Предоствавление вне очереди жилого помещения



Дело № 2-433/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Октябрьский Пермского края Дата обезличена года

Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Частухиной Г.Г,

при секретаре Немытых С.К.,

с участием прокурора прокуратуры ... Пермского края Миличенко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в ... гражданское дело по иску Мисировой ... к администрации Октябрьского муниципального района Пермского края, Министерству финансов Пермского края о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд в интересах Мисировой ... с исковым заявлением к администрации Октябрьского муниципального района Пермского края, Министерству финансов Пермского края о предоставлении Мисировой <данные изъяты>. вне очереди благоустроенного жилого помещения.

Требования прокурора мотивированы тем, что Мисирова <данные изъяты>. имеет статус лица из числа детей-сирот, в связи с тем, что ее родители: мать- ФИО5 - умерла Дата обезличена года, сведения об отце - ФИО4- внесены в актовую запись о рождении на основании заявления матери. Постановлением главы администрации ... ... от Дата обезличена года Номер обезличен над Мисировой <данные изъяты> установлена опека. Согласно постановления главы администрации ... ... от Дата обезличена года Номер обезличен, Мисирова <данные изъяты>. поставлена в льготную очередь для получения жилья. Какое-либо жилое помещение, на которое сохранено за Мисировой <данные изъяты>. право пользования, отсутствует. В 2008 году Мисирова <данные изъяты> окончила образовательное учреждение начального профессионального образования ... .... В настоящее время Мисирова <данные изъяты> проживает в доме у родственников по адресу ... .... Таким образом, в настоящий момент Мисирова <данные изъяты>., являясь лицом из числа детей-сирот, не имеет закрепленного или иного жилого помещения. Считает, что Мисирова <данные изъяты> имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм. Обязанность по предоставлению жилого помещения законодательством возложена на органы местного самоуправления за счет средств бюджета Пермского края. Просит обязать администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» предоставить вне очереди Мисировой ... по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм и общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления, а также обязать Министерство финансов Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Мисировой ....

Определением суда от 23 июня 2010 года по ходатайству Министерства финансов Пермского края к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство социального развития Пермского края и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.

В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал, по существу дела изложил доводы, указанные в заявлении, дополнив, что поскольку на день рассмотрения дела в суде в Пермском крае отсутствует закон, предусматривающий передачу органам местного самоуправления государственных полномочий и предоставления субвенций на осуществление таких полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, поэтому надлежащим ответчиком помимо администрации Октябрьского муниципального района Пермского края, является Министерство финансов Пермского края как финансовый орган субъекта РФ.

Истец Мисирова <данные изъяты>. в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Ответчик - представитель администрации Октябрьского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Представителем ответчика в суд представлен письменный отзыв, в соответствии с которым с требованиями прокурора Октябрьского района не согласен. Свою позицию мотивирует тем, что в 2010 году из краевого бюджета в бюджет Октябрьского района для приобретения жилья лицам из числа детей-сирот перечислено 419 100 рублей, тогда как на учете состоит 192 нуждающихся в жилом помещении.

Ответчик - представитель Министерства финансов Пермского края - в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Представителем ответчика в суд представлен письменный отзыв, в соответствии с которым он полагает, что не Министерство финансов края является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку требования прокурора об обязывании произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения не соответствует закону и нарушает бюджетный процесс Пермского края и бюджетные полномочия Министерства финансов Пермского края. Надлежащими ответчиками, по мнению представителя Министерства финансов Пермского края, является администрация Октябрьского муниципального района, поскольку органам местного самоуправления направляются средства, предусмотренные в краевом бюджете на указанные цели и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год. В случае недостаточности выделенных средств, органу местного самоуправления могут быть выделены дополнительные средства. Решение данного вопроса находится в компетенции главного распорядителя средств субсидий - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. Распределение же средств субсидий местным бюджетам осуществляет Министерство социального развития Пермского края. Именно они, по мнению представителя ответчика, должны решать вопросы обеспечения жильем лиц из числа детей- сирот.

Ответчик - представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии с письменным отзывом, представленным в судебное заседание, представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края исковые требования к Министерству финансов Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерству социального развития Пермского края не признал, полагая, что обязанность по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот возложена на органы местного самоуправления, поэтому они являются надлежащими ответчиками по делу. Также указал, что перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления на текущий финансовый год. В 2009 году муниципальному образованию «Октябрьский муниципальный район» для приобретения жилья для детей-сирот были перечислены денежные средства в сумме 521 тысячи рублей за счет средств краевого бюджета. Поскольку Министерство финансов Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерство социального развития Пермского края исполнили свои обязательства в части выделения целевых бюджетных средств и передачи полномочий по предоставлению жилых помещений муниципальному образованию, администрация Октябрьского района должна исполнять свои обязательства по осуществлению переданных ему государственных полномочий независимо от каких-либо условий.

Ответчик - представитель Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном возражении указал, что Министерство социального развития Пермского края не наделено полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по распределению средств, направляемых на приобретение, строительство жилья детям-сиротам, то есть Министерство социального развития Пермского края является ненадлежащей стороной по рассматриваемому делу. Также из искового заявления не усматривается, какими действиями Министерства нарушены права Мисировой <данные изъяты>.

Заслушав пояснения и заключение прокурора, изучив письменные отзывы Администрации Октябрьского муниципального района, Министерства социального развития Пермского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерства финансов Пермского края и представленные материалы, суд приходит к следующему:

В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939 - 419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трех условий: наличие статуса ребенка - сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Истец Мисирова <данные изъяты>. является лицом из числа детей-сирот, поскольку ее мать, ФИО5, умерла Дата обезличена года, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери л.д.5,9).

Постановлением администрации ... ... ... от Дата обезличена года над несовершеннолетней Мисировой <данные изъяты> назначена опека л.д.6).

Постановлением администрации ... Дата обезличена года Номер обезличен, Мисирова <данные изъяты>, ... года рождения, поставлена в льготную очередь для получения жилья л.д.7).

Согласно справки администрации ... Октябрьского муниципального района, Мисирова <данные изъяты> временно прописана по адресу д.... ... л.д.8).

Согласно сведений ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края», а также Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, за Мисировой <данные изъяты> объектов недвижимости на территории ... и ... Пермского края не зарегистрировано л.д.11-12).

Согласно справки администрации ..., Мисирова <данные изъяты> на территории ... сельского поселения жилья не имеет л.д.13).

Согласно справки администрации ..., Мисирова <данные изъяты> в ... жилья не имеет л.д.14).

В 2008 году Мисирова <данные изъяты> закончила обучение в образовательном учреждении начального профессионального образования л.д.16).

При изложенных обстоятельствах, истцу невозможно предоставить ранее занимаемое жилое помещение по причине отсутствия такого, какого - либо жилья на праве собственности истец не имеет.

Судом установлено, что на момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, Мисирова <данные изъяты> являлась ребенком из числа детей-сирот, не достигла 18 лет, жилого помещения, на которое за ней сохранено право пользования, не имела в связи с его отсутствием, поэтому суд считает, что в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Мисирова А.С. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939 - 419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении.

Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу п.1 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 05.02.2009 года), настоящее Положение определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с п.2 Положения, перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - местные бюджеты) осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - органы местного самоуправления) на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края (в настоящее время - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края) платежными поручениями Министерства финансов Пермского края (далее - Министерство финансов) с лицевого счета бюджета Пермского края с кодом "02" (лицевого счета Агентства по строительству и ЖКХ, открытого в Министерстве финансов) на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в целях последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты.

В соответствии с п.8. Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья.

Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с п.п.4,.5 Положения, органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края (далее - Министерство социального развития) сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласно приложению 1 к настоящему Постановлению.

Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья.

В соответствии с п.п.12, 13 Положения, Агентство по строительству и ЖКХ представляет в Министерство финансов отчет об использовании средств, субсидий. Также Агентство по строительству и ЖКХ осуществляют контроль за исполнением Положения в части непосредственного предоставления жилых помещений детям-сиротам.

Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края. Непосредственное предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159- ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.

Из информации, представленной администрацией Октябрьского муниципального района, следует, что средства на обеспечение жильем детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой и попечительством и не имеющих жилья из бюджетов всех уровней поступают. л.д.51, 74)

Таким образом, приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета. Следовательно, именно администрация муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» обязана приобрести за счет средств бюджета Пермского края и предоставить жилое помещение по договору социального найма Мисировой А.С, поскольку, согласно представленных документов, Министерство финансов Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края исполнили свои обязательства в части выделения целевых бюджетных средств и передачи полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам.

При этом, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе в зависимость от оплаты Министерством финансов Пермского края расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность, поэтому органы местного самоуправления должны исполнять свои полномочия по осуществлению переданных государственных полномочий независимо от каких-либо условий.

Удовлетворение требований прокурора Октябрьского района об обязывании Министерства финансов Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Мисировой <данные изъяты> фактически ставит предоставление жилого помещения Мисировой <данные изъяты>. под условием оплаты расходов на его приобретение, поэтому в этой части исковых требований следует отказать. Более того, Министерство финансов Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края непосредственно расходов на приобретение жилья не несут, использование полученных средств субсидий на приобретение, строительство и реконструкцию жилья осуществляется органами местного самоуправления и в пределах объема финансирования.

Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с ч.1 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что на администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность по предоставлению Мисировой ... по договору социального найма жилой площади общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления за счет средств, выделяемых для этих целей из бюджета Пермского края.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» приобрести за счет средств бюджета Пермского края благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и предоставить вне очереди Мисировой ... по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления.

В удовлетворении заявленных требований к Министерству финансов Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края об обязывании произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях его предоставления его Мисировой ... - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение 10 дней, начиная со 2 августа 2010 года.

Председательствующий: подпись Г.Г. Частухина

Верно.Судья: