Дело № 2- 615/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Октябрьский 10 октября 2011 года Октябрьский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Таипов Э.Р., с участием помощника прокурора Октябрьского района Пермского края Семаковой В.В., третьих лиц - представителя Муниципального дошкольного образовательного учреждения «<данные изъяты>» ФИО5 при секретаре Дильмухаметовой Х.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района Пермского края о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края и возложении обязанности по финансированию затрат, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации <данные изъяты> муниципального района, не принявшей мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, выявленных в деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения «<данные изъяты> В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Октябрьского района Пермского края в ходе осуществления надзорных мероприятий было установлено, что МДОУ «<данные изъяты>», расположенным по адресу: <данные изъяты>, при осуществлении образовательной деятельности нарушаются требования санитарного законодательства, что создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Нарушения выражаются в том, что ДД.ММ.ГГГГ Южным территориальным отделом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> МДОУ было выдано предписание № с целью устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с представленной МДОУ информацией, из пяти пунктов предписания выполнено одно. Пункты 2,3,4,5 предписания не выполнены: а именно: п. № 2 - площадь помещения буфетной младшей группы не приведена в соответствие с требованиями п. 4.10 СанПиН 2.4.12660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (далее СанПиН 2.4.1.2660-10); п. №3 -количество унитазов и туалетных не приведено в соответствие с требованиями п. 6.18.2, п. 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10; п.№ 4 - набор медицинских помещений не приведен в соответствие с требованиями п. 4.21 СанПиН 2.4.1.2660-10; п. № 5 -в раздевальных (или в отдельных помещениях) не предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей в соответствие с требованиями п. 6.2 СанПиН 2.4.1.2660-10. Заведующая МДОУ «<данные изъяты>» обращалась к главе <данные изъяты> района с ходатайствами о выделении денежных средств ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, также обращалась с заявлением о выделении денежных средств к начальнику УКС администрации <адрес> о составлении сметы на ремонт детского сада для выполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако из ответа финансового управления администрации <адрес> следует, что выделение денежных средств для проведения ремонтных работ не представляется возможным. Таким образом, причиной неисполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ является отсутствие должного финансирования МДОУ со стороны органов местного самоуправления. Финансирование муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. Выявленные нарушения до настоящего времени не устранены. Администрация <данные изъяты> района как учредитель не приняла действенных мер по финансированию затрат, направленных на устранение выявленных нарушений, бездействием органа местного самоуправления затрагиваются права неопределенного круга лиц - воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их законных представителей. Просит признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> района <адрес> по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в МДОУ «<данные изъяты>» нарушений, указанных в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический контроль и обязать администрацию Октябрьского муниципального района <адрес> устранить допущенные нарушения по финансированию затрат, направленных на устранение в здании МДОУ «<данные изъяты>» нарушений, указанных в предписаниях № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический контроль. В судебном заседании помощник прокурора Семакова В.В. исковые требования поддержала в полном объеме и по существу заявленных требований изложила доводы, указанные в исковом заявлении. Ответчик - представитель администрации <данные изъяты> района <адрес> в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Третье лицо - представитель МДОУ «<данные изъяты>» ФИО7 с требования прокурора согласилась и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ детскому саду была выдана лицензия на право осуществления образовательной деятельности, однако по итогам проверки органов Госсанэпиднадзора учреждению было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований в детском саду со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. В частности, в предписании указано, что площадь помещения буфетной младшей группы, количество унитазов и туалетных, набор медицинских помещений не соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.2660-10; в раздевальных не предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей. Пункт 2 предписания был устранен силами учреждения путем увеличения площади буфетной младшей группы, набор медицинских помещений в детском саду соответствует необходимым требованиям, о чем свидетельствует получение лицензии на осуществление доврачебной медицинской помощи в учреждении. Устранение пунктов 3 и 5 предписания требует дополнительного финансирования со стороны учредителя - администрации <данные изъяты> муниципального района, поскольку собственных источников дохода детский сад не имеет. Ею как заведующей детским садом неоднократно ставился вопрос перед администрацией <данные изъяты> района о необходимости выделения дополнительных денежных средств на выполнение работ для устранения выявленных нарушений согласно смет на выполнение работ. Однако в ответе на заявления администрация района указала, что выделение дополнительных денежных средств не представляется возможным в связи с отсутствием денежных средств. Заслушав пояснения сторон, изучив документы дела, суд считает, что требования подлежат удовлетворению. Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельству о постановке на учет в налоговом органе, «<данные изъяты> <данные изъяты> является юридическим лицом, муниципальным дошкольным образовательным учреждением (л.д.26-27). Согласно лицензии, выданной ДД.ММ.ГГГГ государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования <адрес>, МДОУ «<данные изъяты> имеет право на ведение образовательной деятельности на период до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28). Согласно предписанию от ДД.ММ.ГГГГ № должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно - эпидемиологический надзор Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, в МДОУ «<данные изъяты>» при осуществлении образовательной деятельности выявлены нарушения санитарного законодательства, предусмотренные п. 3.10, 4,10, 6.18.3, 4.21, 6.2 СанПиН 2.4.1.2660-10, предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения (л.д. 8). Заявлением от 25 января 2011 года заведующая МДОУ «<данные изъяты>» просит УКС <адрес> составить смету на ремонт детского сада на основании предписания № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9). Согласно локального сметного расчета, стоимость строительных работ по ремонту водоснабжения и канализации МДОУ «<данные изъяты>» составляет <данные изъяты> руб., стоимость строительных работ по ремонту в санузлах составляет <данные изъяты> руб., стоимость строительных работ по ремонту отопления составляет <данные изъяты> руб. (л.д. 16-25). Согласно заявлений заведующей МДОУ «<данные изъяты>» от 02 марта 2011 года и 28 марта 2011 года в адрес главы Октябрьского муниципального района, заведующая обращалась с ходатайством в органы местного самоуправления с просьбой выделить средства на устранение нарушений, указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ, согласно представленным сметам (л.д. 10,11). Из ответа финансового управления администрации <данные изъяты> района от 22 июля 2011 года следует, что выделение дополнительных средств на выполнение предписания № от ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным ввиду отсутствия денежных средств (л.д. 14). Из ответа заведующей МДОУ «<данные изъяты> от 26 июля 2011 года в надзорный орган, следует, что п. 2, 3, 4, 5 Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ выполнены не были, поскольку учредителем не были выделены дополнительные денежные средства (л.д. 15). Согласно копии приложения к лицензии, выданной Муниципальному учреждению здравоохранения <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, указанное медицинское учреждение вправе оказывать доврачебную медицинскую помощь по сестринскому делу в педиатрии в здании МДОУ «<данные изъяты>» (л.д.52). Согласно сведений ГУП «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, площадь помещения буфетной младшей группы МДОУ «<данные изъяты>» составляет 3,2 кв. м. (л.д.53,54). Из представленных документов судом установлено, что надзорными органами в деятельности МДОУ «<данные изъяты>» в ноябре 2010 года были выявлены нарушения требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства, срок исполнения предписания установлен до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени два пункта предписания из пяти не выполнены, а выполненные пункты предписания были устранены самостоятельно МДОУ «<данные изъяты>», поскольку не требовали финансирования. Причиной неисполнения указанных в предписании требований является отсутствие необходимого финансирования со стороны органов местного самоуправления. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Согласно п. 1 статьи 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Финансирование муниципальных учреждений, согласно п.3 ч.1 ст.17 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. В соответствии с ч.1 ст. 27 Устава Октябрьского муниципального района Пермского края администрация <данные изъяты> района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции, наделенный в соответствии с Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Октябрьского муниципального района. В соответствии с п. 21 ч. 2 ст. 27.1 Устава <данные изъяты> района <адрес> в рамках исполнительно-распорядительных функций администрация <адрес> осуществляет обеспечение организации, содержания и развития муниципальных образовательных учреждений. Согласно п.1.3 Устава МДОУ «<данные изъяты>» учредителем учреждения является муниципальное образование <адрес> в лице администрации <данные изъяты> <данные изъяты>. Согласно п.1.9 Устава собственником имущества Детского сада является муниципальное образование Октябрьский муниципальный район (л.д. 29-33). В силу п.2 ст.120 ГК РФ МДОУ «<данные изъяты>» является муниципальным бюджетным учреждением, которое полностью финансируется собственником (учредителем). Согласно п.п. 7.1 Устава МДОУ «<данные изъяты>» финансирование основной уставной деятельности Детского сада осуществляется учредителем на основе федеральных нормативов и нормативов Пермского края и закрепляются утвержденной в установленном порядке смете расходов (л.д. 29-33). Согласно п. в п. 7.1.2 Устава МДОУ «<данные изъяты>» бюджетные средства, выделенные Детскому саду должны обеспечивать формирование и развитие материально-технической базы, необходимой для реализации в полном объеме образовательных программ в пределах единого государственного образовательного стандарта дошкольного образования (л.д. 29-33). Из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что муниципальное образование в лице администрации <данные изъяты> района, как учредитель МДОУ «<данные изъяты>» должно осуществлять финансовое обеспечение Детского сада, выделенные МДОУ «<данные изъяты>» бюджетные средства должны в полной мере обеспечить формирование и развитие материально-технической базы для реализации в полном объеме образовательных программ, в том числе и на устранение нарушений санитарного законодательства, выявленных предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, из представленных материалов дела следует, что действенных мер по устранению нарушений, выявленных надзорным органом согласно предписания № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией <данные изъяты> района как учредителя МДОУ «<данные изъяты> не предпринято, до настоящего времени нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства не устранены, что создает угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных (неинфекционных) заболеваний. С учетом этого, бездействием органа местного самоуправления затрагиваются права неопределенного круга лиц - воспитанников образовательного учреждения, их законных представителей. Согласно ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Согласно ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Поскольку администрацией Октябрьского муниципального района <адрес> не представлено доказательств того, что ими исполнена обязанность по финансированию МДОУ «<данные изъяты>» в части предоставления финансовых средств на устранение нарушений, указанных в предписания №, суд считает, что на администрацию <данные изъяты> района <адрес> следует возложить обязанность по финансированию затрат, направленных на устранение выявленных в МДОУ «<данные изъяты>» нарушений, указанных в предписании, в объёме, необходимом для выполнения указанных работ. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> района <адрес> по непринятию мер по финансированию затрат, направленных на устранение в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «<данные изъяты>» нарушений, указанных в предписании Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать администрацию <данные изъяты> района <адрес> в случае отсутствия у Муниципального дошкольного образовательного учреждения «<данные изъяты>» денежных средств, достаточных для устранения нарушений, указанных в предписании Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставить денежные средства Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «<данные изъяты>» на устранение нарушений, указанных в предписании Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в объеме, необходимом для выполнения работ по приведению здания, занимаемого учреждением, в соответствие с действующим законодательством. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение 10 дней, начиная с 14 октября 2011 года. Судья подпись Э.Р. Таипов Верно: судья