РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Октябрьский Пермского края 04 апреля 2011 года Октябрьский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Частухиной Г.Г., при секретаре Немытых С.К., с участием пом.прокурора Октябрьского района Пермского края Миличенко А.В., истца - Гатиной <данные изъяты> рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский дело по заявлению прокурора Октябрьского района Пермского края в интересах Гатиной <данные изъяты> к администрации Октябрьского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения вне очереди, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в интересах Гатиной <данные изъяты> с иском к администрации Октябрьского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении Гатиной <данные изъяты>. вне очереди благоустроенного жилого помещения. В обоснование своих требований указал, что Гатина <данные изъяты> имеет статус лица из числа детей-сирот в связи с тем, что ее родители: мать ФИО9, умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец ФИО10 решением Сургутского горсуда ХМАО Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ года лишен родительских прав в отношении Гатиной <данные изъяты>.. Постановлением главы администрации <данные изъяты> сельского совета Октябрьского района ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 назначена опекуном Гатиной <данные изъяты>.. В соответствии с Постановлением главы администрации <данные изъяты> сельского совета от 15.05.2002 года № 20 Гатина <данные изъяты>. поставлена на льготную очередь на получение жилья. В период с 2008 по 2009 год Гатина <данные изъяты> проходила обучение в Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Пермский промышленно- коммерческий колледж». В связи с отсутствием финансовой возможности оплачивать стоимость найма квартиры, она не прошла обучение и была отчислена. В настоящее время Гатина <данные изъяты> работает в г. Пермь и проживает в квартире по найму. Какое-либо жилое помещение, на которое за Гатиной <данные изъяты> сохранено право пользования, отсутствует. Таким образом, в настоящий момент Гатина <данные изъяты>., являясь лицом из числа детей-сирот, не имеет закрепленного или иного жилого помещения. Считает, что Гатина <данные изъяты> имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм на одного человека. Обязанность по обеспечению дополнительных гарантий, предоставленных детям-сиротам и лицам из их числа, в том числе, гарантии на предоставление жилого помещения вне очереди, должна обеспечиваться за счет средств бюджета субъекта РФ. При этом, приобретение жилых помещений и их предоставление на условиях социального найма осуществляется органами местного самоуправления. Просит обязать Правительство Пермского края выделить администрации Октябрьского муниципального района Пермского края денежные средства для приобретения жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Гатиной <данные изъяты> на одного человека и обязать администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район Пермского края» за счет выделенных Правительством Пермского края денежных средств предоставить вне очереди Гатиной <данные изъяты>. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм и общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления. В судебном заседании истец Гатина <данные изъяты> требования поддержала в полном объеме и пояснила, что родилась в г.Нягань, затем жила в Башкирии. В 1996 году умерла ее мать и ее привезли жить в <данные изъяты> Октябрьского района. В 2000 году над ней оформила опеку ее тетя, ФИО12 У ее родителей собственного жилья не имелось, жили на съемной жилой площади. Отец в отношении нее лишен родительских прав. С 2002 года она стоит на очереди на получение жилья. В 2008 году она окончила школу, после окончания школы поступила учиться в колледж в г. Перми. В связи с тяжелым материальным положением в колледже проучилась только год. В настоящее время она работает и живет в г. Перми в квартире по найму, своего жилья у нее нет. Просит исковые требования удовлетворить. Представитель ответчика - Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требования прокурора не согласен. По мнению представителя Правительства Пермского края, у истца не возникло права на обеспечение его жилым помещением по категории дети-сироты, поскольку не представлено доказательств того, что родители истца не имеют в собственности жилых помещений. Правительством Пермского края Октябрьскому муниципальному району выделялись денежные средства на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Считает, что правительством Пермского края выполнены обязательства по распределению органам местного самоуправления средств на приобретение жилья для детей-сирот в полном объеме. Поскольку денежные средства были направлены органам местного самоуправления, в том числе, Октябрьского муниципального района Пермского края, постольку надлежащим ответчиком по данному иску являться администрация Октябрьского муниципального района. Представитель ответчика администрации Октябрьского муниципального района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Заслушав пояснения истицы, показания свидетеля, изучив письменный отзыв представителя Правительства Пермского края, выслушав заключение прокурора, суд считает, что требования подлежат удовлетворению частично. В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939 - 419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трех условий: наличие статуса ребенка - сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно заявлению Гатиной <данные изъяты> на имя прокурора Октябрьского района, она просит оказать ей содействие в получении жилья как лицу из числа детей-сирот (л.д.5). В соответствии с копией свидетельства о рождении Гатина <данные изъяты> родилась ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес>, родителями ее являются ФИО13 и ФИО14. (л.д.6). Постановлением администрации Басинского сельского совета Октябрьского района Пермской области ДД.ММ.ГГГГ года, над несовершеннолетней <данные изъяты> установлена опека в лице ФИО7 (л.д.7). В соответствии с решением Сургутского городского суда ХМАО Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО15. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Гатиной <данные изъяты> (л.