О признании права собственности на жилой дом



Дело № 2- 564-11 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Октябрьский                                                                                                08 сентября 2011 года

     Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Савченко С. Ю.,

истца Скольновой <данные изъяты>

при секретаре Хамиевой З.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда <адрес> края гражданское дело по иску Скольновой <данные изъяты> к администрации Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> о признании права собственности на жилой дом,

УСТАНОВИЛ:

Скольнова <данные изъяты> обратилась в суд с иском о признании права собственности на жилой дом в порядке приобретательной давности. В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ между ПО «<данные изъяты>» и ФИО1 был заключен договор о купле-продаже жилого дома, расположенного по адресу <адрес> края. Договор в соответствие с ранее действовавшим законодательством в бюро технической инвентаризации зарегистрирован не был. ДД.ММ.ГГГГ муж, ФИО1 умер. После смерти мужа она осталась проживать в указанном жилом доме, проживает там по настоящее время, принимает меры по сохранению имущества. На основании ст. 234 ГК РФ просила признать за ней право собственности на индивидуальный жилой дом, общей площадью 27.7 кв.м. с хозяйственными постройками, расположенного по адресу <адрес> края в силу приобретательной давности.

В судебном заседании истица Скольнова <данные изъяты>. на доводах искового заявления настаивала, просила требования удовлетворить и дополнила, что поскольку договор купли-продажи жилого дома в БТИ не был зарегистрирован, то в настоящее время она не может оформить в порядке наследования жилой дом после смерти мужа ФИО1 Полагает, что в ином порядке оформить право собственности на квартиру не представляется возможным.

Представитель ответчика администрации Октябрьского городского поселения в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, решение вопроса оставляет на усмотрение суда.

Третье лицо ФИО8 в судебное заседание не явилась, в представленном в суд письменном заявлении просила рассмотреть дело без её участия, с требованием истца согласна.

Заслушав пояснения истца, показания свидетелей, изучив документы дела, суд считает, что требования подлежат удовлетворению.

Согласно п.2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно Договора о купле-продаже от ДД.ММ.ГГГГ, между ПО «Октябрьскагропромхимия» и ФИО1 заключен договор купли -продажи бревенчатого жилого дома, находящегося по адресу <адрес> общей площадью 39.1 кв.м., жилой площадью 28,7 кв.м., с навесом, конюшней, конюшней, навесом, баней, баней, сараем, забором, уборной, воротами (л.д. 3).

Согласно кадастрового паспорта, по адресу <адрес> края расположен жилой дом с инвентарным номером 9270, общей площадью 40 кв.м., год постройки 1955 с хозяйственными постройками: пристроем, навесом, предбанником, баней, сараем, туалетом (л.д. 6-10).

Согласно справки ГУП «<данные изъяты>» домовладение по адресу <адрес> зарегистрировано на праве собственности за ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 11).

Согласно кадастрового паспорта земельного участка, земельный участок с кадастровым номером 59:27:0011098:29 по адресу: <адрес> относится к землям населенных пунктов (л.д.36-37).

Согласно свидетельства о смерти, ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 13).

Согласно свидетельства о браке, ФИО1 и ФИО2 зарегистрировали брак ДД.ММ.ГГГГ и жене присвоена фамилия ФИО12 (л.д. 21).

Согласно справок администрации <данные изъяты> городского поселения, ФИО1 по день смерти проживал и был зарегистрирован <адрес> край <адрес>. Совместно с наследодателем на день смерти по указанному адресу постоянно проживали и были зарегистрированы: жена Скольнова <данные изъяты>. и дочь ФИО3 Скольнова <данные изъяты>. до настоящего времени зарегистрирована по месту жительства в указанном доме (л.д. 34,35).

Согласно справки нотариуса Октябрьского нотариального округа Пермского края ФИО9, к имуществу умершего ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ заведено наследственное дело ДД.ММ.ГГГГ по заявлению наследницы первой очереди: жены- Скольновой Л. И., где также указана наследница 1 очереди дочь- ФИО3. Свидетельство о праве собственности наследникам не выдавались. Завещание от имени умершего не удостоверялось (л.д.38).

В соответствии с ч.2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.

Факт принятия наследства подтверждается показаниями свидетелей.

Так, свидетели ФИО10 и ФИО11 пояснили, что ФИО1 и Скольнову <данные изъяты> знают с 1992 года, когда они купили и стали проживать в доме по <адрес> в <адрес>. После смерти ФИО1 наследство фактически приняла его жена Скольнова Л.И., которая проживает в доме до настоящего времени, пользуется земельным участком и принимает меры к сохранности имущества.

У суда нет оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелями. Данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела нет, их показания соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах.

В судебном заседании установлено, что Скольнова <данные изъяты>. после смерти мужа- ФИО1 фактически приняла наследство: постоянно проживает в данном доме по настоящее время, распоряжается имуществом.

Суд считает установленным, что жилой дом по адресу: <адрес> края принадлежал ФИО1 на основании договора о купле-продаже от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного государственным нотариусом Чернушинской государственной нотариальной конторы <адрес>. Договор купли-продажи дома не был зарегистрирован в Бюро технической инвентаризации. После смерти ФИО1 фактически наследство приняла его жена - Скольнова <данные изъяты>. Оформить право собственности на жилой дом в порядке наследования не может, так как договор не был своевременно зарегистрирован в БТИ в установленном законом порядке.

В силу ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.

Согласно статьи 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", устанавливающей, что до введения в действие Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним. На момент заключения договора купли- продажи жилого дома учет домовладений и жилых помещений производился органами БТИ, путем ведения реестра жилищного фонда. Договор купли-продажи жилого дома был заключен до вступления в силу Закона о государственной регистрации прав, который установил порядок государственной регистрации недвижимого имущества. Поэтому регистрация договора купли продажи жилого дома в органах БТИ до введения в действие Закона о государственной регистрации в целях учета этих объектов имущества, не являлась государственной регистрацией, исходя из смысла положений Гражданского кодекса. Следовательно, при отсутствии такой регистрации договор купли-продажи жилого дома не может считаться незаключенным на основании пункта 3 статьи 433 ГК.

Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства установленные судом, то указание истцом Скольновой <данные изъяты>. при подаче иска правовой нормы в обоснование иска на статью 234 ГК РФ по приобретательной давности не является определяющим при решении вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.

Таким образом, судом установлено, что истица Скольнова <данные изъяты>. с ДД.ММ.ГГГГ является наследником умершего ФИО1, который являлся собственником жилого дома с хозяйственными постройками на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Истец Скольнова <данные изъяты>. после смерти мужа- ФИО1 фактически приняла наследство. Других владельцев указанного имущества не установлено. Таким образом, требования истицы о признания за ней права собственности на жилой дом подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Признать за Скольновой <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> право собственности на жилой дом с инвентарным номером 9270, общей площадью 40 кв.м. с хозяйственными постройками пристроем, навесом, предбанником, баней, сараем, туалетом, расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий: подпись                                                             Савченко С. Ю.

Верно. Судья