О признании незаконным бездействие администрации



Дело № 2- 395/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Октябрьский                                                                                            16 июня 2011 года

Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Частухиной Г. Г.,

с участием прокурора Миличенко А.В.,

представителя МОУ «<данные изъяты>» ФИО2,

при секретаре Немытых С. К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский дело по заявлению прокурора Октябрьского района о признании незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района по финансированию МОУ «<данные изъяты>»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации <данные изъяты> муниципального района, не принявшей мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, выявленных в деятельности муниципального образовательного «<данные изъяты>» (далее МОУ «<данные изъяты>»).

В обоснование своих требований указал, что МОУ «<данные изъяты>» не имеет лицензии на право осуществления образовательной деятельности, срок которой истек ДД.ММ.ГГГГ. Для получения соответствующей лицензии необходимо наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности (включая помещения для работы медицинских работников, питания учащихся и воспитанников) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством требованиям. За МОУ «<данные изъяты>» закреплено на праве оперативного управления муниципальное имущество - здание школы и гаража по адресу <адрес>. Согласно акта предписания от ДД.ММ.ГГГГ Южного территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управление по Пермскому краю (далее Предписание от ДД.ММ.ГГГГ) (с учетом акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ) МОУ «<данные изъяты>» не соответствует государственным санитарным эпидемиологическим правилам и нормам. Основной причиной неисполнения требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства является отсутствие должного финансирования со стороны органов местного самоуправления. Финансирование муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. Выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, у учреждения отсутствует лицензия на право осуществления образовательной деятельности, до настоящего времени администрация <данные изъяты> муниципального района как учредитель не приняла действенных мер по финансированию затрат, направленных на устранение выявленных нарушений. Бездействием органа местного самоуправления затрагиваются права неопределенного круга лиц-учащихся образовательного учреждения, их законных представителей.

Просит признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в МОУ «<данные изъяты>» нарушений, указанных в от ДД.ММ.ГГГГ Южного территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управление по <адрес>, обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района <адрес> в случае отсутствия у МОУ «<данные изъяты>» денежных средств, достаточных для выполнения работ, указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ предоставить МОУ «<данные изъяты>» денежные средства на устранение выявленных нарушений, в объеме, необходимом для выполнения работ по приведению здания, занимаемого учреждением в соответствие с действующим законодательством.

В судебном заседании прокурор на доводах, указанных в заявлении, настаивал, просил требования удовлетворить.

Представитель администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в письменном отзыве просил в удовлетворении требований отказать, указал, что в соответствии с решением Земского собрания до школ доводятся соответствующие ассигнования по соответствующим кодам расходов. В 2010 году дополнительные расходы на МОУ «<данные изъяты>» составили <данные изъяты> руб., в 2011 году расходы на содержание, заложенные в бюджете составили <данные изъяты> руб. и дополнительно выделено <данные изъяты> руб., что подтверждается выписками из бюджетной росписи. Финансирование школы осуществляется в соответствии с утвержденными лимитами и потребностями. По указанным основаниям считает доводы о бездействии администрации по финансированию школы безосновательными.

Представитель МОУ «<данные изъяты>» в судебном заседании пояснил, что лицензия на право осуществления образовательной деятельности у учреждения закончилась ДД.ММ.ГГГГ. Перед администрацией <данные изъяты> муниципального района неоднократно ставился вопрос о необходимости выделения дополнительных денежных средств на выполнение работ для устранения выявленных нарушений. В основном требования предписания, которые не требовали больших затрат школой были устранены за счет дополнительных средств, выделенных учредителем, но средств выделялось недостаточно, остались невыполненными требования о приведении в соответствие площади библиотеки, оборудования классных досок, установки двухсекционной ванны для мытья кухонной посуды.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив документы дела, суд считает, что требования подлежат удовлетворению частично.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно распоряжению (л.д. 25), свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35), договора о передаче муниципального имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 34), кадастрового паспорта здания (л.д. 29-31) за МОУ «<данные изъяты>» зарегистрировано право оперативного управления на муниципальное имущество: здание школы, здание гаража с классом, расположенные по адресу: <адрес>.

Срок лицензии, выданной МОУ «<данные изъяты>» Департаментом образования Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ на право осуществления образовательной деятельности истек ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36).

Согласно предписанию от ДД.ММ.ГГГГ Южного территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управление по Пермскому краю, при обследовании, в МОУ «<данные изъяты>» выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства (л.д. 11-13).

Согласно предписанию от ДД.ММ.ГГГГ Южного территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управление по Пермскому краю в МОУ «<данные изъяты>» также выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства (л.д. 22).

В целях проверки устранения нарушений, выявленных предписанием от ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение о внеплановой проверке МОУ «<данные изъяты>» (л.д. 23-24).

Протоколом санитарно-эпидемиологического обследования и актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ Южного территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управление по <адрес> установлено, что МОУ «<данные изъяты>» были выполнены п.п. , , , , Предписания от ДД.ММ.ГГГГ. Не выполнены п. 1, п.8, п. 6 частично Предписания, а именно: площадь библиотеки -информационного центра принята из расчета 0,2 кв.м. на одного обучающегося, классные доски в учебных кабинетах 1-го и 2 -го классов не оборудованы софитами, двух секционная ванна -для мытья стеклянной посуды и столовых приборов и две моечные ванны для кухонной посуды не установлены, что не соответствует требованиям п. ДД.ММ.ГГГГ, 2.62 Сан Пин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», и п. 4.1 п.5.4 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (л.д. 20-21, 26-28).

Судом установлено, что надзорным органам в ходе проверок деятельности МОУ «<данные изъяты>» в марте 2009 года, в сентябре 2010 года и в апреле 2011 года были выявлены нарушения требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства. Причиной неисполнения указанных в предписании требований является недостаточное финансирование со стороны органов местного самоуправления, по указанной причине у учреждения отсутствует лицензия на право осуществления образовательной деятельности.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Согласно п. 1 статьи 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Финансирование муниципальных учреждений, согласно п.3 ч.1 ст.17 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов.

В соответствии с ч.1 ст. 27 Устава <данные изъяты> муниципального района <адрес> администрация <данные изъяты> муниципального района -орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции, наделенный в соответствии с Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления <данные изъяты> муниципального района.

В соответствии с п. 21 ч. 2 ст. 27.1 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края в рамках исполнительно-распорядительных функций администрация <адрес> осуществляет обеспечение организации, содержания и развития муниципальных образовательных учреждений.

Согласно п.1.2 Устава МОУ «<данные изъяты>», утвержденного постановлением главы <данные изъяты> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ его учредителем является муниципальное образование <данные изъяты> муниципальный район в лице администрации Октябрьского муниципального района (л.д. 37-48).

В силу п.2 ст.120 ГК РФ МОУ «<данные изъяты>» является муниципальным бюджетным учреждением, которое полностью финансируется собственником (учредителем).

Согласно п. 7.1 Устава МОУ «<данные изъяты>» финансирование основной уставной деятельности школы осуществляется учредителем на основе федеральных нормативов и нормативов <адрес> и закрепляются утвержденной в установленном порядке смете расходов. Согласно п/п б п. 7.1.Устава бюджетные средства, выделенные школе должны обеспечивать формирование и развитие материально-технической базы, необходимой для реализации в полном объеме образовательных программ в пределах единого государственного образовательного стандарта дошкольного образования (л.д. 37-48).

В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «ОБ основных гарантиях право ребенка в Российской Федерации государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Согласно ч. 1 ст. 51 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что администрация Октябрьского муниципального района как учредитель МОУ «<данные изъяты>» должна осуществлять финансовое обеспечение Школы, бюджетные средства должны в полной мере обеспечить, в том числе формирование и развитие материально-технической базы для реализации в полном объеме образовательных программ, в том числе и на устранение нарушений санитарного законодательства, выявленных Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ и актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, по которому предложено: привести в соответствие площадь библиотеки, оборудовать классные доски в учебных кабинетах 1-го и 2 -го классов, оборудовать двух секционную ванна - для мытья стеклянной посуды и столовых приборов и две моечные ванны для кухонной посуды, то есть устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

Из справок, писем, ходатайств, докладной записки, фототаблицы, выписок из бюджетной росписи за 2010-2011 г. (л.д. 5-10, 57-60) следует, что администрацией <данные изъяты> муниципального района и администрацией школы решался вопрос о выделении дополнительного финансирования на обеспечение деятельности МОУ «<данные изъяты>» в 2010-2011 годах. Установлено, что п. 2, 3, 4, 5, 7 Предписания от ДД.ММ.ГГГГ были выполнены полностью, указанное также подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, пояснениями представителя МОУ «<данные изъяты>». То есть установлено, что администрацией <данные изъяты> муниципального района проводились мероприятия по финансированию, формированию и развитию материально-технической базы для реализации учреждением образовательных программ, в том числе и на устранение нарушений, выявленных в предписании надзорных органов в целях получения учреждением лицензии.

Таким образом, судом не установлено бездействие администрации <данные изъяты> муниципального района по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, отмеченных в актах надзорного органа, поэтому требования о признании незаконным бездействие администрации суд полагает необоснованными и считает, что в их удовлетворении следует отказать.

В то же время суд считает, что действия администрации <данные изъяты> муниципального района по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, отмеченных в актах надзорного органа не являются достаточными, ряд нарушений требований норм санитарно - эпидемиологического законодательства до настоящего времени не устранены, у учреждения отсутствует лицензия на осуществление образовательной деятельности, поэтому суд считает необходимым обязать администрацию Октябрьского муниципального района устранить допущенные нарушения по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, отмеченных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

       В удовлетворении требований о признании незаконным бездействие администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в муниципальном образовательном учреждении «<данные изъяты>», расположенном по адресу с <адрес>, нарушений, указанных в Предписании Южного территориального отдела Управления Федерального службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района <адрес>, в случае отсутствия у МОУ «<данные изъяты>» денежных средств, достаточных для выполнения работ, указанных в Предписании Южного территориального отдела Управления Федерального службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предоставить муниципальному образовательному учреждению «<данные изъяты>» из средств бюджета <данные изъяты> муниципального района денежные средства на устранение в муниципальном образовательном учреждении «<данные изъяты>» нарушений, указанных в Предписании Южного территориального отдела Управления Федерального службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский райсуд в течение 10 дней, начиная с ДД.ММ.ГГГГ

                 

Председательствующий: подпись:                                                             Для исключений

Верно. Судья: