РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Октябрьский 20 июля 2011 года Октябрьский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Частухиной Г. Г., с участием прокурора Миличенко А.В., истца Половинкиной <данные изъяты> представителя ответчика администрации Октябрьского муниципального района Шестаковой <данные изъяты> при секретаре Хамиевой З. А., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский дело по заявлению прокурора Октябрьского района в интересах Половинкиной <данные изъяты> к администрации Октябрьского муниципального района о предоставлении жилого помещения вне очереди, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района обратился в суд в интересах Половинкиной <данные изъяты> к администрации <данные изъяты> муниципального района о предоставлении Половинкиной <данные изъяты>. вне очереди благоустроенного жилого помещения. Требования прокурора мотивированы тем, что Половинкина <данные изъяты>. является лицом из числа детей-сирот, её мать ФИО11 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, сведения об отце внесены в актовую запись о рождении со слов матери. Постановлением главы Октябрьского муниципального района <данные изъяты> ФИО12. назначена попечителем Половинкиной <данные изъяты>.. Постановлением главы администрации Октябрьского поссовета Октябрьского района Пермской области от <данные изъяты> за Половинкиной <данные изъяты> сохранено право проживания в доме по адресу <адрес> Вместе с тем, указанное жилое помещение не принадлежало матери Половинкиной <данные изъяты> и в настоящее время находится в ветхом состоянии. В 2009 году Половинкина <данные изъяты> окончила обучение в ГОУНПО «Профессиональное училище № № <адрес>, проживает в квартире на условиях коммерческого найма по адресу <адрес> Таким образом, в настоящий момент Половинкина <данные изъяты>. являясь лицом из числа детей-сирот, не имеет закрепленного или иного жилого помещения. Считает, что Половинкина <данные изъяты>. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм. Обязанность по предоставлению жилого помещения законодательством возложена на органы местного самоуправления за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из средств краевого бюджета. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленных норм предоставления. Администрация Октябрьского муниципального района обязана была приобрести для Половинкина <данные изъяты>. благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма. Просит обязать администрацию Октябрьского муниципального района за счет, выделенных Правительством Пермского края денежных средств, предоставить вне очереди Половинкиной <данные изъяты> по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм и общей площадью на одного человека. В судебном заседании истец Половинкина <данные изъяты>. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме и дополнила, что с матерью проживали в <адрес> в квартире, предоставленной колхозом, в собственности матери квартире не находилась. Данный дом пришел в негодность. В собственности жилья у неё нет, она зарегистрирована в <адрес> в доме у ФИО5, который родственником ей не является. Мама умерла в 2006 году. Отца у неё нет, сведения об отце внесены со слов матери. После смерти мамы попечителем назначили сестру ФИО13 В настоящее время она снимает жилье в <адрес>. Просила требования удовлетворить. Представитель ответчика администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> Шестакова <данные изъяты> в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в бюджет <данные изъяты> муниципального района перечислены средства краевого бюджета в размере 3966278 рублей. Количество лиц, состоящих на регистрационном учете составляет 192 человека, то есть выделенных средств недостаточно для приобретения жилых помещений и предоставления их детям-сиротам. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно п. 9 ч. 1 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 указанного Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трех условий: наличие статуса ребенка - сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно представленных документов следует, что истец Половинкина <данные изъяты> является лицом из числа детей-сирот, поскольку её мать ФИО14 умерла 08 октября 2006 года, сведения об отце в свидетельстве о рождении записаны со слов матери, что подтверждается копией справками ЗАГС о рождении Половинкиной <данные изъяты> о смерти ФИО15., копией свидетельства о смерти ФИО16 (л.д. 5, 7, 8, 9). Постановлением Главы администрации Октябрьского района Пермской области от <данные изъяты> попечителем над несовершеннолетней Половинкиной <данные изъяты> назначена Половинкина <данные изъяты>. За Половинкиной <данные изъяты> сохранено право проживания в доме по адресу <адрес> (л.д. 10). Согласно постановлению Главы администрации Октябрьского муниципального района Пермского края от <данные изъяты>, Половинкина <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ г.р. поставлена на льготную очередь на получение жилья в соответствии с Указом губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 г. «Об утверждении Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении» (л.д. 11). В 2009 году Половинкина <данные изъяты> закончила обучение в образовательном учреждении начального профессионального образования по профессии продавец, контролер-кассир, в 2010 году закончила обучение в образовательном учреждении начального профессионального образования по профессии оператор электронно-вычислительных машин (л.