О признании незаконным бездействия администрации



Дело № 2- 646/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Октябрьский                                                                                                  01 ноября 2011 года

Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Частухиной Г. Г.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района Пермского края Борцовой В. В.,

ответчика - представителя администрации <данные изъяты> сельского поселения ФИО3,

при секретаре Немытых С. К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский дело по заявлению прокурора Октябрьского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> сельского поселения по обеспечению пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края о признании незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края по вопросу обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края.

В обоснование своих требований указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности на территории <данные изъяты> сельского поселения было установлено, что администрацией поселения не в полной меры выполнены требования ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «О пожарной безопасности» и Правил пожарной безопасности в Российской федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Так Решением Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утверждена «Комплексная программа социально-экономического развития <данные изъяты> сельского поселения на 2009-2011 года», однако мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности в неё не включены, не принята муниципальная целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Согласно п. 31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 не менее двух прицепных пожарных мотопомп. В населенных пунктах <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края: д. <адрес> , д. <адрес> , д. <адрес> пожарные мотопомпы отсутствуют. В соответствии с п. 94 ППБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах-на органы местного самоуправления). Однако согласно письму ГУ «22 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ по итогам весенней проверки 2011 года состояние противопожарного водоснабжения, в населенных пунктах Заводо-Тюшевского сельского поселения: д. <адрес> , д. <адрес>, д. <адрес> не имеют возможности забора воды в зимнее время. Согласно п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Однако в <данные изъяты> сельском поселении Октябрьского муниципального района <адрес> средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара отсутствуют, порядок вызова пожарной охраны не определен. В соответствии с п. 90 ППБ 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели. На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Проверкой установлено, что на территории <адрес> имеется 41 гидрант, на момент осенней проверки в 2010 году на всех гидрантах отсутствовали указатели пожарных гидрантов. По итогам весенней проверки 2011 года выявлены аналогичные нарушения состояние противопожарного водоснабжения. Обеспечение на территории <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> первичных мер пожарной безопасности необходимо в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, охраны окружающей среды.

Просил признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края, выразившееся в необеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края. Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края устранить нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности на территории поселения следующим образом: в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу включить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности в план или программу развития территории <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края; в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать, принять и организовать выполнение муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности; в срок до ДД.ММ.ГГГГ населенные пункты <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края: <адрес>, <адрес>, д. <адрес> обеспечить переносными пожарными мотопомпами в количестве 1 (одной) шт. на населенный пункт); в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить наличие в населенных пунктах <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>: <адрес>, <адрес> 4, д. <адрес> 5 естественных или искусственных водоисточников в радиусе 200 метров от объектов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; в срок до ДД.ММ.ГГГГ в населенных пунктах <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края: <адрес>, д. <адрес> 4, д. Отделение , <адрес> установить средства звуковой сигнализации оповещения людей на случай пожара, определить порядок вызова пожарной охраны; в срок до ДД.ММ.ГГГГ на 41 (сорок одном) пожарной гидранте в <адрес> установить указатели, соответствующие требованиям ППБ 01-03.

В судебном заседании прокурор требования уточнила, просила заявленные требования удовлетворить за исключением обязывания администрации <данные изъяты> сельского поселения устранить нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности на территории поселения - <адрес> поскольку фактически в указанной деревне никто не проживает.

Представитель администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края ФИО3 в судебном заседании иск признал частично, пояснил, что фактически в <адрес> никто не проживает. В деревнях <адрес> и <адрес> имеются приспособленные ёмкости с водой в целях пожаротушения по 3 кубических метра, в <адрес> имеется мотопомпа, но в настоящее время она вышла из строя, решается вопрос по приобретению дополнительных мотопомп в количестве двух штук в д. <адрес> и <адрес>. Также в план развития территории поселения в 2012 году будут включены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. В деревнях <адрес> и <адрес> имеются средства звуковой сигнализации. Указатели для пожарных гидрантов приобретены, но не установлены.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив представленные письменные доказательства, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению частично.

Согласно ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Таким образом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта Заводо-Тюшевского сельского поселения возложено на администрацию Заводо-Тюшевского сельского поселения.

В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 закреплены требования пожарной безопасности, обязательные для исполнения, в том числе органами местного самоуправления, их должностными лицами в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

В соответствии с п. 94 ППБ 01-03 При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Согласно п. 114 ППБ 01-03 На территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Согласно п. 90 ППБ 01-03 У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Из ответа администрации <данные изъяты> сельского поселения 22.07.2011 года на запрос прокурора Октябрьского района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что мероприятия по обеспечению пожарной безопасности сельского поселения и объектов муниципальной собственности в программу социально-экономического развития Заводо-Тюшевского сельского поселения на 2009-2011 годы включены не были. Муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности в поселении не разработаны. Имеется план привлечения сил и средств для тушения пожаров, в 2011 году направлено 156.8 тыс. руб. на обеспечение пожарной безопасности сельского поселения. В сельском поселении имеется 2 мотопомпы и одна приспособленная машина для пожаротушения. Проведена опашка населенных пунктов, исключающая возможность переброса огня при лесных пожарах, в <данные изъяты> и <данные изъяты> имеется бочка с водой, каждый населенный пункт обеспечен средствами связи и оповещения людей, в <адрес> имеются условия для забора воды из реки Тюш в любое время года, кроме того, водонапорные башни приспособлены для отбора воды пожарной техникой. На территории <адрес> имеется 42 гидранта в исправном состоянии. В деревне <данные изъяты> нет запаса воды для целей пожаротушения, так как в деревне фактически никто не проживает (л.д. 8-9).

Согласно информации состояния противопожарного водоснабжения в Октябрьском муниципальном районе по итогам весенней проверки 91-ПЧ ГУ 22 отряда ФПС по <адрес> установлено, что в 2008 году в <данные изъяты> сельского поселения выявлены нарушения действующего законодательства в части неисполнения полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, а именно: имеется 41 пожарный гидрант, на гидрантах отсутствуют указатели пожарных гидрантов. Имеется проблема обеспечения пожарным водоснабжением, возможности забора воды в зимнее время (л.д. 10-13).

Из писем администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что мероприятия по обеспечению пожарной безопасности сельского поселения и объектов муниципальной собственности будут включены в план развития территории сельского поселения а 20112 году(л.д.19), в деревне <данные изъяты> имеется одна мотопомпа, но в настоящее время она вышли из строя(л.д.20), в деревнях <данные изъяты> и <данные изъяты> имеются приспособленные ёмкости с водой в целях пожаротушения по 3 куб. метра(л.д.21). В деревне <данные изъяты> фактически никто не проживает (л.д.22)

Судом установлено, что администрацией <данные изъяты> сельского поселения принимались меры по устранению части нарушений законодательства по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, однако, действенных мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории сельского поселения предпринято не было, в настоящее время выявлены нарушения п. 31, 90, 94, 90, 114 ППБ 01-03, не разработаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, не разработана муниципальная целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности в поселении. Также установлено, что в деревне <данные изъяты> <данные изъяты> сельского поселения фактически никто не проживает, поэтому организация первичных мер пожарной безопасности на указанной территории неосновательна, также судом установлено, что в населенных пунктах <данные изъяты> сельского поселения д. <данные изъяты> и <данные изъяты> имеются средства звуковой сигнализации для оповещения людей, в деревне <данные изъяты> имеется переносная мотопомпа.

При изложенных обстоятельствах, требования о признании незаконными бездействия <данные изъяты> сельского поселения и об обязании устранить нарушения законодательства об обеспечении пожарной безопасности на территории <данные изъяты> сельского поселения подлежат частичному удовлетворению и с учетом уточненных требований.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края, выразившееся в не обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края.

Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края следующим образом устранить нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности на территории поселения:

-в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу включить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности в план или программу развития территории <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края;

- в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать, принять и организовать выполнение муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

-в срок до ДД.ММ.ГГГГ населенные пункты <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края: <данные изъяты> обеспечить переносной пожарной мотопомпой в количестве 1 (одной) шт. на населенный пункт);

-в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить наличие в населенных пунктах <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края: д. <данные изъяты>, д. <данные изъяты> естественных или искусственных водоисточников в радиусе 200 метров от объектов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- в срок до ДД.ММ.ГГГГ в населенных пунктах <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края: <данные изъяты>, д. <данные изъяты>, <адрес> определить порядок вызова пожарной охраны;

- в срок до ДД.ММ.ГГГГ на 41 (сорок одном) пожарном гидранте в <адрес> установить указатели, соответствующие требованиям ППБ 01-03.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий:                                                                                       Г. Г. Частухина.