Об обязывании ликвидировать несанкционированные свалки



Дело № 2- 604/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Октябрьский                                                                                              2 ноября 2011 года

       Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Частухиной Г. Г.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района Пермского края Семаковой В. В.,

представителя ответчика администрации <данные изъяты> поселения Октябрьского муниципального района Пермского края Смирновой <данные изъяты>

представителя третьего лица ООО «<данные изъяты>» Бахматова <данные изъяты>

при секретаре Немытых С. К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский дело по заявлению прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> <данные изъяты> поселения об обязывании ликвидировать несанкционированные свалки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с исковыми заявлениями к администрации <данные изъяты> поселения об обязывании ликвидировать несанкционированные свалки. В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства в области сбора и вывоза отходов производства и потребления на территории Октябрьского городского поселения. В ходе данной проверки установлено, что на территории Октябрьского городского поселения Пермского края обнаружены несанкционированные свалки мусора на следующих территориях: <данные изъяты>

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, и захоронению, условия и способы должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация, сбор и вывоз мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления. Неисполнение администрацией Октябрьского городского поселения своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов, может привести к загрязнению, захламлению соответствующих земель и привести к нарушению права неопределенного курага лиц на благоприятную окружающую среду. Просит признать незаконными бездействие администрации Октябрьского городского поселения Пермского края, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов потребления. Возложить на ответчика обязанность ликвидировать вышеуказанные несанкционированные свалки мусора на указанных выше территориях.

В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил, просил возложить на ответчика обязанность ликвидировать несанкционированные свалки на следующих территориях: <данные изъяты>

Представитель ответчика - администрации <данные изъяты> поселения Смирнова <данные изъяты> действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора Октябрьского района не признала, пояснила, что администрацией <данные изъяты> поселения ведется работа по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также ликвидации несанкционированных свалок, выделяются средства из бюджета на эти цели. Думой Октябрьского городского поселения приняты решения «О правилах обращения с отходами на территории Октябрьского городского поселения», «О правилах содержания территории населенных пунктов в Октябрьском городском поселении», «Об утверждении тарифов на сбор и вывоз твердых бытовых отходов и негабаритного мусора», Октябрьским городским поселением, заключаются договоры на сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. В настоящее время ликвидированы свалки в п. Октябрьский у гаража ДРСУ, две свалки в с. Снежное по ул. Речная. Администрацией <данные изъяты> поселения направляются требования в адрес предпринимателей, учреждений и организаций об устранении нарушений правил содержания территорий населенных пунктов.

Представитель третьего лица ООО «<данные изъяты> Бахматов <данные изъяты> действующий на основании доверенности, пояснил, что ООО «<данные изъяты>» производит вывоз бытовых твердых отходов на территории Октябрьского городского поселения в соответствии с заключенными с населением и организациями договорами.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.

Конституцией Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

П.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» предусматривают, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Ст. 13 Федерального закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п. 1 ст. 7, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Данные полномочия закреплены в Уставе Октябрьского городского поселения, утвержденного решением Думы Октябрьского городского поселения от 23.11.2005 г. № 11 (в последующих редакциях). Так в соответствии Уставом, к вопросам местного значения Октябрьского городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора ( п.п. 18 ч. 1 ст. 6, п.п. 19 ч. 1 ст. 41) ( л.д. 4-7).

Решением Думы Октябрьского городского поселения от 25.10.2007 года № 175 утверждены Правила (далее Правила) обращения с отходами на территории Октябрьского городского поселения, которые направлены на совершенствование управления и контроля в сфере обращения с отходами и соблюдение чистоты и порядка на территории Октябрьского городского поселения (п. 1.1. Правил). В соответствии с п. 2.1 указанного Решения администрации Октябрьского городского поселения необходимо провести инвентаризацию источников образования отходов производства и потребления для всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц поселения, совместно со службами жилищно-коммунального хозяйства создать систему разделительного сбора некоторых видов отходов в жилой зоне (п. 2.3. Решения), организовывать систему общественного контроля в области обращения с отходами (п. 2.4. Решения).

Наличие на территории Октябрьского городского поселения несанкционированных свалок подтверждается актом прокурорской проверки от 15 сентября 2011 года по вопросу соблюдения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства в области сбора и вывоза отходов производства и потребления. В ходе проверки установлено, что на территории населенных пунктов Октябрьского городского поселения имеются несанкционированные свалки мусора (л.д. 8-16). На основании проверки в адрес главы Октябрьского городского поселения прокурором Октябрьского района Пермского края вынесено представление об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства (л.д. 52-53).

Согласно вышеуказанных нормативных актов обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территорий, на которых имеются несанкционированные свалки отходов производства и потребления в соответствии с законом возложена на орган местного самоуправления поселения - администрацию Октябрьского городского поселения. Администрации Октябрьского городского поселения необходимо осуществлять мониторинг окружающей природной среды, проводить инвентаризацию источников образования отходов производства и потребления, организовывать систему сбора отходов в жилой зоне, организовывать систему общественного контроля в области обращения с отходами. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подпунктом 1 пункта 1 статьи 14, подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ.

Из представленных договоров на услуги по вывозу бытовых и производственных твердых отходов, по уборке и вывозу мусора от 29.12.2010 г, от 21.03.2011 г., от 16.06.2011 г., от 01.07.2011 г., договоров возмездного оказания услуг от 5.10.2010г, 1.12.2010г, (л.д. 32-38, л.д. 55-60), муниципального контракта от 20. 04.2011 г. (л.д. 39-41), договору № 02/10-У на услуги по сбору, погрузке и вывозе негабаритного мусора (л.д. 54), договора аренды транспортных средств от 31.03.2010 г (л.д. 64-67)., заключенных между администрацией Октябрьского городского поселения и ООО «Ремстройсервис», МУП «Терра», представленных выписок из решения Думы Октябрьского городского поселения от 26.05.2011 г. № 258, от 29.09.2011 г. № 284 (л.д. 48-51), требований администрации Октябрьского городского поселения об устранении нарушений правил содержания территорий населенных пунктов в Октябрьском городском поселении, направленных в адрес предпринимателей и организаций и ответах о принятых мерах (л.д. 68-84) следует, что администрацией Октябрьского городского поселения принимаются меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Октябрьского городского поселения. Однако, указанных мер недостаточно, поскольку на территории Октябрьского городского поселения в настоящее время имеются несанкционированные свалки мусора, а именно: <данные изъяты>. Несанкционированные свалки влекут загрязнение, захламление соответствующих земель, могут представлять угрозу жизни и здоровью населения, нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Поскольку организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами имеются основания для возложения на администрацию <данные изъяты> поселения обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на вышеуказанных территориях.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд находит разумным и необходимым установить срок для устранения данных нарушений прав граждан в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию <данные изъяты> поселения Октябрьского муниципального района Пермского края в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на следующих территориях:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней, начиная с 7 ноября 2011 года.

Председательствующий: подпись:                                                 Г. Г. Частухина

Верно. Судья: