Именем Российской Федерации п. Октябрьский 21 декабря 2011 года Октябрьский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Таипова Э.Р., при секретаре Дильмухаметовой Х.Х., с участием представителя истца ФИО13., ответчика - представителя администрации <данные изъяты> городского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский гражданское дело по исковому заявлению Аникиной <данные изъяты> к администрации <данные изъяты> городского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> об обязывании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, УСТАНОВИЛ: Аникина <данные изъяты>. обратилась в суд с иском к администрации Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района об обязывании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В обоснование своих требований указала, что в январе 2011 года она обратилась в администрацию <данные изъяты> городского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для получения мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах». ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет ей было отказано. В обоснование причины отказа администрацией городского поселения было указано, что не истек срок, предусмотренный ст.53 ЖК РФ и указано, что ФИО9 зарегистрирована в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что указанный отказ является необоснованным, поскольку она является вдовой умершего ветерана Великой Отечественной войны и относится к категории граждан, которые не являясь малоимущими, имеют право встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В жилом доме по <адрес>2 <адрес>, в котором она зарегистрирована и проживает, на одного человека приходится площадь жилого помещения менее учетной нормы, в связи с чем она имеет право быть признанной нуждающейся в жилом помещении. Просит обязать администрацию <данные изъяты> городского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В судебное заседание истица Аникина <данные изъяты>. не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представитель истца Аникиной <данные изъяты>. - ФИО9 в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что Аникина <данные изъяты>. является ее матерью, с 2005 года мать проживает в ее доме по <адрес>2 <адрес>. До 2005 года ФИО5 проживала в своем доме, но поскольку дом был старый, требовал постоянного ремонта, Аникина <данные изъяты> не смогла жить в нем одна и продала его. Дом по <адрес>2 <адрес> принадлежит на праве совместной собственности ей и ее мужу - ФИО10 Также в жилом доме проживают ее дочь и внучка. Аникина <данные изъяты>. является вдовой ветерана ВОВ. В 2011 году от имени матери она обращалась в администрацию <данные изъяты> городского поселения с просьбой о постановке Аникиной <данные изъяты>. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Однако, в постановке на учет Аникиной <данные изъяты> было отказано на том основании, что она - ФИО9, прописавшись в жилом помещении в 2009 году, намеренно ухудшила жилищные условия. Фактически она и до 2009 года проживала по <адрес>2 <адрес>, а прописана была у сына. Аникина <данные изъяты>. никаких прав на жилое помещение по <адрес>3 <адрес> не имеет, своего жилья у нее также нет. В связи с этим Аникина <данные изъяты>. должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет. Ответчик - представитель администрации <данные изъяты> городского поселения ФИО8 с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что представитель истца от имени своей матери обратилась с заявлением о постановке Аникиной <данные изъяты>. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. К заявлению были приложены соответствующие документы. При проверке документов было установлено, что Аникина <данные изъяты>. в 2005 году продала свой жилой дом, чем ухудшила свои жилищные условия и на момент подачи документов была зарегистрирована по <адрес>2 <адрес>.. Однако основанием для отказа в постановке Аникиной <данные изъяты>. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении послужило то обстоятельство, что ФИО9 вселилась в жилое помещение по <адрес>2 <адрес> в 2009 году, тем самым ухудшила жилищные условия Аникиной <данные изъяты>. путем уменьшения размера жилплощади на одного члена семьи. В связи с этим на основании ст.53 ЖК РФ Аникиной <данные изъяты>. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении было отказано. Считает отказ администрации <данные изъяты> городского поселения в принятии на учет Аникиной <данные изъяты> в качестве нуждающейся в жилом помещении законным и обоснованным, просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные документы, приходит к следующему. Статьей 25 Конституции РФ установлено право каждого на жилище. Согласно ч.1 и 2 ст.1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. В соответствии с п.3 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В силу ч. 2 и 3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно п.п.4 п.1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ (ред. от 09 декабря 2010 года) «О ветеранах», одной из мер социальной поддержки, предоставляемой для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий…, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Частью второй указанной статьи Федерального закона предусмотрено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак. Указом Президента РФ №714 от 07 мая 2008 года (в редакции от 09 января 2010 года) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно свидетельству о смерти ФИО14 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5). Согласно свидетельству о заключении брака, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак между ФИО1 и ФИО2, после регистрации брака жене присвоена фамилия ФИО12 (л.д.6). Согласно справке Щучье-Озерского военного комиссариата от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с 1942 по 1947 год находился на службе в Советской Армии (л.д.8). Согласно справке Отдела военного комиссариата <адрес> ФИО1 является участником ВОВ (л.д.7). Согласно свидетельству и справке о реабилитации Аникина <данные изъяты>. признана пострадавшей от политических репрессий и имеет право на установленные законодательством льготы (л.