Дело № 2- 65/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Октябрьский 19 января 2011 года Октябрьский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Частухиной Г. Г., с участием пом. прокурора Октябрьского района Борцовой В. В., представителя администрации Октябрьского муниципального района Пермского края Анфиногеновой <данные изъяты> представителя заинтересованного лица МДОУ <данные изъяты> Сапожниковой <данные изъяты> при секретаре Хамиевой З. А., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский дело по заявлению прокурора Октябрьского района о признании незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района, не принявшей мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, выявленных в деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения <данные изъяты> (далее МДОУ <данные изъяты> В обоснование своих требований указал, что МДОУ <данные изъяты> не имеет лицензии на право осуществления образовательной деятельности, срок которой истек 26.01.2010 года. Для получения соответствующей лицензии необходимо наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности (включая помещения для работы медицинских работников, питания учащихся и воспитанников) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством требованиям. За МДОУ <данные изъяты>». закреплено на праве оперативного управления муниципальное имущество -здание детского сада с постройками по адресу <адрес>. Согласно санитарно-эпидемиологического заключения от 08.02.2010 г. № 59.01.01.000.М.000023.02.10, выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выданного на основании экспертного заключения от 05.02.2010 г. № 22 Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» (далее экспертное заключение № 22 от 05.02.2010г.) МДОУ <данные изъяты> не соответствует государственным санитарным эпидемиологическим правилам и нормам. Основной причиной неисполнения требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства является отсутствие должного финансирования со стороны органов местного самоуправления. Финансирование муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. Выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, у учреждения отсутствует лицензия на право осуществления образовательной деятельности, до настоящего времени администрация Октябрьского муниципального района как учредитель не приняла действенных мер по финансированию затрат, направленных на устранение выявленных нарушений. Бездействием органа местного самоуправления затрагиваются права неопределенного круга лиц-воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их законных представителей. Просит признать незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района Пермского края по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в МДОУ <данные изъяты> нарушений, указанных в экспертном заключении Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от 05.02.2010 г. № 22 «О несоответствии санитарным правилам объектов хозяйственной деятельности и иной деятельности, работ, услуг». Обязать администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края в случае отсутствия у МДОУ <данные изъяты> денежных средств, достаточных для выполнения работ, указанных в экспертном заключении Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от 05.02.2010 г. № 22 «О несоответствии санитарным правилам объектов хозяйственной деятельности и иной деятельности, работ, услуг», предоставить МДОУ <данные изъяты> денежные средства на устранение в МДОУ <данные изъяты> нарушений, указанных в экспертном заключении, в объеме, необходимом для выполнения работ по приведению здания, занимаемого учреждением в соответствие с действующим законодательством. В судебном заседании прокурор на доводах, указанных в заявлении, настаивал, просил требования удовлетворить. Представитель администрации Октябрьского муниципального района Пермского края Анфиногенова <данные изъяты> с заявленными требованиями прокурора не согласилась, пояснила, что администрацией Октябрьского муниципального района проводилось дополнительное финансирование детского сада в целях устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Представитель МДОУ <данные изъяты> Сапожникова <данные изъяты> пояснила, что лицензия у учреждения закончилась 26.01.2010 г. На сегодняшний день учреждение лицензию на осуществление образовательной деятельности получить не может, так как в детском саду необходимо устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, указанные в экспертном заключении. Часть выявленных нарушений была устранена за счет дополнительного финансирования администрацией района, а именно: заменили столы в пищеблоке, построили теневой навес, построили веранду, оборудовали туалетную комнату, заменили входные двери, оборудовали игровую площадку и т.д., остались невыполненными требования по пунктам дополнительной площади детского сада, в настоящее время ведется работа по расширению площади детского сада. Заслушав объяснения сторон, изучив документы дела, суд считает, что они подлежат удовлетворению частично. Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно договору о передаче муниципального имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения Управления имущественных отношений, строительства жилищно-коммунального хозяйства администрации Октябрьского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ за МДОУ <данные изъяты> закреплена на праве безвозмездного пользования часть 2-х этажного кирпичного здания МОУ <данные изъяты> по адресу <адрес> (л.д.15, 16-18, 26). Срок лицензии, выданной МДОУ «<данные изъяты> Департаментом образования Пермского края от 25.01.2005 года на право осуществления образовательной деятельности истек 26.01.2010 года (л.д. 19-20). Согласно экспертному заключению № 22 от 05.02.2010 г. «О несоответствии санитарным правилам объектов хозяйственной и иной деятельности, работ, услуг», выданного Южным филиалом центра гигиены и эпидемиологии в Пермском крае Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека МДОУ <данные изъяты> не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям, предусмотренным п.п. 1.9., 2.1.6., 2.1.12., 2.1.15.,. 2.2.9., 2.2.10., 2.2.11., 2.2.17., 2.2.22., 2.2.26., 2.2.32., 2.3.2., 2.3.4., 2.3.5., 2.4.2., 2.6.9., 2.7.6., 2.8.1., 2.8.5., 2.8.17., 2.10.1., 2.10.2., 2.10.4., и 2.10.8. СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (далее СанПин 2.4.1.1249-03 (л.д. 27-32). Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека МДОУ <данные изъяты> не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.4.1.1249-03 (л.д. 21). Судом установлено, что надзорным органом в деятельности МДОУ <данные изъяты> при проведении проверки в январе 2010 года были выявлены нарушения требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства, которые указаны в экспертном заключении № 22 «О несоответствии санитарным правилам объектов хозяйственной и иной деятельности, работ, услуг». До настоящего времени часть выявленных нарушений требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства, которые указаны в экспертном заключении № «О несоответствии санитарным правилам объектов хозяйственной и иной деятельности, работ, услуг» не устранена. Причиной неисполнения указанных в предписании требований является отсутствие необходимого финансирования со стороны органов местного самоуправления, по указанной причине у учреждения отсутствует лицензия на право осуществления образовательной деятельности. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Указанное положение закреплено в Уставе Октябрьского муниципального района Пермского края, утвержденного постановлением главы Октябрьского муниципального района Пермского края от 01.12.2009 г № 766. Согласно п. 1 статьи 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Финансирование муниципальных учреждений, согласно п.3 ч.1 ст.17 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. В соответствии с ч.1 ст. 27 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края администрация Октябрьского муниципального района -орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции, наделенный в соответствии с Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Октябрьского муниципального района. В соответствии с п. 21 ч. 2 ст. 27.1 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края в рамках исполнительно-распорядительных функций администрация Октябрьского района осуществляет обеспечение организации, содержания и развития муниципальных образовательных учреждений. Согласно п.1.3 Устава МДОУ <данные изъяты> учредителем учреждения является муниципальное образование Октябрьский район в лице администрации Октябрьского муниципального района Пермского края. Согласно п.1.9 Устава собственником имущества Детского сада является муниципальное образование Октябрьский муниципальный район (л.д. 6-13). В силу п.2 ст.120 ГК РФ МДОУ <данные изъяты> является муниципальным бюджетным учреждением, которое полностью финансируется собственником (учредителем). Согласно п.п. 6.1 Устава МДОУ <данные изъяты> финансирование основной уставной деятельности Детского сада осуществляется учредителем на основе федеральных нормативов и нормативов Пермского края и закрепляются утвержденной в установленном порядке смете расходов ( л.д. 6-13). Согласно п. в п. 6.1.1 Устава МДОУ <данные изъяты> бюджетные средства, выделенные Детскому саду должны обеспечивать формирование и развитие материально-технической базы, необходимой для реализации в полном объеме образовательных программ в пределах единого государственного образовательного стандарта дошкольного образования (л.д. 6-13). Из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что администрация Октябрьского муниципального района как учредитель МДОУ <данные изъяты> должна осуществлять финансовое обеспечение Детского сада, выделенные МДОУ <данные изъяты> бюджетные средства должны в полной мере обеспечить, в том числе формирование и развитие материально-технической базы для реализации в полном объеме образовательных программ. Из представленной в суд переписки, сметной стоимости строительных работ за второй квартал 2009 года, локального сметного расчета за 3 квартал 2010 года, выписок из бюджетной росписи за 2009, 2010, 2011 годы следует, что на обеспечение деятельности МДОУ <данные изъяты> администрацией Октябрьского муниципального района направлено: на строительство веранды в 2010 году -136492.96 руб., в 2009 году на работы, услуги по содержанию имущества - 33525.00 руб., на прочие работы, услуги 10382.76 руб., в 2010 году на работы, услуги по содержанию имущества -20634.00 руб., прочие работы, услуги-10545.11 руб., в 2011 году на работы, услуги по содержанию имущества -8000.00 руб., прочие работы, услуги 44070.00 руб., на увеличение стоимости основных средств 136000.00 руб. (л.д. 23-26, 41-46, 50-64). Судом установлено, что администрацией Октябрьского муниципального района проводилось дополнительное финансирование МДОУ <данные изъяты> для устранения нарушений, выявленных надзорным органом. То есть администрацией Октябрьского муниципального района обязанности по финансированию затрат, направленных на устранениенарушений, указанных в акте надзорного органа выполнялись. Таким образом, в судебном заседании не установлено бездействие администрации Октябрьского муниципального района по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, отмеченных в экспертном заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому требования о признании незаконным бездействие администрации суд полагает необоснованными и считает, что в их удовлетворении следует отказать. В то же время суд считает, что действия администрации Октябрьского муниципального района по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, отмеченных в акте надзорного органа не являются достаточными, ряд нарушений требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства до настоящего времени не устранены, у учреждения отсутствует лицензия на осуществление образовательной деятельности, поэтому суд считает необходимым обязать администрацию Октябрьского муниципального района устранить допущенные нарушения по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, указанных в экспертном заключении № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленной справки собственных денежных средств у МДОУ <данные изъяты> не имеется (л.д.49) На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края в случае отсутствия у МДОУ <данные изъяты> денежных средств, достаточных для устранения нарушений, указанных в экспертном заключении Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от ДД.ММ.ГГГГ № «О несоответствии санитарным правилам объектов хозяйственной деятельности и иной деятельности, работ, услуг» предоставить МДОУ <данные изъяты> денежные средства на устранение в МДОУ «<данные изъяты> нарушений, указанных в экспертном заключении Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от ДД.ММ.ГГГГ № «О несоответствии санитарным правилам объектов хозяйственной деятельности и иной деятельности, работ, услуг» в объеме, необходимом для выполнения работ по приведению здания, занимаемого учреждением, в соответствие с действующим законодательством. В удовлетворении требований о признании незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района Пермского края по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в МДОУ <данные изъяты> нарушений указанных в экспертном заключении Южного филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от ДД.ММ.ГГГГ № «О несоответствии санитарным правилам объектов хозяйственной деятельности и иной деятельности, работ, услуг» - отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский райсуд в течение 10 дней, начиная с 24 января 2011 г. Председательствующий: подпись Для исключений Верно.Судья: