О предоставлении жилого помещения вне очереди



Дело № 2-613/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Октябрьский                                                                                       18 ноября 2011 года

Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Частухиной Г. Г.,

с участием прокурора Степовой С. Ю.,

истца Екимовой <данные изъяты>

представителя администрации Октябрьского муниципального района Дульцевой Н. В.,

при секретаре Немытых С. К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский дело по заявлению прокурора Октябрьского района в интересах Екимовой <данные изъяты> к администрации <данные изъяты> муниципального района о предоставлении жилого помещения вне очереди,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в интересах Екимовой <данные изъяты> к администрации <данные изъяты> муниципального района с иском о предоставлении Екимовой <данные изъяты> вне очереди благоустроенного жилого помещения. Требования прокурора мотивированы тем, что Екимова <данные изъяты>. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ году, отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ году. Постановлением главы Октябрьского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 назначена опекуном Екимовой <данные изъяты>.. Какое-либо жилое помещение, на которое за Екимовой <данные изъяты>. сохранено право пользования, отсутствует. ФИО11 сначала проживала у опекуна в <адрес>, затем в доме ФИО10 в <адрес>. В настоящее время Екимова <данные изъяты>. проживает на квартире у знакомых. Отсутствие жилого помещения не позволяет Екимовой <данные изъяты> обратиться в органы Федеральной миграционной службы РФ для регистрации по месту жительства. Таким образом, в настоящий момент Екимова <данные изъяты> являясь лицом из числа детей-сирот, не имеет какого-либо жилого помещения. В 2011 году Екимова <данные изъяты> окончила муниципальное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты> Октябрьского муниципального района Пермского края. Считает, что Екимова <данные изъяты> имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм. Обязанность по предоставлению жилого помещения законодательством возложена на органы местного самоуправления за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из средств краевого бюджета. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленных норм предоставления. Администрация Октябрьского муниципального района обязана была приобрести для Екимовой <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма. Просит обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района за счет, выделенных Правительством Пермского края денежных средств, предоставить вне очереди Екимовой <данные изъяты> по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм и общей площадью на одного человека.

В судебном заседании истец Екимова <данные изъяты> исковые требования поддержала в полном объеме и дополнила, что после смерти родителей является лицом из числа детей-сирот, сначала проживала у опекуна ФИО3 в <адрес>, затем в доме опекуна ФИО10 в <адрес>. В настоящее время ей исполнилось 18 лет и опека над ней прекращена. После окончания средней школы она обучается в медицинском колледже <адрес>, проживает в общежитии, своего жилья не имеет, в каникулы ей некуда приехать, во время ремонта в общежитии ей также негде жить, просила требования удовлетворить.

Представитель ответчика администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края Дульцева Н. В. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что Екимова <данные изъяты>. была поставлена на учет на получение жилого помещения, так как родители Екимовой <данные изъяты>. умерли, закрепленного за ней жилого помещения не имеет. На сегодняшний день ФИО4 обучается и проживает в <адрес> в общежитии, поэтому на настоящее время в получении жилья не нуждается, просила в иске отказать.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п. 9 ч. 1 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 указанного Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

        Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трех условий: наличие статуса ребенка - сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

         Согласно представленных документов истец ФИО4 является лицом из числа детей-сирот, поскольку её родители: мать - ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ году, отец - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ году, что подтверждается копией свидетельства о рождении, справкой ЗАГСа, копиями свидетельств о смерти (л.д. 6, 7, 8, 9).

Постановлением Администрации Октябрьского поссовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над несовершеннолетней Екимовой <данные изъяты> назначена ФИО3 (л.д.10).

Согласно справки ст. УУМ ОВД по Октябрьскому муниципальному району <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8, Екимова <данные изъяты>. проживает в <адрес> Октябрьского муниципального района Пермского края у ФИО12. (л.д. 11)

Согласно списка лиц из числа детей - сирот по предоставлению жилья в 2011 году на территории Октябрьского муниципального района значится Екимова <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ рождения, дата постановки на учет 2006 год ( л.д. 17).

Согласно копии аттестата о среднем общем образовании, Екимова <данные изъяты> в 2011 году окончила муниципальное общеобразовательное учреждение <данные изъяты> Октябрьского муниципального района <адрес>. (л.д. 18).

Согласно сведений <данные изъяты>», а также Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> за Екимовой <данные изъяты>. объектов недвижимости не зарегистрировано. Согласно сведений Управления Росреестра по Пермскому краю, Управления Росреестра по Челябинской области за матерью Екимовой <данные изъяты>. - ФИО1 и отцом - ФИО2 объектов недвижимости не зарегистрировано (л.д. 12-16, 40-43). То есть у Екимовой <данные изъяты>. отсутствует закрепленное за ней жилое помещение, какое - либо жилье на праве собственности она также не имеет.

Согласно справки государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования <данные изъяты> областной медицинский колледж филиал, Екимова <данные изъяты>. является студентом 1 курса отделения Лечебное дело. Срок обучения по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28).

Согласно справки МТУ опека над Екимовой <данные изъяты>. прекращена в связи с достижением совершеннолетнего возраста (л.д.44)

Согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания Екимова <данные изъяты> зарегистрирована по месту пребывания по адресу <адрес> общежитие с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28).

Согласно ст. 94 ЖК РФ Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.

Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

Судом установлено, что на момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, Екимова <данные изъяты> являлась ребенком из числа детей-сирот, не достигшим 18 летнего возраста, жилого помещения, на которое за ней сохранено право пользования, не имела в связи с его отсутствием. В настоящее время Екимова <данные изъяты> временно зарегистрирована по месту пребывания до ДД.ММ.ГГГГ в общежитии по месту учебы, которое не является для неё постоянным местом жительства. В связи с достижением возраста опека над ней прекращена.

Доводы представителя ответчика об отказе в удовлетворении требований по тем основаниям, что Екимова <данные изъяты> в настоящее время обучается по очной форме обучения и проживает в общежитии г. Красноуфимска, поэтому не нуждается в жилом помещении не основаны на законе. В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч. 2 ст. 9 Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма" вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям - сиротам при прекращении опеки (попечительства).

Таким образом, суд считает, что в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Екимова <данные изъяты>. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей - сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939 - 419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

        Указом губернатора Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ N 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении.

Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ -п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу п.1 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», (далее-Положение), утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 05.02.2009 года), Положение определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с п.2 Положения, перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края (в настоящее время - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края) платежными поручениями Министерства финансов Пермского края с лицевого счета бюджета Пермского края с кодом "02" (лицевого счета Агентства по строительству и ЖКХ, открытого в Министерстве финансов) на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в целях последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты.

В соответствии с п.8. Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья…

Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.

        Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края. Непосредственное предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.

Таким образом, приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета.

Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с ч.1 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно ч. 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет: 33 кв. м - для одиноких граждан.

Пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрены права лиц, имеющих право на получение жилой площади, в том числе и во внеочередном порядке по установленным нормам. Аналогичные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение содержатся также и в региональном законодательстве, в частности, в Законе Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма».

Финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете Пермского края на соответствующий год отдельно по каждой из категорий граждан, указанных в статье 1 Закона.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что на администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность по предоставлению Екимовой <данные изъяты> благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью на одного человека 33 кв.м. за счет средств, выделенных для этих целей Правительством Пермского края.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края за счет выделенных Правительством Пермского края денежных средств приобрести благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм общей площадью на одного человека 33 кв.м. и предоставить вне очереди по договору социального найма Екимовой <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение 10 дней, начиная с 23.11.2011 года.

Председательствующий: подпись:                                                                  Г. Г. Частухина.

Верно. Судья: