РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Октябрьский Пермского края 12. августа 2011 года Октябрьский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Таипова Э.Р., при секретаре Дильмухаметовой Х.Х., с участием помощника прокурора Октябрьского района Пермского края Борцовой В.В., истца - Гагариной <данные изъяты>., ответчика - представителя администрации Октябрьского муниципального района Пермского края Шестаковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту интересов Гагариной <данные изъяты> к администрации Октябрьского муниципального района Пермского края о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения УСТАНОВИЛ: <адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов Гагариной <данные изъяты> к администрации Октябрьского муниципального района Пермского края о предоставлении Гагариной <данные изъяты>. вне очереди благоустроенного жилого помещения. Требования прокурора мотивированы тем, что Гагарина <данные изъяты> имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что ее мать - ФИО10 умерла, а отец - ФИО11 решением Октябрьского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ был лишен в отношении нее родительских прав. Распоряжением главы муниципального образования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 назначена опекуном Гагариной <данные изъяты> Согласно постановлению главы Октябрьского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № Гагарина <данные изъяты>. была поставлена в очередь для получения жилья. В 2011 году Гагарина <данные изъяты>. окончила Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «<данные изъяты>». В настоящее время Гагарина <данные изъяты> проживает в квартире на условиях коммерческого найма в г. Екатеринбурге. Таким образом, в настоящий момент Гагарина <данные изъяты>., являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного или иного жилого помещения. По мнению прокурора, Гагарина <данные изъяты>. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм на одного человека. Обязанность по обеспечению дополнительных гарантий, предоставленных детям-сиротам и лицам из их числа, в том числе, гарантии на предоставление жилого помещения вне очереди, должны обеспечиваться за счет средств бюджета субъекта РФ. При этом, приобретение жилых помещений и их предоставление на условиях социального найма осуществляется органами местного самоуправления. Просит обязать администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края за счет выделенных Правительством Пермского края денежных средств предоставить вне очереди Гагариной <данные изъяты>. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм и общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления. В судебном заседании прокурор Октябрьского района Пермского края на исковых требованиях настаивал, по существу дела изложил доводы, указанные в исковом заявлении. Истец Гагарина <данные изъяты>. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме и пояснила, что ее мать умерла, а отец был лишен родительских прав. Она воспитывалась опекуном, в настоящее время проживает в <адрес> в жилом помещении, принадлежащем ее родственнице. Дом, в котором она зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, принадлежит ее бабушке. Поскольку ее родители жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности либо на ином праве не имели, за ней какого-либо жилого помещения закреплено не было, просит исковые требования прокурора удовлетворить. Ответчик - представитель администрации Октябрьского муниципального района Пермского края Шестакова <данные изъяты> с иском не согласилась и пояснила, что в соответствии со ст.ст. 5,8 Федерального закона РФ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. По состоянию на 15 июля 2011 года в бюджет Октябрьского муниципального района перечислены средства федерального бюджета в сумме 419100 рублей и краевого бюджета в размере 3966278 рублей, а количество лиц, состоящих на регистрационном учете, составляет 192 человека, то есть выделенных средств недостаточно для приобретения жилых помещений и предоставления их лицам из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. В связи с этим просит в удовлетворении исковых требований прокурора отказать. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему: В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939 - 419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трех условий: наличие статуса ребенка - сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно заявлению Гагариной <данные изъяты>. на имя прокурора Октябрьского района, она просит оказать ей содействие в получении жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 5). Согласно свидетельству о рождении, Гагарина <данные изъяты> родилась ДД.ММ.ГГГГ, родителями ее являются: мать - ФИО1, отец ФИО2 (л.д. 4). Согласно свидетельству о смерти, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д.12) В соответствии с решением Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 лишен родительских прав отношении несовершеннолетней дочери Гагариной <данные изъяты>, родившейся ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6). Распоряжением главы муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 назначена опекуном несовершеннолетней Гагариной <данные изъяты> (л.д. 7). Постановлением главы Октябрьского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Гагарина <данные изъяты> поставлена в льготную очередь на получение жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей (л.д. 08). Согласно паспортных данных Гагарина <данные изъяты> родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> и зарегистрирована по месту жительства в <адрес> (л.д. 17). Согласно копии диплома, Гагарина <данные изъяты> в 2011 году окончила Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «<данные изъяты>». (л.д. 11). Согласно справке администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района и сообщения отдела УФМС России по <адрес> в <адрес>, Гагарина <данные изъяты> зарегистрирована по месту пребывания с 17 сентября 2008 года по 30 июня 2011 года по адресу: <адрес> общежитие без снятия с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д.15, 16). Согласно справке ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ, Гагарина <данные изъяты>. недвижимого имущества (жилых помещений), зарегистрированных на праве собственности, не имеет (л.д.13). Согласно информации Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведения о правах на объекты недвижимости, зарегистрированные за Гагариной <данные изъяты>, ФИО1, ФИО2 отсутствуют (л.д. 18, 19, 20). Согласно справке ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края», за ФИО1, ФИО2 в <адрес> объектов недвижимости на праве собственности не зарегистрировано (л.д. 21). Согласно справке администрации <данные изъяты> сельского поселения, Гагарина <данные изъяты> проживает в <адрес>, принадлежащим её бабушке ФИО7, личного жилья Гагарина <данные изъяты> не имеет (л.д.9,15). Согласно справке администрации Богородского сельского поселения, установлено, что на территории <данные изъяты> сельского поселения за Гагариной <данные изъяты> жилья не закреплено (л.д. 9) Таким образом, из представленных документов судом установлено, что на момент постановки истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, она являлась лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, на которое за ней сохранено право пользования, не имела в связи с его отсутствием, поэтому суд считает, что в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Гагарина <данные изъяты>. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939 - 419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года №170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении. Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В силу п.1 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 29 июня 2010 года), настоящее Положение определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п.8. Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья… Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ «вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях…». Аналогичные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение содержатся также и в региональном законодательстве, в частности, в Законе Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма». Согласно п. 9 ч. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 указанного Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 указанного Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения. Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края. Непосредственное предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159- ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края. Таким образом, приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета. В судебном заседании установлено и не оспаривается представителем ответчика факт перечисления в 2011 году денежных средств Правительством Пермского края и наличие их в бюджете администрации Октябрьского муниципального района на момент рассмотрения дела в суде. Следовательно, именно администрация муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» обязана приобрести за счет средств бюджета Пермского края и предоставить жилое помещение по договору социального найма Гагариной <данные изъяты>., поскольку Правительство Пермского края исполнило свои обязательства в части выделения целевых бюджетных средств и передачи полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам. Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии с ч.1 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В силу ч.3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. При указанных обстоятельствах, суд считает, что на администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность по предоставлению Гагариной <данные изъяты> жилого помещения по договору социального найма жилой площади общей площадью на семью из одного человека не менее установленной нормы предоставления за счет средств, выделяемых для этих целей из бюджета Пермского края. Руководствуясь ст.ст.194 - 198,199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район Пермского края» приобрести за счет средств бюджета Пермского края благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и предоставить вне очереди Гагариной <данные изъяты> по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение 10 дней, начиная с 17 августа 2011 года. Судья подпись Э.Р. Таипов Верно: судья