О возложении обязанности выделить денежные средства



Дело № 2- 639/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Октябрьский                                                                                                  18 октября 2011 года

Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Таипова Э.Р.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района Пермского края Миличенко А. В.,

ответчика - представителя Муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> » ФИО3,

при секретаре Дильмухаметовой Х.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района Пермского края к муниципальному образовательному учреждению «<данные изъяты> » о возложении обязанности огородить забором территорию образовательного учреждения, к администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края о возложении обязанности выделить денежные средства МОУ «<данные изъяты> » в объеме, необходимом для выполнения работ по ограждению забором территории образовательного учреждения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «<данные изъяты> » (далее МОУ «<данные изъяты> ») о возложении обязанности огородить забором территорию образовательного учреждения, к администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края о возложении обязанности выделить денежные средства МОУ «<данные изъяты> » в объеме, необходимом для выполнения работ по ограждению забором территории образовательного учреждения.

В обоснование своих требований указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства о противодействии экстремисткой и террористической деятельности в МОУ «<данные изъяты> » было установлено, что инженерные средства охраны в образовательном учреждении, а именно ограждение забором территории школы в соответствии с санитарными нормами отсутствует.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления обязаны принимать меры по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Непринятие мер по предотвращению террористических актов влияет на безопасность учащихся, работников и других граждан во время нахождения их в образовательном учреждении, то есть на безопасность неопределенного круга лиц.

Кроме того, в соответствии с требованиями пункта 3.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» территория образовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В нарушение указанных положений МОУ «<данные изъяты> » не предпринимаются меры по предотвращению террористических актов. Выявленные нарушения требуют дополнительных финансовых затрат. Финансирование муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. <данные изъяты> Октябрьского муниципального района как учредитель обязана профинансировать затраты, направленные на профилактику терроризма в образовательном учреждении.

Просит обязать МОУ «<данные изъяты> » огородить забором территорию образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством, обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района Пермского края выделить МОУ «<данные изъяты> » денежные средства в объеме, необходимом для проведения (выполнения) работ по ограждению забором территории общеобразовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании помощник прокурора Миличенко А. В. на исковых требованиях настаивала, изложила доводы, содержащиеся в заявлении, просила требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчик - представитель администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края, а также представитель третьего лица - районного управления образования администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края в судебное заседание не явились, в письменных ходатайствах просили рассмотреть дело в их отсутствие, свое мнение по заявленным требованиям прокурора не высказали.

Ответчик - представитель МОУ «<данные изъяты> » ФИО3 с требованиями прокурора согласилась и пояснила, что с момента открытия школы в 1974 году, ограждение школы забором отсутствует. В 2010 году школой было получено предписание СЭС о необходимости принять меры по ограждению школы забором в соответствии с нормами санитарного законодательства. Для выполнения работ по ограждению территории образовательного учреждения забором необходимы дополнительные финансовые средства в объеме, предусмотренном сметой. Учредителем школы является муниципальное образование «Октябрьский муниципальный район» в лице администрации, которое обеспечивает финансирование деятельности учреждения. Собственных средств на установку ограждения школа не имеет. Она как директор неоднократно обращалась с ходатайством на имя главы администрации <адрес> о выделении денежных средств на установку ограждения, однако до настоящего времени денежные средства Учредителем не выделены.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив представленные письменные доказательства, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, прокурором <адрес>, на основании ст. 22 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии экстремистской и террористической деятельности МОУ «<данные изъяты> », в ходе которой установлено, что в МОУ, расположенном по адресу: <адрес>, инженерные средства охраны, а именно ограждение территории школы забором по всему периметру учреждения отсутствует (л.д. 14).

Согласно ходатайств администрации МОУ «<данные изъяты> » на имя главы администрации <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, администрация школы просит выделить дополнительные денежные средства, в том числе на установку ограждения вокруг школы в соответствии с требованиями п. 2.2.3 САНПИН на сумму 2323348.02 руб. (л.д. 15,19,21).

Согласно ходатайств администрации МОУ «<данные изъяты> » на имя начальника Октябрьского РУО от ДД.ММ.ГГГГ1 года, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, администрация школы просит выделить финансовые средства, в том числе на установку ограждения вокруг школы в соответствии с требованиями п. 2.2.3 САНПИН на сумму 2323348.02 руб. (л.д. 16, 17, 18).

Таким образом, из представленных письменных доказательств судом установлено, что территория МОУ «<данные изъяты> » не огорожена забором, а для устранения выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений по ограждению территории учреждения необходимы финансовые средства, которых у МОУ «<данные изъяты> » не имеется. Указанные факты подтверждаются также пояснениями представителя ответчика ФИО3

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Право на образование, а также общедоступность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется государством (ст.43 Конституции РФ, ст.5 Закона РФ «Об образовании»).

Согласно пунктам 1 и 7 ст.51 упомянутого закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

В соответствии с ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии со ст.8 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица, к которым относятся общеобразовательные учреждения, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а также обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Согласно п.2 ст.40 того же Закона обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии для осуществления образовательной деятельности является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (САНПИН 2.4.2.2821-10), САНПИН 2.4.2.1178-02 и САНПИН 2.4.2.2821-10 которые определяют практически одинаковые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для общеобразовательных учреждений относительно территорий общеобразовательных учреждений.

Указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы содержат следующие обязательные требования: 1) территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором; 2) на территории общеобразовательного учреждения выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесены: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время (п. 11), участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (п. 6.1).

Финансирование муниципальных учреждений, согласно п.3 ч.1 ст.17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов.

Согласно ст. 31 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся вопросы: организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п.1, организации предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования (п.2), обеспечения содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий ( п.4).

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Устава Октябрьского муниципального района <адрес> администрация <данные изъяты> муниципального района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции, наделенный в соответствии с Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Октябрьского муниципального района (л.д.30-32).

В соответствии с пунктом 21 части 2 ст. 27.1 Устава <данные изъяты> муниципального района <адрес> в рамках исполнительно-распорядительных функций администрация <адрес> осуществляет обеспечение организации, содержания и развития муниципальных образовательных учреждений.

Согласно Устава муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты> » Октябрьского муниципального района <адрес>, утвержденного постановлением администрации <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , МОУ «<данные изъяты> » является юридическим лицом, муниципальным, общеобразовательным учреждением. Учредителем Школы является муниципальное образование <адрес> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес>. Уполномоченным органом по решению задач Учредителя в отношении Школы является <адрес>ное управление образования.Собственником имущества школы является Октябрьский муниципальный район (п.6.1). Финансирование основной уставной деятельности Школы осуществляется Учредителем на основе федеральных нормативов и нормативов <адрес>, которые определяются в расчете на одного обучающегося общеобразовательного учреждения в Октябрьском муниципальном районе. Средства Учредителя должны обеспечивать: возмещение материальных и приравненных к ним затрат, связанных … с эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования Школы; формирование и развитие материально-технической базы, необходимой для реализации в полном объеме образовательных программ... (п.7.1) (л.д. 33-56).

Из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что образовательное учреждение «<данные изъяты> » несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения, образовательное учреждение должно предпринимать меры по исполнению законодательства о противодействии терроризму и соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, а муниципальное образование <адрес> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> должно осуществлять финансирование указанного учреждения, выделенные МОУ «<данные изъяты> » бюджетные средства должны в полной мере обеспечить в том числе затраты, связанные с эксплуатацией здания, формирование и развитие материально-технической базы для реализации в полном объеме образовательных программ, в том числе и на устранение нарушений норм законодательства о противодействии экстремисткой и террористической деятельности, требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Поэтому исковые требования прокурора к муниципальному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты> » о возложении обязанности огородить забором территорию образовательного учреждения должны быть удовлетворены в полном объеме.

В силу п.2 ст.120 ГК РФ МОУ «<данные изъяты> » является муниципальным бюджетным учреждением, которое полностью финансируется собственником (учредителем).

Возлагая на МОУ «<данные изъяты> » обязанность оградить занимаемые территории забором, суд учитывает, что в соответствии с законом (п.1 ст.49, п.3 ст.50, п.1 ст.120, п.2 ст.298 Гражданского кодекса РФ) муниципальное учреждение обладает специальной правоспособностью. В частности, в силу статей 120, 296, 298, 299 ГК РФ, устанавливающих, что имущество учреждения закрепляется за ним его собственником на праве оперативного управления, учреждение не может обладать никаким имуществом на праве собственности, а значит, не может и приобретать его в собственность в порядке, установленном законом.

Таким образом, создание такого сооружения, как ограждение, влекущее приобретение права собственности на него в соответствии со ст.219 ГК РФ, возможно не иначе, как по инициативе или с согласия собственника имущества муниципального учреждения, которым в соответствии с Уставом МОУ «<данные изъяты> » является муниципальное образование «Октябрьский муниципальный район <адрес>».

В связи с изложенным, имеются основания для удовлетворения требований прокурора о возложении обязанности на администрацию <данные изъяты> муниципального района <адрес> выделить МОУ «<данные изъяты> » денежные средства для выполнения работ по ограждению забором территории образовательного учреждения.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя такой срок, суд учитывает, что ответчикам для выполнения решения суда потребуется изыскать дополнительные средства, организовать и провести необходимые конкурсы, согласования и иные мероприятия, связанные с возведением ограждения. Поэтому суд находит разумным и необходимым установить срок для устранения данных нарушений прав граждан до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198,!99 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты> » огородить забором территорию муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> », расположенного по адресу: <адрес> края в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию Октябрьского муниципального района <адрес> в случае отсутствия у муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> » денежных средств, достаточных для ограждения территории общеобразовательного учреждения забором, выделить муниципальному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты> » денежные средства в объеме, необходимом для проведения (выполнения) работ по ограждению забором территории общеобразовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней, начиная с 21 октября 2011 года.

Председательствующий:                подпись                                  Э.Р. Таипов

Верно:     судья