Дело № 2- 640/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Октябрьский 1 ноября 2011 года Октябрьский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Частухиной Г. Г., при секретаре Немытых С. К., с участием помощника прокурора Октябрьского района Пермского края Семаковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский дело по заявлению прокурора Октябрьского района в защиту законных интересов неопределенного круга лиц и РФ к администрации Октябрьского муниципального района, МОУ «Сарсинская СОШ» об обязанности выделить денежные средства и огородить территорию, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и РФ к муниципальному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты>» (далее <данные изъяты>») о возложении обязанности огородить забором территорию образовательного учреждения, к администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края о возложении обязанности выделить денежные средства <данные изъяты>», в объеме, необходимом для выполнения работ по ограждению забором территории образовательного учреждения. В обоснование своих требований указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства о противодействии экстремисткой и террористической деятельности в <данные изъяты> было установлено, что инженерные средства охраны в образовательном учреждении - ограждение имеется частично со стороны сельскохозяйственного участка, прилегающего к зданию школы, однако со стороны школьного стадиона отсутствует. В соответствии со ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления обязаны принимать меры по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Непринятие мер по предотвращению террористических актов влияет на безопасность учащихся, работников и других граждан во время нахождения их в образовательном учреждении, то есть на безопасность неопределенного круга лиц. Кроме того, в соответствии с требованиями пункта 3.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» территория образовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. В соответствии с п. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В нарушение указанных положений <данные изъяты>» не предпринимаются меры по предотвращению террористических актов. Выявленные нарушения требуют дополнительных финансовых затрат. Финансирование муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. Администрация <данные изъяты> муниципального района как учредитель обязана профинансировать затраты, направленные на профилактику терроризма в образовательном учреждении. Просит обязать <данные изъяты>» огородить забором территорию образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством, обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района Пермского края выделить <данные изъяты> денежные средства в объеме, необходимом для проведения (выполнения) работ по ограждению забором территории общеобразовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством. В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал, изложил доводы, содержащиеся в заявлении, просила требования удовлетворить в полном объеме. Ответчик - представитель администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края, а также представитель третьего лица - районного управления образования администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края в судебное заседание не явились, в письменных ходатайствах просили рассмотреть дело в их отсутствие, свое отношение по заявленным требованиям прокурора не высказали. Ответчик - представитель <данные изъяты>» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве указал, что часть школьной территории, со стороны сельскохозяйственного участка, была огорожена в летний период за счет средств школы. Составлена смета на изготовление и установку ограждения по периметру школьного участка, смета на изготовление и установку ограждения вокруг школьного стадиона. <данные изъяты>» ходатайствовала о выделении денежных средств на изготовление и установку ограждения по периметру школьного участка. Заслушав пояснения прокурора, изучив письменный отзыв представителя ответчика <данные изъяты>», представленные письменные доказательства, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению. Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ прокурором Октябрьского района Пермского края, на основании ст. 22 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии экстремистской и террористической деятельности <данные изъяты>», в ходе которой установлено, что в <данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>, инженерные средства охраны, а именно ограждение территории школы имееюся только частично, а именно со стороны сельскохозяйственного участка, прилегающего к зданию школы; со стороны школьного стадиона ограждение отсутствует (л.д. 14). Из справки <данные изъяты> следует, что образовательное учреждение огорожено частично, отсутствует забор вокруг школьного стадиона в связи с отсутствием финансовых средств (л.д. 15). Согласно ходатайства директора школы в адрес главы Октябрьского муниципального района, администрация школы просит выделить финансовые средства в размере 640698.91 руб. на оплату работ по ограждению пришкольной территории согласно локальной смете (л.д. 15, 16-17). Таким образом, из представленных письменных доказательств судом установлено, что территория <данные изъяты> огорожена забором частично за счет средств школы, для ограждения забором оставшейся территории школы необходимы дополнительные финансовые средства, которых у <данные изъяты> не имеется. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Право на образование, а также общедоступность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется государством (ст.43 Конституции РФ, ст.5 Закона РФ «Об образовании»). Согласно пунктам 1 и 7 ст.51 упомянутого закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. В соответствии с ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В соответствии со ст.8 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица, к которым относятся общеобразовательные учреждения, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а также обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Согласно п.2 ст.40 того же Закона обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии для осуществления образовательной деятельности является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (САНПИН 2.4.2.2821-10), САНПИН 2.4.2.1178-02 и САНПИН 2.4.2.2821-10 которые определяют практически одинаковые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для общеобразовательных учреждений, относительно территорий общеобразовательных учреждений. Указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы содержат следующие обязательные требования: 1) территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором; 2) на территории общеобразовательного учреждения выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесены: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время (п. 11), участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (п. 6.1). Финансирование муниципальных учреждений, согласно п.3 ч.1 ст.17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся вопросы: организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п.1, организации предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования (п.2), обеспечения содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий ( п.4). В соответствии с ч. 1 ст. 27 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края администрация <данные изъяты> муниципального района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции, наделенный в соответствии с Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Октябрьского муниципального района. В соответствии с пунктом 21 части 2 ст. 27.1 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края в рамках исполнительно-распорядительных функций администрация <адрес> осуществляет обеспечение организации, содержания и развития муниципальных образовательных учреждений. Согласно Устава муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты> Октябрьского муниципального района Пермского края, утвержденного постановлением администрации <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, <данные изъяты>» является юридическим лицом, муниципальным, общеобразовательным учреждением. Учредителем Школы является муниципальное образование <адрес> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес>. Уполномоченным органом по решению задач Учредителя в отношении Школы является <адрес>ное управление образования. Собственником имущества школы является Октябрьский муниципальный район (п.1.1, 1.2). Финансирование основной уставной деятельности Школы осуществляется Учредителем на основе нормативов <адрес>. Средства Учредителя должны обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат, связанных … с эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования Школы; формирование и развитие материально-технической базы, необходимой для реализации в полном объеме образовательных программ... (п.9.1) (л.д. 9-13). Из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что образовательное учреждение «<данные изъяты>» несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения, образовательное учреждение должно предпринимать меры по исполнению законодательства о противодействии терроризму и соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, а муниципальное образование <адрес> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> должно осуществлять финансирование указанного учреждения, выделенные <данные изъяты>» бюджетные средства должны в полной мере обеспечить в том числе затраты, связанные с эксплуатацией здания, формирование и развитие материально-технической базы для реализации в полном объеме образовательных программ, в том числе и на устранение нарушений норм законодательства о противодействии экстремисткой и террористической деятельности, требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Поэтому исковые требования прокурора к муниципальному общеобразовательному учреждению <данные изъяты>» о возложении обязанности огородить забором территорию образовательного учреждения должны быть удовлетворены в полном объеме. В силу п.2 ст.120 ГК РФ <данные изъяты> является муниципальным бюджетным учреждением, которое полностью финансируется собственником (учредителем). Возлагая на <данные изъяты>» обязанность оградить занимаемые территории забором, суд учитывает, что в соответствии с законом (п.1 ст.49, п.3 ст.50, п.1 ст.120, п.2 ст.298 Гражданского кодекса РФ) муниципальное учреждение обладает специальной правоспособностью. В частности, в силу статей 120, 296, 298, 299 ГК РФ, устанавливающих, что имущество учреждения закрепляется за ним его собственником на праве оперативного управления, учреждение не может обладать никаким имуществом на праве собственности, а значит, не может и приобретать его в собственность в порядке, установленном законом. Таким образом, создание такого сооружения, как ограждение, влекущее приобретение права собственности на него в соответствии со ст.219 ГК РФ, возможно не иначе, как по инициативе или с согласия собственника имущества муниципального учреждения, которым в соответствии с Уставом <данные изъяты>» является муниципальное образование «Октябрьский муниципальный район <адрес>». В связи с изложенным, имеются основания для удовлетворения требований прокурора о возложении обязанности на администрацию <данные изъяты> муниципального района <адрес> выделить <данные изъяты>» денежные средства для выполнения работ по ограждению забором территории образовательного учреждения. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Определяя такой срок, суд учитывает, что ответчикам для выполнения решения суда потребуется изыскать дополнительные средства, организовать и провести необходимые конкурсы, согласования и иные мероприятия, связанные с возведением ограждения. Поэтому суд находит разумным и необходимым установить срок для устранения данных нарушений прав граждан до ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты> огородить забором территорию муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес> края в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района <адрес> в случае отсутствия у муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>» денежных средств, достаточных для ограждения территории общеобразовательного учреждения забором, выделить муниципальному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты>» денежные средства в объеме, необходимом для проведения (выполнения) работ по ограждению забором территории общеобразовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения. Председательствующий: подпись: Г. Г. Частухина Верно. Судья: