О признании незаконным бездействия администрации



Дело № 2-614/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Октябрьский                                                                                        02 ноября 2011 года

Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Савченко С.Ю.,

с участием помощника прокурора прокуратуры Октябрьского района Пермского края Миличенко А.В.,

представителя ответчика- администрации ФИО1 городского поселения <данные изъяты> муниципального района Пермского края Крауклис Л.Ф.,

при секретаре Дильмухаметовой Х.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда <адрес> гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации ФИО1 городского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия администрации ФИО1 городского поселения <данные изъяты> муниципального района Пермского края и возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации ФИО1 городского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия администрации ФИО1 городского поселения <данные изъяты> муниципального района Пермского края и возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки, очистив указанные территории путем сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Исковые требования прокурор мотивировал тем, что в результате проведения проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства в ФИО1 городском поселении установлено, что на территории поселения имеются несанкционированные свалки мусора. Свалки располагаются на следующих территориях:

<адрес> у <адрес>, за банями, у общественного туалета две свалки бытовых отходов и мусора общим объемом около 5 куб.м.;

<адрес> за сараями дома по <адрес>, объемом около 15 куб.м.;

<адрес> за домом по <адрес> в выгребной яме, объемом около 1 куб.м.;

<адрес> на эстакаде у <адрес>, объемом около 0,1 куб..м.;

в 800 м. от <адрес>, по автодороге со щебеночным покрытием «<данные изъяты>», около неофициальной свалки <адрес> справа на обочине дороги, объемом около 2 куб.м.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ, а также ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с ч.1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

На основании п.18 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Уставом ФИО1 городского поселения обязанность по организации сбора бытовых отходов и мусора возложена на администрацию поселения. На территории ФИО1 городского поселения действуют Правила обращения с отходами, утвержденные Решением Думы <данные изъяты> городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ . Статья 42 ЗК РФ также содержит запрет на захламление земельных участков, находящихся в пользовании или собственности каких-либо лиц. Таким образом, по итогам проверки установлено, что администрацией ФИО1 городского поселения не выполняет возложенные на неё законами и муниципальными правовыми актами обязанности по надлежащей организации вывоза бытовых отходов, что приводит к возникновению несанкционированных свалок отходов потребления. Просит признать бездействие администрации ФИО1 городского поселения, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов потребления незаконным и возложить обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, очистив указанные территории путем сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В судебном заседании помощник прокурора прокуратуры Октябрьского района Пермского края Миличенко А.В.отказалась от исковых требований в части признания бездействия администрации ФИО1 городского поселения, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов потребления и возложении обязанности ликвидировать свалки по адресам: <адрес> на эстакаде, на расстоянии 800 метров от <адрес> по автодороге «<данные изъяты>» в связи с добровольным исполнением требований и ликвидацией указанных свалок администрацией ФИО1 городского поселения.

Определением суда от 02.11.2011 года в указанной части гражданское дело прекращено в связи с отказом прокурором от части исковых требований.

В остальной части помощник прокурора Миличенко А.В. поддержала исковые требования по мотивам, изложенным в исковом заявлении и уточнила требования, просила возложить на ответчика обязанность организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на следующих территориях <адрес>: две свалки по <адрес>, у <адрес>, расположенных за банями, у общественного туалета и за домом по <адрес>.

Представитель ответчика- администрации ФИО1 городского поселения <данные изъяты> муниципального района Пермского края Крауклис Л.Ф. с исковыми требованиями прокурора не согласилась и пояснила, что действительно на администрацию поселения возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Во исполнение указанной обязанности Думой <данные изъяты> городского поселения Решением № 146 от 24.10.2007 года утверждены «Правила обращения с отходами на территории ФИО1 городского поселения». Согласно пункта 3.1.8. указанных Правил, ответственность за санитарное состояние прилежащей к дому территории (до проезжей части), за сбор и удаление отходов в установленные места из индивидуальных жилых домов в соответствии с настоящими Правилами лежит на собственнике домовладения. Кроме этого, администрацией ФИО1 городского поселения заключены муниципальные контракты с ООО «<данные изъяты>», предметом которых является выполнение работ по благоустройству территории для размещения твердых бытовых отходов 970 м. северо-западнее <адрес>. Общим собранием собственников многоквартирного жилого <адрес> решено отказаться от услуг управляющей компании. В связи с этим вывоз мусора управляющей компанией не осуществляется. Аналогичная ситуация с домом по <адрес>. Согласно плана мероприятий на 2011 год по уборке выгребных ям, придомовых территорий по указанным улицам очистка выгребных ям осуществляется не реже одного раза в квартал. Согласно графика предоставляется автомобиль для вывоза мусора. Согласно Правил обращения с отходами на территории ФИО1 городского поселения, жильцы домов сами должны убирать территорию и соблюдать чистоту возле своих домов и убирать мусор в придомовой территории до середины улицы. Кому принадлежит земельный участок около указанных домов она не знает. Администрацией поселения выданы предупреждения жильцам домов по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ убрать складированные отходы. Поскольку администрацией поселка были приняты необходимые меры по организации вывоза твердых бытовых отходов и мусора, то считает, что оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имеется.

Заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав документы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства.

Пункт 1 ст. 51 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» предусматривают, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 51 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в недра и на почву.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Статьей 13 Федерального закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ определяет территориальный принцип действия местного самоуправления, согласно которому местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Согласно п.4.ч.1 ст.11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Таким образом, компетенция органов местного самоуправления на принятие решений, отнесенных к их ведению, распространяется на всю территорию поселения, независимо от того, кому принадлежит тот или иной земельный участок, расположенный в пределах административных границ поселения. При этом в силу ч.3 ст.7 указанного закона муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Согласно п.18 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п.23 ч.1 ст.41 Устава ФИО1 городского поселения <данные изъяты> муниципального района Пермского края, утвержденного Решением Думы <данные изъяты> городского поселения № 13 от 23.11.2005 года, в редакции Решения № 195 от 29.05.2008 года, к полномочиям администрации поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (л.д.9-15).

Решением Думы <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> муниципального района Пермского края № 52 от 16.06.2006 года утверждены Правила содержания территорий населенных пунктов в ФИО1 городском поселении <данные изъяты> муниципального района (л.д.21-32), которые устанавливают общие принципы содержания территорий населенных пунктов в ФИО1 городском поселении, а также ответственность граждан и должностных лиц за их соблюдение (п.1.1 Правил), также Решением Думы <данные изъяты> городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края № 146 от 24.10.2007 года утверждены Правила обращения с отходами на территории <данные изъяты> городского поселения (л.д.33-36), которые устанавливают гигиенические требования и порядок обращения с отходами (сбор, хранение, транспортировку (перемещение), а также порядок учета и контроля движения отходов в целях установления и предотвращения вредного воздействия отходов на среду обитания и здоровье человека (п.1.2 Правил).

Наличие на территории ФИО1 городского поселения несанкционированных свалок подтверждается актом прокурорской проверки от 21 сентября 2011 года по вопросу соблюдения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства в области сбора и вывоза отходов производства и потребления. В ходе проверки установлено, что на территории населенных пунктов ФИО1 городского поселения имеются несанкционированные свалки мусора (л.д. 4-8).

Согласно вышеуказанных нормативных актов обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территорий, на которых имеются несанкционированные свалки отходов производства и потребления в соответствии с законом возложена на орган местного самоуправления поселения - администрацию ФИО1 городского поселения.

Хотя в деле и имеются протоколы от 20 января 2011 года и соответственно 18 октября 2010 года общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <адрес> и <адрес>, согласно которых собственники многоквартирных домов отказались от услуг МУП «<данные изъяты>» и избрали способ управления -непосредственное управление (л.д.18,59), однако, доводы представителя ответчика о том, что собственники жилых домов по <адрес> обязаны сами убрать мусор и бытовые отходы на земельном участке, расположенном около указанных домов, суд находит несостоятельными, поскольку в силу вышеприведенных норм материального права, орган местного самоуправления, а именно администрация ФИО1 городского поселения отвечает за организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения. Суд также отмечает, что обязанность по организации сбора и вывоза мусора, установленная законом, не связывает возникновение данной обязанности с наличием права собственности поселения на земельный участок, на котором расположены отходы. То обстоятельство, что земельный участок, на котором располагается свалка находится у частных домов, не является основанием для освобождения от установленной законом обязанности по организации сбора и вывоза с него мусора и отходов.

Из представленных документов, а именно: Постановления администрации ФИО1 городского поселения <адрес> муниципального района Пермского края № 78 от 24.12.2010 года «О создании комиссии по благоустройству территории ФИО1 городского поселения <данные изъяты> муниципального района» (л.д.43-48); графика сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории неблагоустроенного жилого сектора <адрес> ФИО1 городского поселения в 2011 году (л.д.49); муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству территории для размещения твердых бытовых отходов 970 м. северо-западнее <адрес>, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ФИО1 городского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> и ООО «<данные изъяты> <данные изъяты>» (л.д.50-54); плана мероприятий на 2011 год по уборке выгребных ям, придомовых территорий <адрес> (л.д.55); договора гражданско-правового характера от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между администрацией ФИО1 городского поселения <данные изъяты> муниципального района Пермского края и ФИО6 на вывоз мусора с улиц <адрес> (л.д.57-58); письменных предупреждений администрации ФИО1 городского поселения жителям <адрес> и <адрес> об устранении нарушений правил содержания территорий населенных пунктов и мест общего пользования в ФИО1 городском поселении <данные изъяты> муниципального района (л.д. 89-96), следует, что администрацией ФИО1 городского поселения принимаются меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории ФИО1 городского поселения, однако, указанных мер недостаточно и на территории ФИО1 городского поселения в настоящее время имеются несанкционированные свалки мусора, а именно: две свалки в <адрес> у <адрес>, расположенные за баней у общественного туалета и свалка в <адрес> за сараями дома по <адрес>. Несанкционированные свалки влекут загрязнение, захламление соответствующих земель, представляют угрозу жизни и здоровью населения, нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В связи с изложенным, имеются основания для удовлетворения требований прокурора о возложении на администрацию ФИО1 городского поселения обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на вышеуказанных территориях.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд находит разумным и необходимым установить срок для устранения данных нарушений прав граждан в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию ФИО1 городского поселения <данные изъяты> муниципального района Пермского края в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на следующих территориях:

в поселке <адрес> по <адрес> у <адрес>, за банями, у общественного туалета две свалки бытовых отходов и мусора;

в поселке <адрес> за сараями дома по <адрес>.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Октябрьском районном суде Пермского края 07 ноября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней, начиная с 7 ноября 2011 года.

Председательствующий:            подпись                                       С.Ю.Савченко

Верно. Судья