О признании незаконным бездействие администрации



Дело № 2- 397/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Октябрьский                                                                                            16 июня 2011 года

Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Частухиной Г. Г.,

с участием прокурора Миличенко А. В.,

при секретаре Немытых С. К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский дело по заявлению прокурора Октябрьского района о признании незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района по финансированию МОУ «<данные изъяты>»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации <данные изъяты> муниципального района, не принявшей мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, выявленных в деятельности муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты>» (далее МОУ «<данные изъяты>»).

В обоснование своих требований указал, что МОУ «<данные изъяты>» не имеет лицензии на право осуществления образовательной деятельности, срок которой истек ДД.ММ.ГГГГ. Для получения соответствующей лицензии необходимо наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности (включая помещения для работы медицинских работников, питания учащихся и воспитанников) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством требованиям. За МОУ «<данные изъяты>» закреплено на праве оперативного управления муниципальное имущество -2-х этажное здание школы и гаража по адресу <адрес>. Согласно предписания от ДД.ММ.ГГГГ ОГПН в <адрес> 22 ОГПН Главного Управления МЧС России по <адрес> (далее предписание от ДД.ММ.ГГГГ), и предписания от ДД.ММ.ГГГГ Южного территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управление по <адрес> (далее Предписание от ДД.ММ.ГГГГ) МОУ «<данные изъяты>» не соответствует государственным правилам пожарной безопасности и санитарным эпидемиологическим правилам и нормам. Основной причиной неисполнения требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства является отсутствие должного финансирования со стороны органов местного самоуправления. Финансирование муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. Выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, у учреждения отсутствует лицензия на право осуществления образовательной деятельности, до настоящего времени администрация <данные изъяты> муниципального района как учредитель не приняла действенных мер по финансированию затрат, направленных на устранение выявленных нарушений. Бездействием органа местного самоуправления затрагиваются права неопределенного круга лиц-учащихся образовательного учреждения, их законных представителей.

Просит признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в МОУ «<данные изъяты>» нарушений, указанных в Предписании от ДД.ММ.ГГГГ ОГПН в <адрес> 22 ОГПН Главного Управления МЧС России по Пермскому краю и предписания от ДД.ММ.ГГГГ Южного территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управление по <адрес>, обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района <адрес> в случае отсутствия у МОУ «<данные изъяты>» денежных средств, достаточных для выполнения работ, указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ и предписания от ДД.ММ.ГГГГ предоставить МОУ «<данные изъяты>» денежные средства на устранение выявленных нарушений, в объеме, необходимом для выполнения работ по приведению здания, занимаемого учреждением в соответствие с действующим законодательством.

В судебном заседании прокурор на доводах, указанных в заявлении, настаивал, просил требования удовлетворить.

Представитель администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в письменном отзыве просил в удовлетворении требований отказать, указал, что в соответствии с решением Земского собрания до школ доводятся соответствующие ассигнования по соответствующим кодам расходов. В 2010 году дополнительные расходы на МОУ «<данные изъяты>» составили 57098.18 руб., в 2011 году расходы на содержание составили 988570 руб., что подтверждается выписками из бюджетной росписи. Финансирование школы осуществляется в соответствии с утвержденными лимитами и потребностями. По указанным основаниям считает доводы о бездействии администрации по финансированию школы безосновательными.

Представитель МОУ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен.

Заслушав прокурора, изучив документы дела, суд считает, что требования подлежат удовлетворению частично.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13,14) за МОУ «<данные изъяты>» зарегистрировано право оперативного управления на двухэтажное кирпичное здание школы площадью 1101.7 кв.м. с пристроем, гаражом муниципального образовательного учреждения МОУ «<данные изъяты>» расположенное по адресу: <адрес>.

Срок лицензии, выданной МОУ «<данные изъяты>» Министерством образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на право осуществления образовательной деятельности истек ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).

Согласно предписанию от ДД.ММ.ГГГГ при обследовании, в МОУ «<данные изъяты>» выявлены нарушения правил пожарной безопасности: а именно на путях эвакуации на 1 этаже в коридоре раздевалка выполнена из горючих материалов, на путях эвакуации в коридоре на 1 и 2 этажах применяется горючая отделка пола (дощатый настил), двери эвакуационных выходов из лестничных клеток 1 и 2 этажа не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах, деревянные конструкции чердачного помещения здания гаража не обработаны огнезащитным составом, что не соответствует п. 6.25, 6.18 СНиП 21-01-97, п. 36, 53 ППБ 01-03, ( л.д. 8-9).

Согласно предписанию от ДД.ММ.ГГГГ в МОУ «<данные изъяты>» выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившееся в том, что для сбора твердых бытовых пищевых отходов необходимо организовать контейнеры с крышками, установленные на площадках с твердым покрытием, организовать рабочие места с ПЭВМ соответствующие росту обучающихся в кабинете информатики, организовать лаборантскую для кабинета информатики, организовать в спортивном зале: раздевальные, душевые и уборные, организовать оборудование на втором этаже санитарные узлы с подводкой холодной, горячей воды, для хранения уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов, организовать установку умывальников в учебных кабинетах 5,7,9 классов, информатики, начальных классов. Горячим водоснабжением обеспечить учебные помещения начальных классов, кабинеты физики, химии, рисования, технологии, обеспечить каждого обучающегося удобным рабочим местом за партой или столом, организовать присоединение к вытяжным устройствам вытяжного шкафа,. Кабинеты химии, физики оборудовать специальными демонстрационными столами с пультами управления проекционной аппаратурой, подачей воды, электричества, канализации,, организовать оборудование кабинета для иностранного языка лингафонными рецептивными установками, отделку стен учебных помещений материалами, допускающими их уборку влажным способом, организовать ограждение отопительных приборов в учебных помещениях, организовать освещение, организовать профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию с кратностью 1 раз в два года должностных лиц и работников, прохождение профилактических прививок, составление меню на период не менее двух недель (л.д. 15-16).

Судом установлено, что надзорными органами в деятельности МОУ «<данные изъяты>» в октябре и ноябре 2010 года были выявлены нарушения требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства и правил пожарной безопасности. Причиной неисполнения указанных в предписаниях требований является недостаточное финансирование со стороны органов местного самоуправления, по указанной причине у учреждения отсутствует лицензия на право осуществления образовательной деятельности.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Согласно п. 1 статьи 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Финансирование муниципальных учреждений, согласно п.3 ч.1 ст.17 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов.

В соответствии с ч.1 ст. 27 Устава Октябрьского муниципального района <адрес> администрация <данные изъяты> муниципального района -орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции, наделенный в соответствии с Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Октябрьского муниципального района.

В соответствии с п. 21 ч. 2 ст. 27.1 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края в рамках исполнительно-распорядительных функций администрация <адрес> осуществляет обеспечение организации, содержания и развития муниципальных образовательных учреждений.

Согласно п.1.2 Устава МОУ «<данные изъяты>», утвержденного постановлением главы <данные изъяты> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ учредителем учреждения является муниципальное образование <данные изъяты> муниципальный район в лице администрации <данные изъяты> муниципального района (л.д. 37-48).

В силу п.2 ст.120 ГК РФ МОУ «<данные изъяты>» является муниципальным бюджетным учреждением, которое полностью финансируется собственником (учредителем).

Согласно п.п. 7.1 Устава МОУ «<данные изъяты>» финансирование основной уставной деятельности школы осуществляется учредителем на основе федеральных нормативов и нормативов Пермского края и закрепляются утвержденной в установленном порядке смете расходов. Согласно п. б п. 7.1.Устава бюджетные средства, выделенные школе должны обеспечивать формирование и развитие материально-технической базы, необходимой для реализации в полном объеме образовательных программ в пределах единого государственного образовательного стандарта дошкольного образования (л.д. 17-51).

