И. вне очереди благоустроенного жилого помещения на одного человека по договору социального найма.

Требования прокурора мотивированы тем, что Хаязов Ф.И. имеет статус лица из числа детей-сирот в связи с тем, что его родители ФИО1 и ФИО2 решением Октябрьского районного суда Пермского края Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы Октябрьского муниципального района Пермского края от 24.12.2009 № 873 Хаязов Ф.И. был поставлен в льготную очередь для получения жилья. Какое-либо жилое помещение, на которое за Хаязовым Ф.И. сохранено право пользования, отсутствует. В 2009 году Хаязов Ф.И. окончил образовательное учреждение ГОУ НПО <данные изъяты> пос.Октябрьский Пермского края, в 2010 году окончил службу в армии. В настоящее время Хаязов Ф.И. проживает у брата. Таким образом, в настоящий момент Хаязов Ф.И., являясь лицом из числа детей-сирот, не имеет закрепленного или иного жилого помещения. Считает, что Хаязов Ф.И. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм на одного человека. Обязанность по обеспечению дополнительных гарантий, предоставленных детям-сиротам и лицам из их числа, в том числе, гарантии на предоставление жилого помещения вне очереди, должна обеспечиваться за счет средств бюджета субъекта РФ. При этом, приобретение жилых помещений и их предоставление на условиях социального найма осуществляется органами местного самоуправления. Просит обязать Правительство Пермского края выделить администрации <данные изъяты> денежные средства для приобретения жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Хаязову <данные изъяты> и обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты>» за счет выделенных Правительством Пермского края денежных средств предоставить вне очереди Хаязову Ф.И. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм и общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления.

В судебном заседании прокурор Октябрьского района Пермского края на исковых требованиях настаивал, по существу дела изложил доводы, указанные в заявлении.

Истец Хаязов Ф.И. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме и пояснил, что его родители были лишены родительских прав, отец в 2009 году умер. Где находится его мать, он не знает. Сейчас он проживает у брата, который был его опекуном. У него и его родителей собственного жилья не было. Зарегистрирован он был в доме, принадлежащем его бабушке. В настоящее время он состоит в очереди на получение жилья. В 2009 году он окончил училище, в 2010 году пришел из армии. Просит исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требования прокурора не согласен. По мнению представителя Правительства Пермского края, у истца не возникло права на обеспечение его жилым помещением по категории дети-сироты, поскольку в материалах дела нет сведений о наличии либо отсутствии жилого помещения, зарегистрированного за истцом или его родителями. Правительством Пермского края в 2009 и 2010 годах выполнены обязательства по распределению органам местного самоуправления средств на приобретение жилья для детей-сирот в полном объеме. Поскольку денежные средства были направлены органам местного самоуправления, в том числе, Октябрьского муниципального района Пермского края, постольку надлежащим ответчиком по данному иску является администрация <данные изъяты>.

Ответчик - представитель администрации <данные изъяты> Шестакова Н.В. с иском не согласилась и пояснила, что в соответствии со ст.ст. 5,8 Федерального закона РФ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. По состоянию на 01 января 2011 года в бюджет Октябрьского муниципального района в 2010 году перечислены средства краевого бюджета в размере 2409378 рублей (из них 2127500 рублей поступили 27.12.2010 года, то есть до конца 2010 года не могли быть использованы). Количество лиц, состоящих на регистрационном учете, составляет 192 человека, то есть выделенных средств недостаточно для приобретения жилых помещений и предоставления их детям-сиротам.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменный отзыв представителя Правительства Пермского края, суд приходит к следующему:

В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939 - 419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

        Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трех условий: наличие статуса ребенка - сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно заявлению Хаязова Ф.И. на имя прокурора Октябрьского района от 24 декабря 2010 года, он просит оказать ему содействие в получении жилья как лицу из числа детей-сирот (л.д.5).

В соответствии с паспортными данными Хаязов <данные изъяты> родился ДД.ММ.ГГГГ в дер.<данные изъяты> (л.д.9).

Согласно свидетельству о рождении, родителями Хаязова <данные изъяты> являются: ФИО2 и ФИО1 (л.д.10).

Истец Хаязов Ф.И. является лицом из числа детей-сирот, поскольку его родители: отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО1 лишена родительских прав решением Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11, 14-17).

Постановлением главы Октябрьского муниципального района Пермского края № 873 от 24.12.2009 года, Хаязов <данные изъяты> поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении в соответствии с ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении» (л.д.13).

Согласно сведениям из ГУП <данные изъяты>» Хаязов <данные изъяты> жилого помещения в собственности не имеет (л.д.19).

Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, информация об имеющихся правах Хаязова <данные изъяты> на объекты недвижимого имущества отсутствует (л.д.21).

На л.д. 24 имеется копия диплома, выданного от ДД.ММ.ГГГГ на имя Хаязова <данные изъяты> об окончании Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования <данные изъяты>» (л.д.24).

Согласно военному билету, Хаязов Ф.И. окончил службу в армии в 2010 году (л.д.25-26).

Согласно справке администрации <данные изъяты>, Хаязов Ф.И. зарегистрирован по месту жительства по адресу <адрес> д.<данные изъяты> совместно с матерью, сестрой и братом (л.д.27).

Согласно адресной справке Хаязов Ф.И. зарегистрирован по адресу <адрес> д.<данные изъяты> (л.д.28).

Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, информация об имеющихся правах на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу <данные изъяты> <данные изъяты> отсутствует (л.д.84).

Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество информация об имеющихся правах <данные изъяты> на объекты недвижимого имущества отсутствует (л.д.58).

Согласно сведений ГУП <данные изъяты> Октябрьский филиал ФИО5 и ФИО1 в <адрес> и <адрес> объектов недвижимости на праве собственности не имеют (л.д.44).

Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество имеется информация о том, что ФИО1 принадлежит на праве собственности жилое помещение и земельный участок по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.56,85).

Таким образом, судом установлено, что на момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, Хаязов Ф.И. являлся лицом из числа детей-сирот, жилого помещения, на которое за ним сохранено право пользования, не имел в связи с его отсутствием, поэтому суд считает, что в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Хаязов Ф.И. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм. В жилом помещении, принадлежащем его матери - ФИО1, он зарегистрирован не был, указанное жилое помещение за ним не закреплено. Никаких прав на жилой дом по адресу: <адрес> д.<данные изъяты> <данные изъяты> края он не приобрел, по месту своего жительства жилого помещения, закрепленного за ним или принадлежащего ему на праве собственности, не имеет.

Дополнительные гарантии прав детей - сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

        Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении.

В соответствии с п.5 и 6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам, на основании документов, указанных в п.7 настоящего указа.

С заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться, в том числе, лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).

В судебном заседании установлено, что родители Хаязова Ф.И. до достижения им возраста 18 лет были лишены родительских прав, то есть он остался без попечения обоих родителей и он был поставлен на учет до достижения 23-летнего возраста.

Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу п.1 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 29.06.2010 года), настоящее Положение определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с п.8. Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья…

Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.

        Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края. Непосредственное предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159- ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.

Таким образом, приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета. В судебном заседании установлено и не оспаривается представителем ответчика факт перечисления в 2010 году денежных средств Правительством Пермского края и наличие их в бюджете администрации <данные изъяты> <данные изъяты> на момент рассмотрения дела в суде. Следовательно, именно администрация муниципального образования <данные изъяты> обязана приобрести за счет средств бюджета Пермского края и предоставить жилое помещение по договору социального найма Хаязову Ф.И., поскольку Правительство Пермского края исполнило свои обязательства в части выделения целевых бюджетных средств и передачи полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам.

При этом, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от своевременного и полного распределения Правительством Пермского края денежных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот, поэтому органы местного самоуправления должны исполнять свои полномочия по осуществлению переданных государственных полномочий независимо от каких-либо условий.

Требование прокурора о возложении на правительство Пермского края обязанности по выделению средств из бюджета Пермского края для приобретения жилого помещения не является самостоятельным исковым требованием, поскольку касается порядка исполнения решения суда. Данный порядок определен действующим законодательством, в связи с чем вынесение решения суда по данному вопросу не требуется, поэтому в этой части исковых требований следует отказать.

Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с ч.1 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В силу ч.3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что на администрацию <данные изъяты> должна быть возложена обязанность по предоставлению Хаязову <данные изъяты> по договору социального найма жилой площади общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления за счет средств, выделяемых для этих целей из бюджета Пермского края.

        Руководствуясь ст.ст.194 - 198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> приобрести за счет средств бюджета Пермского края благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и предоставить вне очереди Хаязову <данные изъяты> по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления.

В удовлетворении требований об обязывании Правительства Пермского края выделить администрации <данные изъяты> из бюджета Пермского края денежные средства для приобретения жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Хаязову <данные изъяты> - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение 10 дней, начиная с 05 марта 2011 года.

       Судья                                    Э.Р. Таипов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200