О признании незаконным бездействия по обеспечению возможности получить дошкольное образование



Дело № 2- 407 /11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Октябрьский                                                                                      20 июня 2011 года

      Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Частухиной Г. Г.,

с участием прокурора прокуратуры Октябрьского района Пермского края Миличенко А.В.,

представителя администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> ФИО5,

представителя РУО администрации <данные изъяты> муниципального района ФИО5,

при секретаре Немытых С. К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский дело по заявлению прокурора Октябрьского района Пермского края в интересах малолетней ФИО1 к администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края о признании незаконным бездействия по обеспечению возможности получить дошкольное образование и возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в интересах малолетней ФИО1 к администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края о признании незаконным бездействие по обеспечению возможности получить дошкольное образование и возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении. В обоснование своих требований указал, что <данные изъяты> муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, на котором лежит обязанность непосредственно исполнения полномочий по вопросам местного значения. ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. включена в регистр районного управления образования на получение места в дошкольном образовательном учреждении Октябрьского муниципального района на основании заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. Право ФИО1 на получение дошкольного образования не обеспечено, место в дошкольном образовательном учреждении не представлено. Просил признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> муниципального района, выразившееся в необеспечении ФИО1 возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района предоставить ФИО1 место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту её жительства в <адрес>.

В судебное заседание законный представитель несовершеннолетней ФИО1 -ФИО2 не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, на требованиях настаивает.

Представитель администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> в судебном заседании с требованиями не согласился, считает, что нет оснований полагать, что администрация бездействовала, поскольку при приеме заявления ФИО2 была уведомлена об отсутствии свободных мест в детском саду им. Крупской и о порядке комплектования МДОУ. На перерегистрацию ФИО2 не приходила, не интересовалась о наличии свободных мест в детском саду. В 2011 году была возможность предоставить ФИО1 место в детском саду, однако рассмотрение заявления на предоставление места в других детских садах <адрес> без согласования с родителями невозможно. Администрацией района принимаются меры по обеспечению детей возможностью получить дошкольное образование, решается вопрос о строительстве нового детского сада. На данный момент свободных мест в детских садах нет, возможно, места в детском саду появятся в сентябре.

Представитель <данные изъяты> администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края просил в удовлетворении требований отказать на основании доводов, изложенных представителем администрации Октябрьского муниципального района.

Заслушав доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, изучив документы дела, суд считает, что требования подлежат удовлетворению частично.

         Конституцией Российской Федерации и Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» предусмотрены общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях

В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ различных уровней и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований и сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций (ст. 8 Закона РФ «Об образовании»)

В соответствии с п.п.3 ст.9 указанного Закона к основным общеобразовательным относятся программы дошкольного образования.

В соответствии с п. 1, 4 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. К образовательным учреждениям относится такой тип как дошкольные учреждения.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об образовании» деятельность образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 утверждено типовое положение «О дошкольном образовательном учреждении» (далее Положение).

Согласно п. 2 Положения дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

П. 3 Положения закрепляет, что дошкольное образовательное учреждение реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

В силу п. 4 Положения дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Положением предусмотрено создание различных видов образовательных учреждений, а в них групп различной направленности и времени пребывания.

В соответствии с 1, 2, 5 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования; учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Согласно п. 11 п. 1 ст. 15 Статья 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Таким образом, организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно п. 5 ст. 2 Закона РФ «Об образовании» в качестве одного из принципов государственной политики в области образования закреплена свобода в образовании.

Следовательно, орган местного самоуправления Администрация <данные изъяты> муниципального района обязана обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребёнка. То есть в форме посещения муниципального дошкольного учреждения.

Избрание формы дошкольного образования в виде посещения муниципального дошкольного учреждения подтверждено копией заявления от ДД.ММ.ГГГГ матери ребёнка о предоставлении ФИО3 места в детском саду им. Крупской, как одном из видов дошкольного образовательного учреждения (л.д. 4). В соответствии с представленной справкой о рождении, возраст ребенка позволяет ему быть принятым в это дошкольное образовательное учреждение (л.д.6).

Суд считает доводы администрации о том, что свободных мест в настоящее время для детей в детских садах <адрес> не имеется, в связи, с чем просил в удовлетворении требований ФИО2. отказать - несостоятельными, поскольку отсутствие возможности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечения гарантированного Конституцией Российской Федерации права на образование. Администрация <данные изъяты> муниципального района должна была предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению вместимости существующих образовательных учреждений.

Вместе с тем, суд считает необоснованными доводы прокурора о бездействии администрации <данные изъяты> муниципального района, поскольку в судебном заседании установлено, что после подачи заявления ФИО2 о предоставлении места в детском саду её ребенку, истица а Управление образование не обращалась, не интересовалась о наличии свободных мест в детском саду, на перерегистрацию не являлась. Согласно пояснений представителя администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> вопрос об обеспечении детей права на дошкольное образование решается, в текущем году в детских садах <адрес> будут открыты дополнительные группы, решается вопрос о строительстве нового детского сада. Следовательно, нет оснований полагать, что администрацией <данные изъяты> муниципального района не принимались действенные меры по обеспечению права малолетних детей, в том числе ФИО1 на получение дошкольного образования.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198, 258 ГПК РФ, суд

                                                              РЕШИЛ:

В удовлетворении требований о признании незаконным бездействие администрации <данные изъяты> муниципального района, выразившееся в необеспечении ФИО1 возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении - отказать.

Обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района <адрес> предоставить ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту её жительства в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий:                                                                  Для исключений