д.13, 15). Согласно копии удостоверения, Аникина <данные изъяты>. является ветераном ВОВ в соответствии со ст. 20 ФЗ «О ветеранах» (л.д.11). На листах дела 9 и 10 имеются копии вкладышей к удостоверению Аникиной <данные изъяты>., согласно которым она имеет право на льготы, установленные для лиц, работавших в годы войны, и пользуется льготами как вдова умершего участника ВОВ. Согласно справке МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ Аникиной <данные изъяты>. установлена инвалидность 2 группы бессрочно (л.д.12). Таким образом, Аникина <данные изъяты>. являясь супругой умершего участника Великой Отечественной войны, относится к иной категории граждан, которые в силу требований ст.ст. 49,51,52 ЖК РФ могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Данный статус истицы ответчик не оспаривает. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с ч.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В силу ст.53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно письму администрации <данные изъяты> городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Аникиной <данные изъяты>., ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что заявительница проживает в квартире дочери общей площадью 42,3 кв. метра с количеством зарегистрированных в жилом помещении - 5 человек. ФИО9 зарегистрирована в жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для отказа являются положения ст.ст. 53, 54 ЖК РФ (л.д.4). Согласно уведомлению администрации <данные изъяты> городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, имеющемуся в материалах учетного дела, обозренного в судебном заседании, Аникиной <данные изъяты>. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ст.54 ЖК РФ - отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с не истечением срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ. Согласно справке администрации Октябрьского городского поселения, в жилом доме по <адрес>2 зарегистрированы по месту проживания 5 человек, в том числе: ФИО9 - с ДД.ММ.ГГГГ, (ранее была зарегистрирована по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), мать Аникина <данные изъяты>. - с ДД.ММ.ГГГГ, муж ФИО10 - с ДД.ММ.ГГГГ, дочь ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ, внучка ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27). Факт регистрации Аникиной <данные изъяты>. по <адрес>2 <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ подтверждается данными паспорта, а также копией домовой книги для прописки граждан, проживающих в <адрес> (л.д.14,31-35). Согласно справке <данные изъяты>», Аникина <данные изъяты>. жилья на праве собственности в Октябрьском районе не имеет (л.д.16). Согласно справке <данные изъяты>» часть жилого дома по адресу: <адрес>2 принадлежит на праве совместной собственности ФИО10 и ФИО9, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.17,22,23). Согласно уведомлениям об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ФИО3 и Аникина <данные изъяты>. объектов недвижимости на праве собственности не имеют (л.д.24,25). Согласно договору купли-продажи земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, Аникина <данные изъяты>. продала жилой дом и земельный участок по адресу <адрес> (л.д.26). Таким образом, исходя из анализа указанных выше доказательств следует, что Аникина <данные изъяты>. проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ФИО9 и ФИО10, другого жилого помещения на праве собственности либо ином праве не имеет. На листах дела 18-21 имеется кадастровый паспорт жилого помещения по <адрес>2 <адрес>, согласно которому общая площадь жилого помещения составляет 42, 3 кв. метра. <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 10 квадратным метров общей площади жилого помещения на одного человека. Таким образом, на момент подачи в январе 2011 года Аникиной <данные изъяты> заявления о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, на одного члена семьи ФИО9приходилось менее 10 кв. метров площади жилого помещения. Указанный факт не отрицается и самим ответчиком. Как следует из пояснений представителя ответчика и имеющихся документов, отказ Аникиной <данные изъяты>. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вызван действиями, направленными на намеренное ухудшение жилищных условий, а именно, вселением в жилое помещение по <адрес>2 <адрес> ФИО9 Между тем ответчиком при принятии решения не учтено, что ФИО5 не являлась и не является собственником жилого помещения по <адрес>2 <адрес>, была вселена в указанное жилое помещение с согласия собственника - ФИО9 и ФИО10, другого жилого помещения не имеет, каких-либо действий, свидетельствующих о преднамеренном ухудшении своих жилищных условий не предпринимала, поскольку права владения, пользования и распоряжения указанным жилым помещением принадлежат собственникам - супругам Терехиным, а уменьшение нормы площади на каждого члена семьи было вызвано действиями ФИО9 при регистрации в указанном жилом помещении в 2009 году. Из анализа положений ст. 53 ЖК РФ следует, что ответственность за действия, свидетельствующие о преднамеренном ухудшении жилищных условий возлагается именно на этих лиц, а не третьих лиц, каковым в данном случае является собственник жилья ФИО9 Таким образом, ответчиком суду не представлено доказательств того, что именно Аникина <данные изъяты>. с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, преднамеренно ухудшила свои жилищные условия, как того требует ст.53 ЖК РФ, в связи с чем отказ администрации в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ФИО5 следует признать незаконным и на администрацию <данные изъяты> городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность поставить ФИО5 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, что в свою очередь будет напрямую влиять на возможность получения ею мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах». На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию <данные изъяты> городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края поставить Аникину <данные изъяты> на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края, начиная с 26 декабря 2011 года. Судья. подпись Э.Р. Таипов Верно: судья