Представление жилья вне очереди



Дело № 2-531/11                                                                                                                                                                    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Октябрьский Пермского края                                                                                19 августа 2011 года

Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Савченко С.Ю.,

при секретаре Немытых С.К.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района Пермского края Семаковой В.В.,

истца - Мережникова <данные изъяты>.,

ответчика - представителя администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту интересов Мережникова <данные изъяты> к администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд с иском в защиту интересов Мережникова <данные изъяты> к администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края о предоставлении Мережникову <данные изъяты>. вне очереди благоустроенного жилого помещения на одного человека.

Требования прокурора мотивированы тем, что Мережников <данные изъяты>. имеет статус лица из числа детей -сирот в связи с тем, что его родители: ФИО12 и отец ФИО2 - умерли ДД.ММ.ГГГГ году.

Согласно постановлению главы администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Мережников <данные изъяты>. был поставлена в льготную очередь на получение жилья. В мае 2004 г. Мережников <данные изъяты>. окончил обучение в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «<данные изъяты> ». В настоящее время Мережников <данные изъяты>. проживает с супругой ФИО5 в жилом помещении, принадлежащем ФИО5

Таким образом, в настоящий момент Мережников <данные изъяты>., являясь лицом из числа детей-сирот,, не имеет закрепленного или иного жилого помещения. По мнению прокурора, Мережников <данные изъяты>. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм на одного человека. Обязанность по обеспечению дополнительных гарантий, предоставленных детям-сиротам и лицам из их числа, в том числе, гарантии на предоставление жилого помещения вне очереди, должны обеспечиваться за счет средств бюджета субъекта РФ. При этом, приобретение жилых помещений и их предоставление на условиях социального найма осуществляется органами местного самоуправления. Просит обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района Пермского края за счет выделенных Правительством Пермского края денежных средств предоставить вне очереди Мережникову <данные изъяты>. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм и общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления.

В судебном заседании прокурор Октябрьского района Пермского края на исковых требованиях настаивал, по существу дела изложил доводы, указанные в исковом заявлении.

Истец Мережников <данные изъяты>. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме и пояснил, что его родители умерли в 1989 году. Он воспитывался в семье опекуна. Жилого помещения за ним закреплено не было. Зарегистрирован он в <адрес>, но проживает с женой в <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит его жене, так как было ею приобретено до брака. В <адрес> проживает его сестра и племянница. В 2004 году он окончил профессиональное училище в <адрес>. Собственного жилья он не имеет. Просит исковые требования прокурора удовлетворить.

Ответчик - представитель администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> ФИО8 с иском не согласилась и пояснила, что поскольку истец Мережников <данные изъяты>. согласен вместо предоставления благоустроенного жилого помещения на денежную выплату на приобретение жилого помещения, то просит в исковых требованиях отказать. Кроме того пояснила, что в соответствии со ст.ст. 5,8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в бюджет <данные изъяты> муниципального района перечислены средства федерального бюджета в сумме 419100 рублей и краевого бюджета в размере <данные изъяты> рублей, в том числе в рамках постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «О пилотном проекте « Предоставление выплат на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения <данные изъяты> рублей.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему:

В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939 - 419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

        Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трех условий: наличие статуса ребенка - сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно заявлению Мережникова <данные изъяты>. на имя прокурора <адрес>, он просит оказать ему содействие в получении жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 04).

Согласно свидетельству о рождении, Мережников <данные изъяты> родился ДД.ММ.ГГГГ, родителями его являются: мать - ФИО1 и отец - ФИО2 (л.д. 05).

Согласно свидетельству о смерти, ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 37 лет (л.д. 06)

Согласно свидетельству о смерти, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 36 лет (л.д. 07)

Постановлением главы администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , Мережников <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ рождения поставлен на льготную очередь на получение жилья (л.д. 08).

Согласно паспортных данных Мережников <данные изъяты> родился ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес> и зарегистрирован по месту жительства в <адрес> края (л.д. 21-22).

Согласно копии диплома, Мережников <данные изъяты>. в 2004 году окончил обучение в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «<данные изъяты> » <адрес> края (л.д. 12).

Согласно справке администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> Мережников <данные изъяты> зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> имеет следующий состав семьи: сестра ФИО9, племянница ФИО10. Договор социального найма с ним не заключался (л.д.37)

Согласно справке ГУП «<данные изъяты> <адрес>» от31.05.2011 года, за ФИО3, ФИО2, ФИО1, объектов недвижимости не зарегистрировано (л.д.13)

Согласно информации Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах на объекты недвижимости, зарегистрированные за ФИО2, ФИО1 и ФИО3 отсутствуют (л.д. 14-16).

Согласно справке ГУП «<данные изъяты> <адрес>» Октябрьский филиал от ДД.ММ.ГГГГ и информации Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, сведений о регистрации права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, отсутствуют (л.д. 27, 38)

В соответствии с копией договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 купила жилой дом, находящийся в <адрес>. (л.д. 19)

Согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 переменила фамилию на ФИО5 (л.д. 30).

Согласно свидетельству о заключении брака, ФИО3 заключил брак ДД.ММ.ГГГГ с ФИО5 (л.д. 18).

Таким образом, из представленных документов судом установлено, что на момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, он являлся лицом из числа детей-сирот, жилого помещения, на которое за ним сохранено право пользования, не имел в связи с его отсутствием, поэтому суд считает, что в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО3 имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей - сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939 - 419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

        Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года № 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении.

Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу п.1 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 29 июня 2010 года), настоящее Положение определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с п.8. Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья…

Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ «вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях…». Аналогичные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение содержаться также и в региональном законодательстве, в частности, в Законе Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма».

Согласно п. 9 ч. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 указанного Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 указанного Закона, предоставляются с учетом членов их семей.

Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения.

        Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края. Непосредственное предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159- ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.

Таким образом, приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета. В судебном заседании установлено и не оспаривается представителем ответчика факт перечисления в 2011 году денежных средств Правительством Пермского края и наличие их в бюджете администрации <данные изъяты> муниципального района на момент рассмотрения дела в суде. Следовательно, именно администрация муниципального образования «<данные изъяты>» обязана приобрести за счет средств бюджета <адрес> и предоставить жилое помещение по договору социального найма ФИО3, поскольку <адрес> исполнило свои обязательства в части выделения целевых бюджетных средств и передачи полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам.

Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с ч.1 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В силу ч.3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что на администрацию <данные изъяты> муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность по предоставлению Мережникову <данные изъяты> жилого помещения по договору социального найма жилой площади общей площадью на семью из одного человека не менее установленной нормы предоставления за счет средств, выделяемых для этих целей из бюджета Пермского края.

Доводы представителя ответчика ФИО8 о том, что в исковых требованиях прокурору <адрес> обратившегося в защиту интересов истца Мережникова <данные изъяты> необходимо отказать, поскольку истец Мережников <данные изъяты>. согласен вместо предоставления благоустроенного жилого помещения на денежную выплату на приобретение жилого помещения, суд находит не обоснованными, поскольку истец Мережников <данные изъяты>. после разъяснения ему положений статьи 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а именно порядка и последствий прекращения производства по делу в связи с отказом от исковых требований, настаивал на рассмотрении дела по существу, отказ от исковых требований не заявил.

        Руководствуясь ст.ст.194 - 198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты> <адрес>» приобрести за счет средств бюджета <адрес> благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и предоставить вне очереди Мережникову <данные изъяты> по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Октябрьском районном суде Пермского края 23 августа 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

       Судья                                                           С.Ю. Савченко