В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «ОБ основных гарантиях право ребенка в Российской Федерации государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Согласно ч. 1 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что администрация <данные изъяты> муниципального района как учредитель МОУ «<данные изъяты>» должна осуществлять финансовое обеспечение Школы, бюджетные средства должны в полной мере обеспечить, в том числе формирование и развитие материально-технической базы для реализации в полном объеме образовательных программ, в том числе и на устранение нарушений санитарного законодательства и правил пожарной безопасности, указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ и предписании от ДД.ММ.ГГГГ

Из письма директора МОУ «<данные изъяты>» следует, что нарушения, выявленные надзорными органами, не требующие больших материальных затрат были устранены, в том числе по 18 пунктам Предписания от ДД.ММ.ГГГГ. В целях устранения недостатков была составлена смета, где объем работ оценивается в <данные изъяты> рублей, в выделении средств школе было отказано, на устранение нарушений необходимо дополнительное финансирование (л.д. 7).

Согласно выписок из бюджетной росписи за 2010 г., 2011г., следует, что на обеспечение деятельности МОУ «<данные изъяты>» администрацией Октябрьского муниципального района направлено: на дополнительное финансирование на ремонт и текущее содержание учреждения - <данные изъяты> руб., на текущее содержание <данные изъяты> руб, в 2011 году на текущее содержание учреждения - <данные изъяты> руб., на обеспечение процедуры лицензирования и аккредитации -<данные изъяты> руб., средства местного бюджета для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере образования - <данные изъяты> руб. ( л.д. 58-61).

Из вышеуказанных документов следует, что администрацией <данные изъяты> муниципального района и администрацией школы решался вопрос о выделении дополнительного финансирования на обеспечение деятельности МОУ «<данные изъяты>», в 2010-2011 году. То есть установлено, что администрацией <данные изъяты> муниципального района проводились мероприятия по финансированию, формированию и развитию материально-технической базы для реализации учреждением образовательных программ, в том числе и на устранение нарушений, выявленных в предписании надзорных органов в целях получения учреждением лицензии.

Таким образом, судом не установлено бездействие администрации <данные изъяты> муниципального района по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, отмеченных в актах надзорного органа, поэтому требования о признании незаконным бездействие администрации суд полагает необоснованными.

В то же время суд считает, что действия администрации <данные изъяты> муниципального района по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, отмеченных в актах надзорного органа не являются достаточными, ряд нарушений требований норм санитарно - эпидемиологического законодательства до настоящего времени не устранены, у учреждения отсутствует лицензия на осуществление образовательной деятельности, поэтому суд считает необходимым обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района устранить допущенные нарушения по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, отмеченных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ и предписании от ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований о признании незаконным бездействие администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в муниципальном образовательном учреждении «<данные изъяты>» нарушений, указанных в Предписании от ДД.ММ.ГГГГ ОГПН в <адрес> 22 ОГПН Главного Управления МЧС России по <адрес> и Предписании от ДД.ММ.ГГГГ Южного территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управление по <адрес> - отказать.

Обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района <адрес> в случае отсутствия у МОУ «<данные изъяты>» денежных средств, достаточных для выполнения работ, указанных в Предписании от ДД.ММ.ГГГГ ОГПН в <адрес> 22 ОГПН Главного Управления МЧС России по <адрес> и Предписании от ДД.ММ.ГГГГ Южного территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управление по <адрес> предоставить МОУ «<данные изъяты>» из средств бюджета Октябрьского муниципального района денежные средства на устранение в МОУ «<данные изъяты>» нарушений, указанных в Предписании от ДД.ММ.ГГГГ ОГПН в <адрес> 22 ОГПН Главного Управления МЧС России по <адрес> и Предписании от ДД.ММ.ГГГГ Южного территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управление по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский райсуд в течение 10 дней, начиная с 21 июня 2011 г.

Председательствующий: подпись:                                                               Г. Г. Частухина

Верно. Судья: