РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Октябрьский 27 октября 2011 года Октябрьский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Таипова Э.Р., при секретаре Дильмухаметовой Х.Х., заявителя - представителя Комитета местного отделения Коммунистической партии РФ ФИО1, действующего по доверенности, заинтересованного лица - представителя главы администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края Нургалиевой <данные изъяты>., действующей по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Комитета местного отделения Коммунистической партии РФ к главе Октябрьского муниципального района Пермского края об обязывании предоставить отделению КПРФ помещение с размещением щитов, эмблемой КПРФ, предоставить сведения о затратах и источнике изготовления щитов с символикой «Единая Россия», установил: Останин <данные изъяты> от имени Комитета местного отделения Коммунистической партии РФ обратился в суд с заявлением к главе Октябрьского муниципального района Пермского края об обязывании предоставить отделению КПРФ помещения с размещением щитов, эмблемой КПРФ, предоставить сведения о затратах и источнике изготовления щитов с символикой «Единая Россия». В обоснование своих требований заявитель указал, что в мае 2011 года на фасаде здания администрации Октябрьского муниципального района были установлены щиты «Общественная приемная» и «Депутатский центр» с символикой партии «Единая Россия». ДД.ММ.ГГГГ общее собрание коммунистов Октябрьского района обратилось к главе Октябрьского муниципального района - главе администрации Октябрьского муниципального района с просьбой предоставления отделению КПРФ помещения в здании администрации <данные изъяты> муниципального района для ведения разъяснительной работы с населением. Ответ на обращение был получен только ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением Положения «Об обращениях граждан в администрацию <данные изъяты> муниципального района Пермского края и должностным лицам», утвержденного Постановлением главы Октябрьского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ. При этом ответы на вопросы, поставленные в обращении, получены не были. Полагает, что действиями главы администрации <данные изъяты> муниципального района нарушены положения законодательства, обязывающие обеспечивать всем партиям равный доступ к участию в предстоящих выборах. Также после проведения прокурорской проверки по факту нарушения законодательства в адрес главы администрации района было внесено представление с требованием об устранении нарушений ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Выявленные нарушения законодательства до сих пор не устранены. Просит обязать главу Октябрьского муниципального района Пермского края обеспечить равные права и возможности в избирательной кампании путем предоставления местному отделению КПРФ помещения в здании администрации района, с размещением щитов с эмблемой КПРФ, обязать главу Октябрьского муниципального района предоставить сведения о затратах и источнике средств, потраченных на изготовление и размещение щитов с эмблемой партии «Единая Россия». В судебном заседании представитель заявителя Останин <данные изъяты>. на своих требованиях настаивал и пояснил, что в мае 2011 года на фасаде здания администрации <данные изъяты> муниципального района появились щиты с символикой партии «Единая Россия», а на втором этаже здания администрации района была размещена общественная приемная партии «Единая Россия». Являясь членом партии КПРФ, в июне 2011 года он совместно с другими членами первичной организации КПРФ в Октябрьском районе на основании решения общего собрания обратились к главе Октябрьского муниципального района ФИО2 с письменным обращением о предоставлении информации о том, на какие средства были изготовлены указанные щиты, а также с предложением выделить помещение в здании администрации для КПРФ. Однако, ответа на указанное обращение они не получили, в связи с чем обратились в прокуратуру Октябрьского района. По результатам проведения прокурорской проверки в адрес главы района было внесено представление об устранении нарушений законодательства о рассмотрении обращений граждан и привлечении виновных лиц к ответственности. В этот же период они получили ответ главы Октябрьского района о невозможности предоставления помещений КПРФ ввиду их отсутствия. Ответ главы района, а также прокурора Октябрьского района считает неполными и необоснованными, информацию о затратах на изготовление щитов с символикой «ЕР» они так и не получили. Полагает, что размещение щитов на административном здании <адрес> в мае 2011 года с символикой партии «Единая Россия», а также предоставление партии «Единая Россия» отдельного помещения в здании администрации нарушает законодательство о выборах, ставит политические партии в неравное положение. В настоящее время щиты с фасада здания администрации района демонтированы, функционирует ли общественная приемная партии «Единая Россия» в здании администрации, ему не известно. Просит обязать главу Октябрьского муниципального района предоставить местному отделению КПРФ на аналогичных для партии «Единая Россия» условиях помещение с размещением щитов с эмблемой КПРФ и предоставить сведения о затратах, их источнике изготовления и размещения щитов партии «Единая Россия». Заинтересованное лицо - представитель главыадминистрации Октябрьского муниципального района <адрес> Нургалиева <данные изъяты>. с требованиями не согласилась и пояснила, что в обращении местного отделения КПРФ на имя главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении помещения для деятельности КПРФ не был указан адрес обратившегося, что явилось основанием для отказа в предоставлении ответа на обращение в соответствии с требованиями ФЗ №. Здание администрации по <адрес> является муниципальным имуществом и предоставлено администрации района в оперативное управление. Осуществление главой Октябрьского района Пермского края полномочий собственника под сомнение не ставится. Согласно справки финансового управления администрации <данные изъяты> муниципального района, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ администрация района не производила расходов на изготовление и монтаж с символикой партии «Единая Россия», поэтому требования об обязывании изготовить и разместить на здании администрации района щитов с символикой КПРФ, безосновательно. Главой Октябрьского района Пермского края не давалось каких-либо указаний о предоставлении партии «Единая Россия» помещений в здании администрации, Также полагает, что поскольку заявителю о нарушении предполагаемого права стало известно в мае 2011 года, заявителем пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ. В связи с изложенным, просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Заслушав пояснения представителя заявителя, заинтересованного лица, исследовав представленные письменные доказательства, суд, считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат. Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как следует из заявления Комитета местного отделения Коммунистической партии РФ и его представителя Останина <данные изъяты> ими обжалуются действия главы Октябрьского муниципального района в период с мая 2011 года в части размещения щитов с символикой партии «Единая Россия» на здании администрации Октябрьского муниципального района, предоставления в этом же здании администрации отдельного помещения для общественной приемной партии «Единая Россия», а также бездействие главы Октябрьского муниципального района в части предоставления информации по письменному запросу, помещений с размещением щитов с символикой КПРФ в здании администрации для местного отделения Коммунистической партии РФ. Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона РФ №59-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Во исполнение положений Федерального закона №59-ФЗ постановлением главы Октябрьского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № было утверждено Положение «Об обращениях граждан в администрацию Октябрьского муниципального района <адрес> и к ее должностным лицам», согласно разделу 1 которого, Положение регулирует правоотношения, связанные с рассмотрением жалоб и обращений граждан, поступивших в администрацию района (л.д.15-16). Порядок предоставления органом местного самоуправления информации о своей деятельности определен Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Согласно п.1 ч.1 ст.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ, информация о деятельности органов местного самоуправления определяется как информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. Сферу действия указанного Федерального закона определяет статья вторая, в соответствии с которой действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. При этом, согласно п.2 ч.5 ст. 2 Закона, действие настоящего Федерального закона не распространяется на порядок рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления обращений граждан. Статья 7 ФЗ №, статья 18 ФЗ №, п.2.2 Положения «Об обращениях граждан в администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края и к ее должностным лицам», содержит одинаковые требования к обращению граждан, пользователей информацией, а именно обращение должно содержать наименование органа местного самоуправления, в который направляет письменное обращение, либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также фамилию, имя, отчество, (наименование организации (юридического лица), общественного объединения) обратившегося, почтовый адрес, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос. Указанные нормативные акты также предусматривают последствия несоблюдения обратившимися требований к обращению, а именно ответ на обращение не дается в случае, если в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос (ст. 11 ФЗ №, ст. 20 ФЗ №, п.3.3 Положения). Согласно Уставу политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в структуру КПРФ входят первичные отделения, местные отделения и региональные отделения, являющиеся структурными подразделениями партии. Местные отделения входят в состав соответствующих региональных отделений КПРФ и подлежат государственной регистрации только в случае принятия соответствующего решения ЦК КПРФ или Президиумом - п.3.1, 3.4. (л.д. 53-61). Согласно доверенности Пермского краевого отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Пермское краевое отделение КПРФ уполномочивает Останина <данные изъяты>. на представление интересов краевого отделения партии в судебных органах (л.д. 51). Согласно имеющегося в материалах дела фотоизображения фасада здания администрации Октябрьского муниципального района Пермского края, на здании имеются вывески «Общественная приемная» и «Депутатский центр» с символикой партии «Единая Россия» (л.д.5). Согласно письменного обращения общего собрания первичной организации членов КПРФ на имя главы Октябрьского муниципального района Пермского края ФИО2, зарегистрированного в администрации Октябрьского района ДД.ММ.ГГГГ, общее собрание первичной организации членов КПРФ просят разъяснить, на каких условиях, на основании каких законов в здании администрации открыты общественная приемная и депутатский центр с символикой партии «Единая Россия», на какие средства были изготовлены и размещены щиты с символикой партии «Единая Россия», а также просят предоставить в здании администрации района такие же площади, на таких же условиях. Обращение подписано председателем собрания ФИО5 и секретарем собрания ФИО6, адрес отправителей не указан (л.д.11). Согласно заявлению членов бюро первичной организации КПРФ прокурору <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, они просят оказать меры прокурорского воздействия к главе Октябрьского муниципального района, которым в установленные сроки не был дан ответ на письмо по вопросу законности размещения на здании администрации района щитов с символикой партии «Единая Россия». Заявление подписано <данные изъяты>. Останиным и ФИО6, адрес обратившихся в заявлении не указан (л.д.14). Согласно письма прокуратуры Октябрьского района Пермского края в адрес бюро первичной организации КПРФ, прокуратурой по жалобе бюро первичной организации КПРФ по факту несвоевременного рассмотрения их обращения администрацией <данные изъяты> муниципального района Пермского края, в администрацию Октябрьского района было внесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений и привлечении виновных лиц к ответственности (л.д.13). Согласно ответа главы Октябрьского муниципального района Пермского края в адрес бюро первичной организации КПРФ от ДД.ММ.ГГГГ, администрация Октябрьского муниципального района предоставить помещение, пригодное для осуществления деятельности бюро первичной организации КПРФ не имеет возможности ввиду свободного от эксплуатации муниципального служебного помещения (л.д.12). Кроме указанных выше документов, судом исследованы документы, имеющиеся в надзорном производстве прокуратуры Октябрьского района Пермского края по заявлению бюро первичной организации КПРФ в Октябрьском районе (л.д. 42-71). Согласно этим документам, бюро первичной организации КПРФ ДД.ММ.ГГГГ обратилось в прокуратуру с заявлением о проведении проверки по факту отсутствия ответа главы администрации Октябрьского муниципального района на их обращение по вопросу законности размещения на здании администрации района щитов с символикой партии «Единая Россия» и предоставления представителям КПРФ помещений в здании администрации. На письменный запрос прокуратуры, глава администрации Октябрьского муниципального района сообщает, что устный ответ на обращение бюро первичной организации КПРФ был дан ДД.ММ.ГГГГ и которым в предоставлении помещения первичной организации КПРФ в здании администрации района было отказано. ДД.ММ.ГГГГ год главой Октябрьского района был дан письменный ответ. Согласно ответу прокуратуры на обращение бюро первичной организации КПРФ, в ходе проведения проверки по обращению установлено нарушение норм ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в связи с чем в адрес главы администрации района было внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения. В ходе проверки были получены объяснения от Останина <данные изъяты>., главы Октябрьского муниципального района ФИО7, председателя Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района ФИО8, при этом из объяснений ФИО2 следует, что щиты с символикой партии «Единая Россия» не были изготовлены и установлены за счет средств районного бюджета, в настоящее время щиты убраны, помещение освобождено, что подтверждается письмом начальника финансового управления администрации Октябрьского муниципального района, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, согласно имеющимся в материалах гражданского дела и надзорного производства обращениям бюро первичной организации КПРФ, ни в одном из обращений на имя главы администрации Октябрьского муниципального района не указан адрес, по которому должен быть отправлен ответ о рассмотрении обращения. При таких обстоятельствах суд принимает доводы представителя заинтересованного лица о том, что сроки рассмотрения обращения администрацией Октябрьского муниципального района нарушены не были, поскольку отсутствовала возможность направления письменного ответа по конкретному адресу. Более того, на момент рассмотрения дела сведения о том, что щиты с символикой партии «Единая Россия» изготавливались не за счет средств бюджета района доведена до представителя комитета местного отделения КПРФ, тем самым право на получение информации реализовано в суде. Также суд отмечает, что возложение на главу муниципального района обязательств по предоставлению сведений о том, на какие средства изготовлены щиты с символикой партии «Единая Россия» при условии изготовления их не на средства районного бюджета, является неправомерным, поскольку в обязанности главы района, как должностного лица Октябрьского муниципального района, не входит контроль за расходованием средств партий или иных общественных объединений, граждан и т.д. Требования заявителя о предоставлении помещения в здании администрации Октябрьского муниципального района для размещения местного отделения КПРФ и размещения щитов с символикой партии на условиях, аналогичных условиям, действующим при предоставлении помещения и изготовлении щитов для отделения партии «Единая Россия», удовлетворению также не подлежат по следующим основаниям: В статье 2 Федерального закона №67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определены понятия агитационного периода - периода, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию; предвыборной агитации - деятельности, осуществляемой в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них); а также избирательной кампании кандидата, избирательного объединения - деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах и осуществляемой в период со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов до дня представления итогового финансового отчета кандидатом, избирательным объединением, а также уполномоченными ими лицами. Согласно ст. 49 указанного закона, агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ1 года «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ нового созыва», вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, назначены выборы депутатов ГД ФС РФ нового созыва на ДД.ММ.ГГГГ. Из пояснений представителя заявителя Останина <данные изъяты>. следует, что щиты с символикой партии «Единая Россия» были установлены, а помещение в здании администрации Октябрьского района Пермского края для общественной приемной партии «Единая Россия» были предоставлены в мае 2011 года, то есть не в период предвыборной кампании, поэтому доводы заявителя о начале года предвыборной кампании партией «Единая Россия» в мае 2011 суд считает несостоятельными. Согласно ч.1 ст. 53 Федерального закона №67-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума в организации и проведении агитационных публичных мероприятий. Аналогичная норма закреплена в ст. 60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Согласно ч.3 ст.53 Федерального закона №67-ФЗ, ч.3 ст. 60 Федерального закона №51-ФЗ по заявке политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, помещение, пригодное для проведения публичных мероприятий, проводимых в форме собраний, и находящееся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах собственником, владельцем помещения на время, установленное избирательной комиссией субъекта Российской Федерации или по ее поручению территориальной избирательной комиссией, для встреч представителей этой политической партии с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные условия проведения указанных мероприятий для всех политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов. Согласно ч.5 и ч.6 вышеназванных статей Федеральных законов, заявки о предоставлении помещений для проведения встреч представителей политических партий с избирателями рассматриваются собственниками, владельцами помещений, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, в течение трех дней со дня подачи данных заявок. Политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, вправе арендовать здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от формы собственности, для проведения агитационных публичных мероприятий. Заявителем в судебное заседание не представлено доказательств того, что с момента опубликования Указа Президента РФ № ДД.ММ.ГГГГ, комитет местного отделения Коммунистической партии РФ обращался к главе Октябрьского муниципального района Пермского края с просьбой предоставления помещения для проведения встреч с избирателями. Обращение комитета местного отделения Коммунистической партии РФ к главе Октябрьского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, как отмечалось выше, суд считает ненадлежащим по причине отсутствия адреса обратившегося, а также по причине подачи не в период предвыборной кампании. При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя об обязывании главы Октябрьского муниципального района Пермского края предоставить местному отделению КПРФ помещение с размещением щитов и эмблемой КПРФ в здании администрации Октябрьского муниципального района, а также предоставления сведений о затратах и источнике изготовления щитов с символикой «Единая Россия». На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявленных требований Комитета местного отделения Коммунистической партии РФ к главе Октябрьского муниципального района <адрес> ФИО2 об обязывании предоставить местному отделению КПРФ помещения с размещением щитов с эмблемой КПРФ, предоставить сведения о затратах и их источнике на изготовление и размещение щитов с символикой партии «Единая Россия» - отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение 10 дней, начиная с 31 октября 2011 года. Судья: подпись Э.Р. Таипов Верно. Судья: <данные изъяты> <данные изъяты> Именем Российской Федерации <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>