РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Октябрьский 15 мая 2012 года Октябрьский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Частухиной Г. Г., с участием прокурора Семаковой В.В., истца ФИО1, представителя ответчика администрации Октябрьского муниципального района ФИО5, при секретаре Немытых С. К., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский Пермского края дело по заявлению прокурора Октябрьского района в интересах ФИО1 к администрации <данные изъяты> муниципального района о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения, УСТАНОВИЛ: <данные изъяты> района Пермского края обратился в суд в интересах ФИО1 к администрации <данные изъяты> муниципального района о предоставлении ФИО1 вне очереди благоустроенного жилого помещения. Требования прокурора мотивированы тем, что ФИО1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что её мать ФИО2 на основании решения Октябрьского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении ФИО1, а ДД.ММ.ГГГГ -умерла. Постановлением администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО1 установлена опека. Постановлением администрации <данные изъяты> сельсовета Октябрьского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 поставлена на льготную очередь на получение жилья. В 2011 году ФИО1 окончила муниципальное специальной (коррекционное) образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) образовательная школа -интернат 8 вида <адрес>. В настоящее время ФИО1 проживает у ФИО6 (бывшего опекуна) в <данные изъяты>, в собственности какого-либо жилья не имеет. Считает, что ФИО1 имеет право на внеочередное предоставление жилой площади 33 кв. м. на одного человека. Обязанность по предоставлению жилого помещения законодательством возложена на органы местного самоуправления за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из средств краевого бюджета. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленных норм предоставления. Администрация <данные изъяты> муниципального района обязана была приобрести для ФИО1 благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма. Просит обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района за счет, выделенных <адрес> денежных средств, предоставить вне очереди ФИО1 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью 33кв. м.на одного человека. В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, просила предоставить ей по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью 33кв. м.на одного человека. Представитель ответчика администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов за счет средств ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ остаток средств краевого бюджета Октябрьского муниципального района перечисленный на исполнение обязательств 2011 года составляет 2376234 руб., а на ДД.ММ.ГГГГ количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет 234 человека, из них 56 человек старше 18 лет. По указанным основаниям просил в требованиях отказать. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, изучив документы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно п. 9 ч. 1 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 указанного Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются с учетом членов семей. При этом норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет: 33 кв. м. - для одиноких граждан, 42 кв. м. - на семью из двух человек, 18 кв. м. - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более. Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трех условий: наличие статуса ребенка - сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно представленных документов истец ФИО1 является лицом из числа детей-сирот, поскольку её мать - ФИО2 лишена родительских прав в отношении дочери ФИО1 на основании Решения Октябрьского районного суда № г. от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 8). ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ в д. <адрес> (л.д. 15). Согласно справки о рождении, сведения об отце в актовой записи о рождении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. занесены со слов матери ребенка ( л.д. 7). Согласно постановлению администрации <данные изъяты> сельсовета Октябрьского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней ФИО1 установлена опека, опекуном назначена ФИО6 ( л.д. 5). Постановлением Администрации <данные изъяты> сельсовета Октябрьского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ. г. № ФИО1 поставлена на льготную очередь на получения жилья на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д. 6). В 2011 году ФИО1 закончила обучение 9 классов муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) образовательная школа -интернат 8 вида <адрес>» ( л.д. 9). Согласно справки <данные изъяты> сельского поселения, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. временно проживает с ФИО6 ( л.д. 10). Согласно сведений ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края», а также Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, за ФИО1, ФИО2 объектов недвижимости не зарегистрировано (л.д. 12-14). Свидетель ФИО6 в судебном заседании пояснила, что истица является её племянницей. ФИО1 собственного жилья не имели, мать ФИО1 была лишена родительских прав, собственного жилья не имела, проживала в разных местах, позже умерла. Отца ФИО1 она не знает. В настоящее время ФИО1 проживает у неё, поскольку проживать ей больше негде. Судом установлено, что на момент постановки истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, ФИО1 являлась ребенком из числа детей-сирот, жилого помещения, на которое за ней сохранено право пользования, не имеет в связи с его отсутствием, поэтому суд считает, что в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО1 имеет право на внеочередное предоставление жилой площади, не ниже установленных социальных норм. В настоящее время ФИО1 временно проживает у бывшего опекуна ФИО6. ФИО1 права собственности на данное жилое помещение не имеет, проживает в указанном жилом помещении в связи с отсутствием какого-либо иного жилья, при этом ФИО1 членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения по указанному адресу не является. Дополнительные гарантии прав детей - сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В силу п.1 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», (далее-Положение), утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 05.02.2009 года), Положение определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее- средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п.2 Положения, перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края (в настоящее время - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края) платежными поручениями Министерства финансов Пермского края с лицевого счета бюджета Пермского края с кодом "02" (лицевого счета Агентства по строительству и ЖКХ, открытого в Министерстве финансов) на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в целях последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты. В соответствии с п.8. Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья… Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края. Непосредственное предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края. Таким образом, приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета. При этом, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от условия перечисления субсидий местным бюджетам по мере поступления средств из федерального бюджета, поэтому органы местного самоуправления должны исполнять свои полномочия по осуществлению переданных государственных полномочий независимо от каких-либо условий. Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии с ч.1 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрены права лиц, имеющих право на получение жилой площади, в том числе и во внеочередном порядке по установленным нормам. Аналогичные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение содержатся также и в региональном законодательстве, в частности, в Законе Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма». Финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете Пермского края на соответствующий год отдельно по каждой из категорий граждан, указанных в статье 1 Закона. При указанных обстоятельствах, суд считает, что на администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность по предоставлению ФИО1 по договору социального найма жилой площади общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления за счет средств, выделенных для этих целей Правительством Пермского края. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района Пермского края за счет выделенных Правительством Пермского края денежных средств приобрести благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм общей площадью 33 кв.м. на одного человека и предоставить вне очереди по договору социального найма ФИО1. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий: подпись: Г. Г. Частухина Верно. Судья: