Дело № 2-554/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Октябрьский Пермского края 06 сентября 2011 года Октябрьский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Таипова Э.Р., при секретаре Телеповой Н.В., с участием помощника прокурора Октябрьского района Пермского края Семаковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Пермского края в интересах Бухаровой <данные изъяты> к администрации Октябрьского муниципального района Пермского края о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района Пермского края в защиту интересов Бухаровой <данные изъяты> обратился в суд с иском к администрации Октябрьского муниципального района Пермского края о предоставлении Бухаровой <данные изъяты> вне очереди благоустроенного жилого помещения на одного человека. Требования прокурора мотивированы тем, что Бухарова <данные изъяты> имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что ее мать - ФИО1 решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав, ДД.ММ.ГГГГ умерла, отец - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации <данные изъяты> сельсовета Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № Бухарова <данные изъяты> была поставлена на льготную очередь для получения жилья. Какое-либо жилое помещение, на которое за Бухаровой <данные изъяты>. сохранено право пользования, отсутствует. В 2011 году Бухарова <данные изъяты> окончила Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей №». В настоящее время она проживает в квартире на условиях коммерческого найма в <адрес>. Таким образом, в настоящий момент Бухарова <данные изъяты> являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного или иного жилого помещения. Считает, что Бухарова <данные изъяты> имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм общей площадью на одного человека. Обязанность по обеспечению дополнительных гарантий, предоставленных детям-сиротам и лицам из их числа, в том числе, гарантии на предоставление жилого помещения вне очереди, должна обеспечиваться за счет средств бюджета субъекта РФ. При этом, приобретение жилых помещений и их предоставление на условиях социального найма осуществляется органами местного самоуправления. Просит обязать администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края за счет выделенных Правительством Пермского края денежных средств предоставить вне очереди Бухаровой <данные изъяты> по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм общей площадью на одного человека. В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района Пермского края Семакова В.В. на исковых требованиях настаивала, по существу дела изложила доводы, указанные в исковом заявлении. Истец Бухарова <данные изъяты> в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивает. Ответчик - представитель администрации Октябрьского муниципального района Шестакова Н.В. в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В судебное заседание представителем ответчика представлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также письменный отзыв, согласно которому администрация Октябрьского муниципального района Пермского края с исковыми требованиями прокурора не согласна, поскольку в соответствии со ст.ст. 5,8 Федерального закона РФ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. По состоянию на 15 июля 2011 года в бюджет Октябрьского муниципального района в 2011 году перечислены средства краевого бюджета в размере 3966278 рублей, а также средства федерального бюджета в сумме 419000 рублей, а количество лиц, состоящих на регистрационном учете, составляет 192 человека, то есть выделенных средств недостаточно для приобретения жилых помещений и предоставления их детям-сиротам. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему: В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939 - 419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трех условий: наличие статуса ребенка - сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно заявлению Бухаровой <данные изъяты> на имя прокурора Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ года, она просит оказать ей содействие в получении жилья как лицу из числа детей-сирот (л.д.6). Согласно заявлению Бухаровой <данные изъяты>. на имя главы администрации района <данные изъяты>. от ДД.ММ.ГГГГ года, она просит предоставить ей жилое помещение, так как своего жилья у нее нет, живет на съемной квартире (л.д.7). В соответствии со свидетельством о рождении и паспортными данными Бухарова <данные изъяты> родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, родителями ее являются ФИО2 и ФИО1 (л.д. 8, 15). Согласно справке отдела Записи актов гражданского состояния по Октябрьскому району Бухарова <данные изъяты> родилась ДД.ММ.ГГГГ, родителями ее являются ФИО2 и ФИО1 (л.д.16). Согласно справке отдела Записи актов гражданского состояния по Октябрьскому району и свидетельству о смерти, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17, 19). Решением Октябрьского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней Бухаровой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.9-10). Согласно постановлению администрации <данные изъяты> сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Бухаровой <данные изъяты> установлена опека в связи с тем, что отец ФИО2 умер, мать ФИО1 воспитанием ребенка не занимается. Опекуном назначена ФИО9 (л.д.11). Постановлением администрации <данные изъяты> сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ Бухарова <данные изъяты> поставлена на льготную очередь для получения жилья на основании ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д.12). Согласно свидетельству о смерти ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ в д<адрес> (л.д.18). Согласно справке о составе семьи, Бухарова № зарегистрирована по <адрес> совместно с ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 (л.д.13). Таким образом, Бухарова <данные изъяты>. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с дипломом о начальном профессиональном образовании Бухарова <данные изъяты>. в 2011 году окончила Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей №» (л.д.14). Согласно сведениям из ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» за ФИО4, ФИО2, Бухаровой <данные изъяты> объектов недвижимости в Октябрьском районе не зарегистрировано (л.д.20, 21). Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество информация об имеющихся правах ФИО1, ФИО2, Бухаровой <данные изъяты> на объекты недвижимого имущества отсутствует (л.д. 22-2419, 20). В списке лиц из числа детей-сирот по предоставлению жилья в 2011 году на территории Октябрьского муниципального района, значится Бухарова <данные изъяты>л.д. 21-25). Таким образом, судом установлено, что на момент постановки истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, Бухарова <данные изъяты> являлась лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, на которое за ней сохранено право пользования, не имела в связи с его отсутствием, поэтому суд считает, что в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Бухарова <данные изъяты>. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года № 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении. В соответствии с п.5 и 6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам, на основании документов, указанных в п.7 настоящего Указа. Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В силу п.1 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 29 июня 2010 года), настоящее Положение определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п.8. Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья… Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края. Непосредственное предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в порядке ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края. Таким образом, приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета. В судебном заседании установлено и не оспаривается представителем ответчика факт перечисления в 2011 году денежных средств Правительством Пермского края и наличие их в бюджете администрации Октябрьского муниципального района на момент рассмотрения дела в суде. Следовательно, именно администрация муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» обязана приобрести за счет средств бюджета Пермского края и предоставить жилое помещение по договору социального найма Бухаровой <данные изъяты> поскольку Правительство Пермского края исполнило свои обязательства в части выделения целевых бюджетных средств и передачи полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам. При этом, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от своевременного и полного распределения Правительством Пермского края денежных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот, поэтому органы местного самоуправления должны исполнять свои полномочия по осуществлению переданных государственных полномочий независимо от каких-либо условий. Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии с ч.1 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В силу ч.3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. При указанных обстоятельствах, суд считает, что на администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район Пермского края» должна быть возложена обязанность по предоставлению Бухаровой <данные изъяты> жилого помещения по договору социального найма жилой площади общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления за счет средств, выделяемых для этих целей из бюджета Пермского края. Руководствуясь ст.ст.194 - 198,199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район Пермского края» приобрести за счет средств бюджета Пермского края благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и предоставить вне очереди Бухаровой <данные изъяты> по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение 10 дней, начиная с 09 сентября 2011 года. Судья подпись Э.Р. Таипов Верно: судья