РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Октябрьский 04 июля 2011 года Октябрьский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Частухиной Г. Г., с участием прокурора Миличенко А.В., истца Селянина <данные изъяты>., при секретаре Немытых С. К., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский дело по заявлению прокурора Октябрьского района в интересах Селянина <данные изъяты> к администрации Октябрьского муниципального района о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в интересах Селянина <данные изъяты> к администрации Октябрьского муниципального района о предоставлении Селянину <данные изъяты>. вне очереди благоустроенного жилого помещения. Требования прокурора мотивированы тем, что Селянин <данные изъяты>. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце отсутствуют. Постановлением главы Октябрьского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 назначена опекуном Селянина <данные изъяты> Постановлением главы администрации <данные изъяты> поссовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Селянин <данные изъяты>. поставлен на льготную очередь на получение жилья. Какое-либо жилое помещение, на которое за ФИО7 сохранено право пользования, отсутствует. В июне 2010 года Селянин <данные изъяты>. окончил обучение в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище №» <адрес>. В настоящее время Селянин <данные изъяты>. проживает у родственников по адресу <адрес>. Таким образом, в настоящий момент Селянин <данные изъяты>., являясь лицом из числа детей-сирот, не имеет закрепленного или иного жилого помещения. Считает, что Селянин <данные изъяты> имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм. Обязанность по предоставлению жилого помещения законодательством возложена на органы местного самоуправления за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из средств краевого бюджета. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленных норм предоставления. Администрация <данные изъяты> муниципального района обязана была приобрести для Селянина <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма. Просит обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района за счет, выделенных <адрес> денежных средств, предоставить вне очереди Селянину <данные изъяты> по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм и общей площадью на одного человека. В судебном заседании истец Селянин <данные изъяты>. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме и дополнил, что в 2010 году ему предложили жилье в <адрес>, он отказался, так как там нет работы. Из родственников в живых осталась только тетя. Просил требования удовлетворить. Представитель ответчика администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно п. 9 ч. 1 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 указанного Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трех условий: наличие статуса ребенка - сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно представленных документов истец Селянин <данные изъяты>. является лицом из числа детей-сирот, поскольку его родители: мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце в свидетельстве о рождении записаны со слов матери, что подтверждается копией свидетельством о рождении Селянина <данные изъяты>., справками ЗАГС, копией свидетельства о браке, копией свидетельства о смерти (л.д. 5, 6, 8, 9, 10). Постановлением Администрации <данные изъяты> поссовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном над несовершеннолетним Селяниным <данные изъяты>. назначена ФИО3 (л.д.12). Согласно Администрации Октябрьского поссовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Селянин <данные изъяты>. поставлен на льготную очередь на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ8 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д. 13). В списке лиц из числа детей -сирот по предоставлению жилья в 2011 году на территории Октябрьского муниципального района значится Селянин <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ г.р., дата постановки на учет 2000 год ( л.д. 21). В 2010 году Селянин <данные изъяты>. закончил обучение в образовательном учреждении начального профессионального образования (л.д.16). Согласно справки администрации Октябрьского городского поселения Селянин <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован по месту жительства по адресу <адрес> совместно с бабушкой ФИО3, тетей ФИО8, указанный дом сгорел в <данные изъяты> году (л.д. 14). Согласно справки МЧС 22 отделение надзорной деятельности по <данные изъяты> муниципальному району ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар в жилом доме по адресу: <адрес> края. В результате пожара уничтожен дом, домашнее имущество, причина пожара устанавливается ( л.д. 23). Согласно сведений ГУП «Центр технической инвентаризации <адрес>», а также Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес>, за Селяниным <данные изъяты>. объектов недвижимости не зарегистрировано. За матерью Селянина <данные изъяты>. - ФИО1 (Селяниной) Светланой Валерьевной объектов недвижимости не зарегистрировано (л.д.17, 18, 19, 20). То есть у Селянина <данные изъяты> отсутствует закрепленное за ним жилое помещение и какое - либо жилье на праве собственности он не имеет. Судом установлено, что на момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, Селянин <данные изъяты>. являлся ребенком из числа детей-сирот, не достигшим 18 летнего возраста, жилого помещения, на которое за ним сохранено право пользования не имеет в связи с его отсутствием, поэтому суд считает, что в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Селянин <данные изъяты>. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм. В настоящее время Селянин <данные изъяты> зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, однако, из справки МЧС следует, что указанный жилой дом сгорел. Кроме того, Селянин <данные изъяты>. права собственности на данное жилое помещение не имел, проживал в указанном жилом помещении в связи с отсутствием какого-либо иного жилья, при этом Селянин <данные изъяты>. членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения по указанному адресу не является, проживал с бабушкой и тетей. Дополнительные гарантии прав детей - сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939 - 419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В силу п.1 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», (далее-Положение), утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 05.02.2009 года), Положение определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее- средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п.2 Положения, перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края (в настоящее время - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края) платежными поручениями Министерства финансов Пермского края с лицевого счета бюджета Пермского края с кодом "02" (лицевого счета Агентства по строительству и ЖКХ, открытого в Министерстве финансов) на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в целях последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты. В соответствии с п.8. Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья… Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края. Непосредственное предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края. Таким образом, приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета. При этом, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от условия перечисления субсидий местным бюджетам по мере поступления средств из федерального бюджета, поэтому органы местного самоуправления должны исполнять свои полномочия по осуществлению переданных государственных полномочий независимо от каких-либо условий. Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии с ч.1 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрены права лиц, имеющих право на получение жилой площади, в том числе и во внеочередном порядке по установленным нормам. Аналогичные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение содержатся также и в региональном законодательстве, в частности, в Законе Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма». Финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете Пермского края на соответствующий год отдельно по каждой из категорий граждан, указанных в статье 1 Закона. При указанных обстоятельствах, суд считает, что на администрацию <данные изъяты> муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность по предоставлению Селянину <данные изъяты>. по договору социального найма жилой площади общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления за счет средств, выделенных для этих целей Правительством Пермского края. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района Пермского края за счет выделенных Правительством Пермского края денежных средств приобрести благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм общей площадью на одного человека и предоставить вне очереди по договору социального найма Селянину <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение 10 дней, начиная с 08.07.2011 года. Председательствующий: подпись: Для исключений. Верно. Судья: