Дело № 2- 634/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Октябрьский 17 октября 2011 года Октябрьский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Таипова Э.Р., при секретаре Дильмухаметовой Х.Х., с участием помощника прокурора Октябрьского района Пермского края Семаковой В.В., ответчика - представителя Муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> школа» ФИО5 рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района Пермского края к муниципальному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты> школа» о возложении обязанности огородить забором территорию образовательного учреждения, к администрации <данные изъяты> района <адрес> о возложении обязанности выделить денежные средства муниципальному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты> школа» в объеме, необходимом для выполнения работ по ограждению забором территории образовательного учреждения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты> <данные изъяты> школа» (далее МОУ «<данные изъяты> СОШ») о возложении обязанности огородить забором территорию образовательного учреждения, к администрации <данные изъяты> района <адрес> о возложении обязанности выделить денежные средства МОУ «<данные изъяты> СОШ», в объеме, необходимом для выполнения работ по ограждению забором территории образовательного учреждения. В обоснование своих требований указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства о противодействии экстремисткой и террористической деятельности в МОУ «<данные изъяты> СОШ» было установлено, что инженерные средства охраны в образовательном учреждении - ограждение имеется частично (возле спортивной площадки, центрального входа, частично школьный участок), остальная территория школы ограждения не имеет. В соответствии со ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления обязаны принимать меры по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Непринятие мер по предотвращению террористических актов влияет на безопасность учащихся, работников и других граждан во время нахождения их в образовательном учреждении, то есть на безопасность неопределенного круга лиц. Кроме того, в соответствии с требованиями пункта 3.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» территория образовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. В соответствии с п. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В нарушение указанных положений МОУ «<данные изъяты> СОШ» не предпринимаются меры по предотвращению террористических актов. Выявленные нарушения требуют дополнительных финансовых затрат. Финансирование муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. Администрация <данные изъяты> района как учредитель обязана профинансировать затраты, направленные на профилактику терроризма в образовательном учреждении. Просит обязать МОУ «<данные изъяты> СОШ» огородить забором территорию образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством, обязать администрацию <данные изъяты> района <адрес> выделить МОУ «<данные изъяты> СОШ» денежные средства в объеме, необходимом для проведения (выполнения) работ по ограждению забором территории общеобразовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством. В судебном заседании помощник прокурора Семакова В.В. на исковых требованиях настаивала, изложила доводы, содержащиеся в заявлении, просила требования удовлетворить в полном объеме. Ответчик - представитель администрации Октябрьского муниципального района <адрес>, а также представитель третьего лица - районного управления образования администрации Октябрьского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явились, в письменных ходатайствах просили рассмотреть дело в их отсутствие, свое отношение по заявленным требованиям прокурора не высказали. Ответчик - представитель МОУ «<данные изъяты> СОШ» ФИО6. с требованиями прокурора согласилась и пояснила, что в настоящее время территория МОУ «<данные изъяты> СОШ» ограждена частично, что было установлено актом прокурорской проверки. Часть ограждения была разрушена в связи с прокладкой газопровода и реконструкцией здания школы, ограждение стадиона отсутствовало и ранее. Для ограждения территории образовательного учреждения необходимы денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается локальной сметой. Учредителем школы является муниципальное образование «Октябрьский муниципальный район» в лице администрации, которое обеспечивает финансирование деятельности учреждения. Собственных средств на установку ограждения школа не имеет. В настоящее время ею подготовлено ходатайство на имя главы администрации <адрес> о выделении денежных средств на установку ограждения согласно смете. Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив представленные письменные доказательства, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению. Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, прокурором <адрес>, на основании ст. 22 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии экстремистской и террористической деятельности МОУ «<данные изъяты> СОШ», в ходе которой установлено, что в МОУ, расположенном по адресу: <адрес> <адрес>, инженерные средства охраны, а именно ограждение территории школы имеется только частично (возле спортивной площадки, центрального входа, частично школьный участок), остальная территория школы ограждения не имеет (л.д. 13). Из справки МОУ «<данные изъяты> СОШ» следует, что пришкольная территория около парадного входа и спортивная площадка огорожены забором высотой 1,5 м. из металлической сетки «рабицы» на металлических столбах. Территория около столовой ограждена деревянным забором высотой 1,4 м. Забор вдоль пришкольного участка разрушен при прокладке газопровода. Ограждение между запасным входом школы и спортзалом демонтировано во время строительства пристроя к спортзалу. Для проведения работ по ограждению всей территории школы не хватает финансового обеспечения (л.д. 14). Таким образом, из представленных письменных доказательств судом установлено, что территория МОУ «<данные изъяты> СОШ» не огорожена забором, а для устранения выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений по ограждению территории учреждения необходимы финансовые средства, которых у МОУ «<данные изъяты> СОШ» не имеется. Указанные факты подтверждаются также и пояснениями представителя ответчика Балашовой Г.М. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Право на образование, а также общедоступность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется государством (ст.43 Конституции РФ, ст.5 Закона РФ «Об образовании»). Согласно пунктам 1 и 7 ст.51 упомянутого закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. В соответствии с ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В соответствии со ст.8 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица, к которым относятся общеобразовательные учреждения, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а также обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Согласно п.2 ст.40 того же Закона обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии для осуществления образовательной деятельности является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (САНПИН 2.4.2.2821-10), САНПИН 2.4.2.1178-02 и САНПИН 2.4.2.2821-10 которые определяют практически одинаковые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для общеобразовательных учреждений, относительно территорий общеобразовательных учреждений. Указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы содержат следующие обязательные требования: 1) территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором; 2) на территории общеобразовательного учреждения выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесены: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время (п. 11), участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (п. 6.1). Финансирование муниципальных учреждений, согласно п.3 ч.1 ст.17 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся вопросы: организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п.1, организации предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования (п.2), обеспечения содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий ( п.4). В соответствии с ч. 1 ст. 27 Устава Октябрьского муниципального района <адрес> администрация <данные изъяты> района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции, наделенный в соответствии с Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Октябрьского муниципального района (л.д.40-43). В соответствии с пунктом 21 части 2 ст. 27.1 Устава Октябрьского муниципального района <адрес> в рамках исполнительно-распорядительных функций администрация <адрес> осуществляет обеспечение организации, содержания и развития муниципальных образовательных учреждений. Согласно Устава муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты> школа» Октябрьского муниципального района <адрес>, утвержденного постановлением администрации <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, МОУ «<данные изъяты> школа» является юридическим лицом, муниципальным, общеобразовательным учреждением. Учредителем Школы является муниципальное образование Октябрьский район в лице администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес>. Уполномоченным органом по решению задач Учредителя в отношении Школы является <данные изъяты> управление образования.Собственником имущества школы является Октябрьский муниципальный район (п.6.1). Финансирование основной уставной деятельности Школы осуществляется Учредителем на основе нормативов Пермского края, которые определяются Законодательным <адрес> в расчете на одного обучающегося общеобразовательного учреждения по определенной методике и средства Учредителя должны обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат, связанных … с эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования Школы; формирование и развитие материально-технической базы, необходимой для реализации в полном объеме образовательных программ... (п.7.1) (л.д. 24-36). Из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что образовательное учреждение «<данные изъяты> школа» несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения, образовательное учреждение должно предпринимать меры по исполнению законодательства о противодействии терроризму и соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, а муниципальное образование <адрес> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> должно осуществлять финансирование указанного учреждения, выделенные МОУ «<данные изъяты> СОШ» бюджетные средства должны в полной мере обеспечить в том числе затраты, связанные с эксплуатацией здания, формирование и развитие материально-технической базы для реализации в полном объеме образовательных программ, в том числе и на устранение нарушений норм законодательства о противодействии экстремисткой и террористической деятельности, требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Поэтому исковые требования прокурора к муниципальному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности огородить забором территорию образовательного учреждения должны быть удовлетворены в полном объеме. В силу п.2 ст.120 ГК РФ МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» является муниципальным бюджетным учреждением, которое полностью финансируется собственником (учредителем). Возлагая на МОУ «<данные изъяты> СОШ» обязанность оградить занимаемые территории забором, суд учитывает, что в соответствии с законом (п.1 ст.49, п.3 ст.50, п.1 ст.120, п.2 ст.298 Гражданского кодекса РФ) муниципальное учреждение обладает специальной правоспособностью. В частности, в силу статей 120, 296, 298, 299 ГК РФ, устанавливающих, что имущество учреждения закрепляется за ним его собственником на праве оперативного управления, учреждение не может обладать никаким имуществом на праве собственности, а значит, не может и приобретать его в собственность в порядке, установленном законом. Таким образом, создание такого сооружения, как ограждение, влекущее приобретение права собственности на него в соответствии со ст.219 ГК РФ, возможно не иначе, как по инициативе или с согласия собственника имущества муниципального учреждения, которым в соответствии с Уставом МОУ «<данные изъяты> СОШ» является муниципальное образование «Октябрьский муниципальный район Пермского края». В связи с изложенным, имеются основания для удовлетворения требований прокурора о возложении обязанности на администрацию <данные изъяты> района Пермского края выделить МОУ «<данные изъяты> СОШ» денежные средства для выполнения работ по ограждению забором территории образовательного учреждения. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Определяя такой срок, суд учитывает, что ответчикам для выполнения решения суда потребуется изыскать дополнительные средства, организовать и провести необходимые конкурсы, согласования и иные мероприятия, связанные с возведением ограждения. Поэтому суд находит разумным и необходимым установить срок для устранения данных нарушений прав граждан до ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты> школа» огородить забором территорию муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> школа», расположенного по адресу: <адрес> края в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать администрацию <данные изъяты> района <адрес> в случае отсутствия у муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> <данные изъяты> школа» денежных средств, достаточных для ограждения территории общеобразовательного учреждения забором, выделить муниципальному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты> школа» денежные средства в объеме, необходимом для проведения (выполнения) работ по ограждению забором территории общеобразовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством. С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Октябрьском районном суде Пермского края 21 октября 2011 года. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий: подпись Э. Р. Таипов Верно: судья