д.14, 15). Согласно справок администрации <данные изъяты> сельского поселения, Половинкина <данные изъяты> с рождения проживала в бабушки ФИО17 имела регистрацию в <адрес>. В связи с заменой паспорта по достижению возраста на прежнее место прописки невозможно было прописать Половинкину <данные изъяты>., так как дом был списан. Администрация зарегистрировала Половинкину <данные изъяты> к родственникам по адресу <адрес> доме тети ФИО18 с ДД.ММ.ГГГГ года. До 2006 года Половинкина <данные изъяты> была зарегистрирована в муниципальной квартире, договор социального найма на квартиру не заключался, в настоящее время квартира непригодна для проживания (л.д. 16, 12, 23, 33). Согласно сведений ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края», а также Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, за Половинкиной <данные изъяты>. объектов недвижимости, зарегистрированных на праве собственности, не имеют. За матерью истицы - ФИО1 объектов недвижимости на праве собственности в <адрес> не зарегистрировано (л.д.17-20). Часть жилого помещения по адресу <адрес> принадлежит ФИО5 на основании решения Администрации <данные изъяты> сельского Совета о признании права собственности на жилой дом за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22). Свидетель ФИО2 пояснила, что истица её родная сестра. До 2006 года они проживали с мамой в <адрес>, в 2006 году мама умерла, её назначили попечителем Надежды, сестру поставили на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. После смерти матери они жили в Свердловской области, затем переехали в <адрес>, где проживают в съемной квартире. Дом в <адрес>, в котором они проживали, непригоден для проживания. Отец с ними не проживал, они его не знают. Судом установлено, что у Половинкиной <данные изъяты> отсутствует закрепленное за ней жилое помещение и какого - либо жилья на праве собственности она не имеет. На момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, Половинкина <данные изъяты>. являлась ребенком из числа детей-сирот, не достигшей18 летнего возраста, жилое помещение, право проживания на которое было закреплено за истицей, не принадлежало семье Половинкиной, в настоящее время указанное жилье непригодно для проживания, Половинкина <данные изъяты> в настоящее время вынуждена проживать в съемной квартире, поэтому суд считает, что в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Половинкина <данные изъяты> имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм. Половинкина <данные изъяты>. зарегистрирована в <адрес>, истица не проживала в указанном жилом помещении, членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения по указанному адресу не является, зарегистрирована у тети. В настоящее время Половинкина <данные изъяты>. снимает жилье в <адрес>. Дополнительные гарантии прав детей - сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939 - 419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В силу п.1 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», (далее-Положение), утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 05.02.2009 года), Положение определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее- средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п.2 Положения, перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края (в настоящее время - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края) платежными поручениями Министерства финансов Пермского края с лицевого счета бюджета Пермского края с кодом "02" (лицевого счета Агентства по строительству и ЖКХ, открытого в Министерстве финансов) на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в целях последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты. В соответствии с п.8. Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья… Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края. Непосредственное предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края. Таким образом, приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета. При этом, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от условия перечисления субсидий местным бюджетам по мере поступления средств из федерального бюджета, поэтому органы местного самоуправления должны исполнять свои полномочия по осуществлению переданных государственных полномочий независимо от каких-либо условий. Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии с ч.1 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрены права лиц, имеющих право на получение жилой площади, в том числе и во внеочередном порядке по установленным нормам. Аналогичные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение содержатся также и в региональном законодательстве, в частности, в Законе Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма». Финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете Пермского края на соответствующий год отдельно по каждой из категорий граждан, указанных в статье 1 Закона. При указанных обстоятельствах, суд считает, что на администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность по предоставлению Половинкиной <данные изъяты>. по договору социального найма жилой площади общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления за счет средств, выделенных для этих целей Правительством Пермского края. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края за счет выделенных Правительством Пермского края денежных средств приобрести благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм общей площадью на одного человека и предоставить вне очереди по договору социального найма Половинкиной <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение 10 дней, начиная с 25.07.2011 года. Председательствующий: подпись Г. Г. Частухина. Верно. Судья: