Дело № 2- 628/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Октябрьский 2 ноября 2011 года Октябрьский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Частухиной Г. Г., с участием прокурора Миличенко А. В., при секретаре Немытых С.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский дело по заявлению прокурора Октябрьского района в защиту нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц и РФ к администрации Октябрьского муниципального района, МОУ «<данные изъяты>» о возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального района, МОУ <данные изъяты>» о возложении обязанности выделить денежные средства и провести работы по ограждению забором территории муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>» (далее МОУ <данные изъяты> В обоснование своих требований указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства о противодействии экстремисткой и террористической деятельности в МОУ <данные изъяты>» установлено, что инженерные средства охраны в образовательном учреждении имеется только с лицевой стороны, остальная территория школы ограждения не имеет. Непринятие мер по предотвращению террористических актов влияет на безопасность учащихся, работников и других граждан во время нахождения их в образовательном учреждении, то есть неопределенного круга лиц. Кроме того, в соответствии с требованиями пункта 3.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «санитарно -эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» территория образовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. В соответствии с п. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Выявленные нарушения требуют дополнительных финансовых затрат. Финансирование муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. Администрация Октябрьского муниципального района как учредитель обязана профинансировать затраты, направленные на профилактику терроризма в образовательном учреждении. Просит обязать МОУ «<данные изъяты>» огородить забором территорию образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством. Обязать администрации Октябрьского муниципального района Пермского края выделить МОУ «<данные изъяты>» денежные средства в объеме, необходимом для проведения (выполнения) работ по ограждению забором территории общеобразовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством. В судебном заседании прокурор на доводах, указанных в заявлении, настаивал, просил требования удовлетворить. Представитель администрации Октябрьского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представитель МОУ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен. Представитель третьего лица Районного Управления образования в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен. Заслушав прокурора, изучив документы дела, суд считает, что требования подлежат удовлетворению. Согласно акта проверки от 26.09.2011 года, прокурором Октябрьского района, на основании ст. 22 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии экстремистской и террористической деятельности, в ходе которой установлено, что в МОУ «<данные изъяты>» инженерные средства охраны, а именно ограждение территории школы имеется только с лицевой стороны, остальная территория школы ограждения не имеет (л.д. 12). Согласно справки МОУ «<данные изъяты> для проведения работ по ограждению всей территории школы не хватает финансового обеспечения (л.д. 11). Судом установлено, что надзорным органом в деятельности МОУ «<данные изъяты>» выявлены нарушения требований законодательства о противодействии экстремисткой и террористической деятельности, именно: инженерные средства охраны в образовательном учреждении имеются только с лицевой стороны, остальная территория школы ограждения не имеет. Причиной неисполнения указанных в предписании требований является недостаточное финансирование со стороны органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В соответствии со ст. 8 ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица, к которым относятся общеобразовательные учреждения, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а также обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Согласно ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (САНПИН 2.4.2.2821-10), САНПИН 2.4.2.1178-02 и САНПИН 2.4.2.2821-10 которые определяют практически одинаковые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для общеобразовательных учреждений, относительно территорий общеобразовательных учреждений. Указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы содержат следующие обязательные требования: 1) территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором; 2) на территории общеобразовательного учреждения выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная; 3) для сбора отходов на территории хозяйственной зоны оборудуется площадка, на которую устанавливаются мусоросборники (контейнеры) Обязанность ограждения забором территории общеобразовательного учреждения следует также из ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», определяющей понятие террористического акта. Противодействие терроризму, предупреждение терроризма, выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) является прямой обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесены: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время (п. 11), участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (п. 6.1). Финансирование муниципальных учреждений, согласно п.3 ч.1 ст.17 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся вопросы: организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п.1, организации предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования (п.2), обеспечения содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий ( п.4). Согласно Устава муниципального образовательного учреждения «Тюшевская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского муниципального района Пермского края, утвержденного постановлением администрации Октябрьского муниципального района от 12.01.2011 года № 4 МОУ «<данные изъяты>» является юридическим лицом, является муниципальным, общеобразовательным учреждением. Учредителем Школы является муниципальное образование Октябрьский район в лице администрации Октябрьского муниципального района Пермского края. Уполномоченным органом по решению задач Учредителя в отношении Школы является Октябрьское районное управление образования (л.д. 8-10). В силу п.2 ст.120 ГК РФ МОУ «<данные изъяты>» является муниципальным бюджетным учреждением, которое полностью финансируется собственником (учредителем). Из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что администрация Октябрьского муниципального района как учредитель МОУ «<данные изъяты>» должна осуществлять финансовое обеспечение Школы, бюджетные средства должны в полной мере обеспечить, в том числе формирование и развитие материально-технической базы для реализации в полном объеме образовательных программ, в том числе и на устранение нарушений норм законодательства о противодействии экстремисткой и террористической деятельности. Также МОУ «<данные изъяты> должны быть приняты меры по предотвращению террористических актов. Непринятие мер по предотвращению террористических актов влияет на безопасность учащихся, работников и других граждан во время нахождения их в образовательном учреждении. Отсутствии должного объема финансирования на цели исполнения закона не влияют на обоснованность требований прокурора. В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Поэтому исковые требования прокурора к муниципальному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты>» о возложении обязанности огородить забором территорию образовательного учреждения должны быть удовлетворены в полном объеме. В силу п.2 ст.120 ГК РФ МОУ «<данные изъяты>» является муниципальным бюджетным учреждением, которое полностью финансируется собственником (учредителем). Возлагая на МОУ «<данные изъяты>» обязанность оградить занимаемые территории забором, суд учитывает, что в соответствии с законом (п.1 ст.49, п.3 ст.50, п.1 ст.120, п.2 ст.298 Гражданского кодекса РФ) муниципальное учреждение обладает специальной правоспособностью. В частности, в силу статей 120, 296, 298, 299 ГК РФ, устанавливающих, что имущество учреждения закрепляется за ним его собственником на праве оперативного управления, учреждение не может обладать никаким имуществом на праве собственности, а значит, не может и приобретать его в собственность в порядке, установленном законом. Таким образом, создание такого сооружения, как ограждение, влекущее приобретение права собственности на него в соответствии со ст.219 ГК РФ, возможно не иначе, как по инициативе или с согласия собственника имущества муниципального учреждения, которым в соответствии с Уставом МОУ «<данные изъяты> является муниципальное образование «Октябрьский муниципальный район Пермского края». В связи с изложенным, имеются основания для удовлетворения требований прокурора о возложении обязанности на администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края выделить МОУ «<данные изъяты>» денежные средства для выполнения работ по ограждению забором территории образовательного учреждения. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Определяя такой срок, суд учитывает, что ответчикам для выполнения решения суда потребуется изыскать дополнительные средства, организовать и провести необходимые конкурсы, согласования и иные мероприятия, связанные с возведением ограждения. Поэтому суд находит разумным и необходимым установить срок для устранения данных нарушений прав граждан до 01 сентября 2012 года. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты>» в срок до 01 сентября 2012 года принять надлежащие меры по исполнению законодательства о противодействии экстремистской и террористической деятельности в части полного ограждения забором территории муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> Обязать администрацию Октябрьского муниципального района выделить муниципальному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты> денежные средства в объеме, необходимом для проведения (выполнения) работ по ограждению забором территории общеобразовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения. Председательствующий: Г. Г. Частухина.