О возложении обязанности по организации бесперебойного водоснабжения населения



ыДело № 2- 193/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Октябрьский                                                                                            27 апреля 2012 года

Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Таипова Э.Р.,

при секретаре Дильмухаметовой Х.Х.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района Пермского края Семаковой В.В.,

ответчика - представителя главы <данные изъяты> поселения <данные изъяты> Пермского края Покрышкиной А.А.,

третьего лица - представителя Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> Водоканал» Митрофановой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Пермского края в интересах граждан в сфере обеспечения права на благоприятную окружающую среду к главе <данные изъяты> поселения <данные изъяты> Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> <данные изъяты>» о возложении обязанности по организации бесперебойного водоснабжения населения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Пермского края в интересах граждан в сфере обеспечения права на благоприятную окружающую среду обратился в суд с иском к главе <данные изъяты> поселения <данные изъяты>, Обществу с ограниченной ответственностью (далее ООО) «<данные изъяты>» о возложении обязанности по организации бесперебойного водоснабжения населения.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Октябрьского района Пермского края на основании обращения граждан проведена проверка по поводу ненадлежащей организации водоснабжения населения в жилых домах <адрес> края. При проверке установлено, что водоснабжение населения в жилых домах <адрес> осуществляется с постоянными длительными перерывами, что не соответствует Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года, ЖК РФ.

В силу норм ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и положений Устава Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края, на главу муниципального образования - <данные изъяты> поселения <данные изъяты> <адрес> возложена обязанность по организации водоснабжения населения. Оказание услуги по водоснабжению жителей <адрес> осуществляет ООО «<данные изъяты>» по договору аренды муниципального имущества, заключенному между администрацией <данные изъяты> и ООО «<данные изъяты>». Согласно условиям договора аренды ООО «<данные изъяты>» обязан бесперебойно подавать в жилые или нежилые помещения коммунальные ресурсы - водоснабжение и водоотведение надлежащего качества в необходимых объемах. В части бесперебойного водоснабжения <адрес> обязательства ООО «<данные изъяты>» не выполнены.

Просит обязать главу <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> и ООО «<данные изъяты>» в срок до 01 октября 2012 года принять действенные меры по организации бесперебойного холодного водоснабжения жителей <данные изъяты> п.Октябрьский Октябрьского муниципального района Пермского края.

Определением суда от 27 апреля 2012 года был принят отказ прокурора от исковых требований к ООО «<данные изъяты>» о принятии действенных мер по организации бесперебойного холодного водоснабжения жителей <адрес> муниципального района <адрес> и ООО «<данные изъяты>» было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района Пермского края Семакова В.В. исковые требования к главе <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> уточнила, просила обязать главу <данные изъяты> поселения <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать бесперебойное холодное водоснабжение надлежащего качества жителей домов <адрес> <адрес> муниципального района и по существу исковых требований изложила доводы, содержащиеся в иске.

Ответчик - представитель главы <данные изъяты> поселения <данные изъяты> Покрышкина А.А. с иском прокурора не согласилась и пояснила, что обязанность по бесперебойному водоснабжению населения в соответствии с заключенным договором аренды муниципального имущества возложена на ООО «<данные изъяты>». В связи с поступлением жалоб жителей <адрес> на некачественное оказание услуг по водоснабжению, администрацией поселения в адрес ООО «<данные изъяты> Водоканал» была направлена претензия. Факт перебоев в подаче воды жителей <адрес> действительно существует. Согласно ответу ООО «<данные изъяты>» для осуществления надлежащего водоснабжения необходимо пробурить дополнительные скважины и отремонтировать существующие. Для этого необходимо привлечение дополнительных финансовых средств. Однако, в бюджете поселения на 2012 год на капитальный ремонт водопроводных сетей запланировано <данные изъяты> рублей, что недостаточно, учитывая, что стоимость проектных работ по проектированию водозаборных скважин составляет 500 тысяч рублей, стоимость строительно-монтажных работ - пять миллионов рублей. Глава поселения обращался с письмом о выделении денежных средств в Земское Собрание и к главе <данные изъяты>, до настоящего времени ответ на обращение не получен. С февраля 2012 года поселением ведутся работы по заключению контрактов по разработке проектной документации на строительство водозаборных скважин, на что из бюджета поселения выделено 500 тысяч рублей. С требованиями прокурора не согласна, так как полагает, что <данные изъяты> городским поселением принимаются все необходимые меры для организации водоснабжения населения, просит в удовлетворении требований отказать. Более того, считает указанный в исковом заявлении прокурора срок до 01 октября 2012 года недостаточным, учитывая, что заключение муниципальных контрактов на разработку проектной документации, строительные работы требует длительного времени не менее года.

Третье лицо - представитель ООО «<данные изъяты>» с исковыми требованиями прокурора также не согласилась и пояснила, что по договору аренды муниципального имущества, заключенному между администрацией <данные изъяты> и ООО «<данные изъяты>», общество арендует у городского поселения водопроводные сети, срок действия договора до ДД.ММ.ГГГГ. С января 2012 года начались проблемы с водоснабжением жителей <адрес>, что связано с недостаточным количеством воды в скважинах северной части поселка. Директором предприятия направлялись в адрес главы Октябрьского городского поселения письма с предложением о бурении дополнительных скважин, составлены сметы на ведение работ. При наличии финансирования указанные работы будут выполнены. Обращения о ненадлежащем водоснабжении в адрес предприятия также поступали, но не от всех жителей <адрес>, а только от жителей домов В связи с указанными обращениями в феврале 2012 года организацией осуществлялся подвоз воды к указанным домам, но ввиду отсутствия спроса подвоз воды был прекращен. Также полагает указанный в иске Таким образом, все необходимые меры руководством предприятия принимаются, но решение вопроса зависит от наличия финансирования со стороны муниципальных властей.

Заслушав стороны, изучив представленные в суд материалы, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению следующим основаниям:

В соответствии со ст.12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статьями 40 и 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право на жилище и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация водоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения.

На основании ст.36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиямипо решению вопросов местного значения.

В соответствии с ч.1 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Согласно ст.4 Устава <данные изъяты> городского поселения, утвержденного Решением Думы <данные изъяты> от 23.11.2005 года № 11, структуру органов местного самоуправления <данные изъяты> городского поселения составляют: представительный орган муниципального образования - Дума <данные изъяты>, высшее выборное должностное лицо муниципального образования - глава <данные изъяты> (далее также - глава поселения), глава поселения возглавляет местную администрацию на принципах единоначалия, является главой администрации поселения и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация <данные изъяты>.

На основании п.4 ч.1 ст. 6 Устава <данные изъяты> городского поселения к вопросам местного значения <данные изъяты> городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В силу ч.1 ст.33 Устава <данные изъяты> городского поселения, глава поселения является высшим должностным лицом <данные изъяты> городского поселения и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

На основании п.8 ч.1 ст.34 Устава <данные изъяты> городского поселения, глава поселения

обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

В соответствии с ч.1 ст.41 Устава <данные изъяты> городского поселения, администрация поселения организует электро-, тепло-, газо-, водоснабжение населения поселения и водоотведение.

Таким образом, на главу поселения возложена обязанность по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению поселения, в том числе, по водоснабжению населения.

В соответствии с Законом Пермского края от 23 декабря 2006 года № 3388-790 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Октябрьского муниципального района» объекты водопроводно-канализационного хозяйства п. Октябрьский Октябрьского района переданы в собственность Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района.

Согласно договору аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <данные изъяты> района и ООО «<данные изъяты> водоканал» заключен договор аренды муниципального имущества -ю. Согласно условиям договора муниципальное имущество - водопроводные сети передаются с целью снабжения потребителей <данные изъяты> городского поселения водоснабжением и водоотведением, обеспечивая бесперебойность и безаварийность работы всех систем инфраструктуры. (п.1.1). Согласно разделу 6 договора, арендатор обязан бесперебойно подавать в жилые и нежилые помещения коммунальные ресурсы (водоснабжение, водоотведение) надлежащего качества в необходимых для потребителя объемах, предоставлять потребителю указанные коммунальные услуги надлежащего качества, обеспечивать надлежащее техническое состояние, безопасность эксплуатации и исправность переданного имущества (л.д. 14-17).

Согласно заявлению ФИО5, проживающего по <адрес>6 <адрес>, в адрес прокурора Октябрьского района Пермского края, по ул. <данные изъяты> с января 2012 года нет воды, просит провести проверку по данному факту (л.д.11).

Согласно письму администрации <данные изъяты> от 05 марта 2012 года в адрес прокурора Октябрьского района сообщается, что водоснабжение населения осуществляется ООО «<данные изъяты> <данные изъяты>». Жители ул<данные изъяты> п. Октябрьский обращались в администрацию поселения в связи с ненадлежащим водоснабжением. Администрацией поселения в адрес ООО «<данные изъяты>» была направлена претензия (л.д.12).

Согласно письму ООО «<данные изъяты>» от 05 марта 2012 года в прокуратуру Октябрьского района, перебои с водоснабжением по <данные изъяты> связаны с нахождением артезианской скважины, обслуживающей эту часть поселка, в аварийном состоянии. В 2012 году совместно с органом местного самоуправления планируется проектирование и бурение дополнительной скважины (л.д.13).

На листах дела 18-20 имеются заявления жителей <адрес> о перерасчете платы за водоснабжение в связи с отсутствием воды в январе и феврале 2012 года и акты обследования, в соответствии с которыми на момент обследования 15 февраля 2012 года и 06 марта 2012 года воды в квартирах не было.

Согласно сведениям, полученным от жильцов домов <адрес>, с 12 по 18 марта 2012 года ежесуточно имелись перебои в водоснабжении (л.д.21-38).

Постановлением главы Октябрьского городского поселения № 51 от 24 февраля 2011 года утверждена муниципальная целевая программа «Реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края на 2011-2013 годы». Согласно положениям данной программы ремонт водопровода по <адрес> не предусмотрен (л.д. 74-93).

Согласно письмам администрации <данные изъяты>, ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>», последнее готово выполнить работы по проектированию и бурению водозаборных скважин на территории <адрес> (л.д.42-47, 50-51). При этом, стоимость проектных работ составляет 500 тысяч рублей, срок выполнения - 1,5 месяца, стоимость СМР - 5 миллионов рублей, срок выполнения работ - 3 месяца.

Решением Думы <данные изъяты> от 26 апреля 2012 года внесены изменения в бюджет городского поселения в части выделения 500000 рублей на разработку проектной документации по объекты «Водозаборы из подземных вод с организацией зон санитарной охраны в п. Октябрьский» (л.д.115).

Согласно письму администрации <данные изъяты> в адрес главы <данные изъяты> <данные изъяты> и председателя Земского Собрания глава поселения просит выделить из бюджета района денежные средства для проведения проектирования и строительно-монтажных работ по бурению артезианских скважин (л.д. 48-49).

Согласно ответа главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, главе <данные изъяты> поселения рекомендовано при наличии проектно-сметной документации обратиться в администрацию <данные изъяты> за финансовой помощью на проведение строительно-монтажных работ (л.д.140).

Таким образом, судом установлено и не оспаривается представителями ответчика, третьего лица ненадлежащее водоснабжение жителей домов 6,8,10 <адрес>, что связано с отсутствием водозаборных скважин у указанной части поселка.

В соответствии со ст. ст. 41 и 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья, на благоприятную среду обитания.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами.

К гражданам, которые не нарушают своих обязательств по оплате коммунальных услуг, действующим законодательством не предусмотрено каких-либо оснований для ограничения или прекращения получения ими этих коммунальных услуг, в том числе на получение услуг по холодному водоснабжению.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность. Правила являются обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса РФ).

Пункт 6 Правил устанавливает, что состав коммунальных услуг, к каковым относятся: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, предоставляется потребителю в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.

Абзац 2 пункта 6, абзац 2 пункта 9 Правил, пункты 1, 3 Приложения № 1 к Правилам содержат требования к качеству коммунальных услуг, а именно: водоснабжение должно быть бесперебойное круглосуточное, при этом допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали 24 часа.

Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

С целью создания условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, повышения эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации Госстроем России утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (Приказ от 30.12.1999 г. № 168).

Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (далее - ПТЭ) регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм.

В соответствии с пунктом 2.10.1 ПТЭ водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.

Технологические емкости должны иметь объем, достаточный для обеспечения оптимального режима работы сооружений и устройств каждого звена технологической цепочки. Распределительные емкости должны обеспечивать бесперебойность подачи воды потребителям как при нормальном техническом состоянии системы подачи и распределения воды, так и при возникновении аварийных ситуаций, а также оптимальный режим работы всего комплекса сооружений и устройств системы как единого целого.

При нормальном техническом состоянии системы должна обеспечиваться бесперебойная подача расчетных (проектных) расходов воды. При аварийных ситуациях снижение подачи воды не должно превышать допускаемого по проекту системы (в зависимости от ее категории). Системы хозяйственно-питьевого назначения должны обеспечивать круглосуточную подачу воды потребителям (пункты 2.11.2, 2.11.3 ПТЭ).

На основании ч.3 ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Таким образом, орган местного самоуправления свободен в выборе способов осуществления собственных полномочий.

Как следует из исследованных судом доказательств, в целях осуществления полномочий по организации водоснабжения населения, главой Октябрьского городского поселения утверждена программа реконструкции объектов водоснабжения, заключен гражданско-правовой договор с ООО «<данные изъяты>», по условиям которого предприятие осуществляет водоснабжение населения, в настоящее время решается вопрос финансирования и проведения работ по строительству водозаборных скважин, следовательно главой поселения принимаются определенные меры для организации водоснабжения. Однако принимаемые меры не являются достаточными и действенными, поэтому на главу Октябрьского городского поселения должна быть возложена обязанность по организации бесперебойного холодного водоснабжения надлежащего качества жителей домов <адрес> <адрес>.

Поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием у них необходимых ресурсов, финансовых возможностей, постольку ссылка представителя ответчика на отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств на организацию надлежащего водоснабжения не освобождает главу муниципального образования от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм…, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурором Октябрьского района в заявлении ставиться вопрос об обязывании главы <данные изъяты> края в срок до 01 октября 2012 года организовать бесперебойное холодное водоснабжение надлежащего качества жителей домов <адрес>.

Однако, по мнению суда, указанный срок недостаточен для исполнения решения суда, учитывая, что ответчику для выполнения решения суда потребуется изыскать дополнительные средства, организовать и провести необходимые конкурсы, согласования и иные мероприятия, связанные со строительством водозаборных скважин. Поэтому суд находит разумным и необходимым установить срок для исполнения решения суда до 31 декабря 2012 года.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать главу <данные изъяты> в срок до 31 декабря 2012 года организовать бесперебойное холодное водоснабжение надлежащего качества жителей домов <адрес> муниципального района Пермского края.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Октябрьском районном суде Пермского края 02 мая 2012 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий                 подпись                                                    Э.Р. Таипов

Верно:     судья