д.8). Постановлением администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Гатина <данные изъяты> поставлена на льготную очередь для получения жилья в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д.9). Согласно свидетельству о смерти ФИО16 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10). Согласно справке администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района, Гатина <данные изъяты> зарегистрирована в <адрес> совместно с тетей, сестрами и племянницей (л.д.12). Согласно копии аттестата о среднем (полном) общем образовании, Гатина <данные изъяты>. окончила муниципальное образовательное учреждение «<данные изъяты> в 2008 году (л.д.13) Согласно справке Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Пермский промышленно-коммерческий колледж» Гатина <данные изъяты>. обучалась в учебном заведении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14). Согласно справке ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от 08.12.2010 года, Гатина <данные изъяты> недвижимого имущества (жилых помещений), зарегистрированных на праве собственности, не имеет (л.д.15) Согласно сведений Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, сведения о правах на объекты недвижимости за Гатиной <данные изъяты>. отсутствуют (л.д.16). Согласно сведений Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, сведения о правах на объекты недвижимости за ФИО17 отсутствуют (л.д.44). Согласно сведений Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, сведения о правах на объекты недвижимости за ФИО18 отсутствуют (л.д.16). В соответствии со списком лиц из числа детей-сирот по предоставлению жилья в 2011 году, в списке значится Гатина <данные изъяты> (л.д.17-19). Согласно информации из финансового управления администрации Октябрьского муниципального района Пермского края в 2011 году из бюджета Пермского края перечислялись денежные средства для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (л.д.40) Свидетель ФИО6 пояснила суду, что Гатина <данные изъяты> является ее племянницей. Мать Гатиной <данные изъяты>. умерла. После ее смерти отец <данные изъяты> привез дочь к своей матери в Октябрьский район. Так как мать была уже престарелой, опеку над племянницей оформила она. Регина училась и жила у нее. Отец <данные изъяты> ни разу не появлялся, материально дочери не помогал. Своего жилья у Гатиной <данные изъяты> и её родителей никогда не было. Сейчас она работает в г. Пермь, там живет на съемной квартире. Судом установлено, что на момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, она являлась лицом, оставшимся без попечения родителей, не достигла 18 лет, жилого помещения, на которое за ней сохранено право пользования, не имела в связи с его отсутствием, поэтому суд считает, что в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Гатина Р.Р. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939 - 419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В силу п.1 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», (далее Положение), утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 29.06.2010 года), настоящее Положение определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п.8. Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья… Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края. Непосредственное предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159- ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края. Таким образом, приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета. В судебном заседании установлено и не оспаривается представителем ответчика факт перечисления в 2010 году денежных средств Правительством Пермского края и наличие их в бюджете администрации Октябрьского муниципального района на момент рассмотрения дела в суде. Следовательно, именно администрация муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» обязана приобрести за счет средств бюджета Пермского края и предоставить жилое помещение по договору социального найма, поскольку Правительство Пермского края исполнило свои обязательства в части выделения целевых бюджетных средств и передачи полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам. При этом, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от своевременного и полного распределения Правительством Пермского края денежных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот, поэтому органы местного самоуправления должны исполнять свои полномочия по осуществлению переданных государственных полномочий независимо от каких-либо условий. Удовлетворение требований прокурора Октябрьского района об обязывании Правительства Пермского края выделить администрации Октябрьского муниципального района Пермского края из бюджета Пермского края денежные средства для приобретения жилого помещения и предоставления его Гатиной <данные изъяты> фактически ставит предоставление жилого помещения Гатиной <данные изъяты>. под условие выделения Правительством Пермского края денежных средств на его приобретение, поэтому в этой части исковых требований следует отказать. Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии с ч.1 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В силу ч.3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. При указанных обстоятельствах, суд считает, что на администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность по предоставлению Гатиной <данные изъяты> жилого помещения по договору социального найма жилой площади общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления за счет средств, выделяемых для этих целей из бюджета Пермского края, в остальной части исковых требований следует отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район Пермского края» приобрести за счет средств бюджета Пермского края благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и предоставить вне очереди Гатиной <данные изъяты> по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления. В удовлетворении заявленных требований об обязывании Правительства Пермского края выделить администрации Октябрьского муниципального района Пермского края из бюджета Пермского края денежные средства для приобретения жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Гатиной <данные изъяты> - отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение 10 дней, начиная с 11 апреля 2011 года. Председательствующий Г.Г.Частухина