О предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения



Дело № 2-178/12

     

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Октябрьский                                                                                        17 мая 2012 года

Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Савченко С.Ю.,

с участием пом. прокурора ФИО8

истца ФИО1,

ответчика -представителя администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края ФИО9,

при секретаре Хамиевой З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту интересов ФИО1 к администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в защиту интересов ФИО1 к администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> о предоставлении ФИО1 вне очереди благоустроенного жилого помещения.

Требования прокурор мотивировал тем, что ФИО7 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что её мать - ФИО2 решением Октябрьского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении ФИО1, а отец ФИО3 умер в 2007 году. ФИО7 воспитывалась в приемной семье ФИО4. Постановлением администрации Сарсинского городского поселения <данные изъяты> муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В 2011 года ФИО7 окончила обучение в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище » <адрес> края. В настоящее время ФИО7 проживает в <адрес> на условиях найма жилого помещения, в собственности какого-либо жилого помещения не имеет. Считает, что ФИО7 имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм. Обязанность по предоставлению жилого помещения законодательством возложена на органы местного самоуправления за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из средств краевого бюджета. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленных норм предоставления. Администрация <данные изъяты> муниципального района обязана была приобрести для ФИО1 благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма. Просит обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района за счет, выделенных <адрес> денежных средств, предоставить вне очереди ФИО1 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью на одного человека 33 кв. м..

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района Пермского края ФИО8 на исковых требованиях настаивала, по существу дела изложила доводы, указанные в исковом заявлении.

Истец ФИО7 исковые требования прокурора поддержала в полном объеме и пояснила, что её мать - ФИО2 решением Октябрьского районного суда Пермского края в 2008 году лишена родительских прав, а отец ФИО3 умер в 2007 году. Она воспитывалась в приемной семье ФИО4. В 2011 году ФИО7 окончила Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище ». Своего жилья у неё нет.

Ответчик - представитель администрации Октябрьского муниципального района ФИО9 с исковыми требованиями прокурора не согласна, поскольку в соответствии со ст.ст. 5,8 Федерального закона РФ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Выделенных средств из краевого и федерального бюджета в бюджет Октябрьского муниципального района Пермского края недостаточно для приобретения жилых помещений и предоставления их детям-сиротам.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п. 9 ч. 1 Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ -ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 указанного Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются с учетом членов семей. При этом норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет: 33 кв. м. - для одиноких граждан, 42 кв. м. - на семью из двух человек, 18 кв. м. - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.

        Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трех условий: наличие статуса ребенка - сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

         Согласно представленных документов истец ФИО7 является лицом из числа детей-сирот, поскольку её родители: мать - ФИО2 лишена родительских прав, что подтверждается копией решения Октябрьского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, копией справки о смерти ФИО3, копией свидетельством о рождении (л.д. 5, 6, 9-13).

Постановлением главы Чернушинского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ семье ФИО4 и Аркадия Валентиновича, присвоен статус приемной семьи по воспитанию детей, в том числе ФИО1. (л.д.7)

Согласно распоряжения Администрации <данные изъяты> городского поселения Октябрьского района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7. поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 14). В списке лиц из числа детей - сирот по предоставлению жилья в 2012 году на территории Октябрьского муниципального района значится ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ г.р., дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ год ( л.д. 22-23).

Согласно свидетельства, ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 окончила специальную (коррекционную) общеобразовательную школу 8 вида (л.д.18).

В 2011 году ФИО7 закончила обучение в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище » <адрес> края (л.д. 19).

Согласно справки администрации <данные изъяты> городского поселения, ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 08).

Согласно сведений ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края», а также Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, за ФИО1 объектов недвижимости не зарегистрировано. За матерью ФИО2 и отцом - ФИО10 объектов недвижимости не зарегистрировано (л.д. 16, 20,21,33). То есть у ФИО1 отсутствует закрепленное за ней жилое помещение и какое - либо жилье на праве собственности она не имеет.

Судом установлено, что на момент постановки истца ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, она являлась ребенком из числа детей-сирот, не достигших 18 летнего возраста, жилого помещения, на которое за ней сохранено право пользования не имеет в связи с его отсутствием, поэтому суд считает, что в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО7 имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм. В настоящее время ФИО7 зарегистрирована по месту жительства в <адрес>. Кроме того, ФИО7 права собственности на данное жилое помещение не имела, проживала в указанном жилом помещении в связи с отсутствием какого-либо иного жилья.

Дополнительные гарантии прав детей - сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

        Указом губернатора Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ N 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении.

Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ -п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу п.1 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», (далее-Положение), утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ -п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ), Положение определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее- средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с п.2 Положения, перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края (в настоящее время - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края) платежными поручениями Министерства финансов Пермского края с лицевого счета бюджета Пермского края с кодом "02" (лицевого счета Агентства по строительству и ЖКХ, открытого в Министерстве финансов) на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в целях последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты.

В соответствии с п.8. Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья…

Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.

        Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края. Непосредственное предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.

Таким образом, приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета. При этом, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от условия перечисления субсидий местным бюджетам по мере поступления средств из федерального бюджета, поэтому органы местного самоуправления должны исполнять свои полномочия по осуществлению переданных государственных полномочий независимо от каких-либо условий.

Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с ч.1 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрены права лиц, имеющих право на получение жилой площади, в том числе и во внеочередном порядке по установленным нормам. Аналогичные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение содержатся также и в региональном законодательстве, в частности, в Законе Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма».

Финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете Пермского края на соответствующий год отдельно по каждой из категорий граждан, указанных в статье 1 Закона.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что на администрацию <данные изъяты> муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность по предоставлению ФИО1 по договору социального найма жилой площади общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления за счет средств, выделенных для этих целей Правительством Пермского края.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района Пермского края за счет выделенных Правительством Пермского края денежных средств предоставить вне очереди ФИО1 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение одного месяца, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: подпись     С.Ю. Савченко

           Верно. Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200