О П Р Е Д Е Л Е Н И Е г. Красноярск 20 июня 2011 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего Харитонова А.С., при секретаре Соколовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения администрации Октябрьского района г.Красноярска на решение мирового судьи судебного участка № 64 в Октябрьском районе г. Красноярска Судит А.Г. от 22 апреля 2011 года, по делу по иску Вишневского В.Г. к Управлению социальной защиты населения администрации Октябрьского района г.Красноярска о взыскании задолженности по льготе за жилищно-коммунальные услуги, У С Т А Н О В И Л: Указанным выше решением с Управления социальной защиты населения администрации Октябрьского района г.Красноярска в пользу Вишневского В.Г. была взыскана задолженность по льготе за жилищно-коммунальные услуги в виде отопления в размере 9640 рублей 86 копеек. Не согласившись с указанным решением, УСЗН администрации Октябрьского района г. Красноярска обратилось в Октябрьский районный суд г. Красноярска с апелляционной жалобой об отмене решения суда, мотивируя тем, что решение является не законным и необоснованным, судом неверно истолкованы положения действующего законодательства, а также неверно установлены фактические обстоятельства дела. В судебном заседании не был установлен факт того, что право на предоставление льготы на членов семьи в виде отопления возникло и было реализовано стороной истца до ДД.ММ.ГГГГ. С учетом изложенного, просят решение мирового судьи отменить. В судебном заседании представители ответчика УСЗН администрации Октябрьского района г.Красноярска – Еремчук О.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), Полежаевой Т.П. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), просили решение суда отменить, поддержав доводы жалобы в полном объеме, дополнительно указав, что согласно ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», Закона Красноярского края от 27.09.1996 г. № 11-339 «О социальной норме площади жилья на территории Красноярского края» в суммы возмещения субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг вошли суммы в размере 100 % оплаты услуг «жилищная услуга, использование лифта, капитальный ремонт, вызов твердых бытовых отходов, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение», а субсидия на услугу «отопление» рассчитывалась на одного человека в пределах социальной нормы площади жилья - 22 кв.м. С 01.01.2011 г. ФЗ от 02.07.2010 г. № 149-ФЗ внесены изменения в п.п. 9 п.1 ст. 14 ФЗ от 12.01.1995 № 5 - ФЗ «О ветеранах», согласно которому инвалиды войны получили право на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг с учетом членов семей, совместно с ними проживающими. Вишневскому В.Г. данная мера социальной поддержки назначена на внука с 01.01.2011 года. В 2006 году после вынесения Определения Конституционного суда РФ от 07.12.2006 года № 524-0 была проведена работа по выявлению граждан, пользовавшихся мерами социальной поддержки. В жилищные организации, назначавшие ранее, до 2007 года льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, были разосланы запросы о предоставлении данных о начисленных льготах за предшествующие годы, после чего, инвалидам войны были назначены меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, распространяющиеся на членов семей. По Вишневскому В.Г. таких данных представлено не было. Таким образом, не имеется законных основании для назначения субсидии по оплате члену его семьи в размере 50% оплаты стоимости коммунальных услуг за период с 2008-2010 года. В судебное заседание Вишневский В.Г. не явился, был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В судебное заседание представитель третьего лица ГУП «ЖКХ КНЦ СО РАН» не явился, были извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Выслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для отмены решения суда. Разрешая спор, суд правильно установил по делу юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку имеющимся по делу доказательствам, и пришел к обоснованному выводу о наличии оснований к удовлетворению заявленных требований. Конституция РФ в статьях 39 и 55 устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно ч. 1 ст. 7 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные в соответствии со статьями 14, 15, 16, 18, 21 Федерального закона "О ветеранах", полномочия по предоставлению которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в форме субсидий. Статьей 1 Закона Красноярского края от 27.12.2005 N 17-4395 (ред. от 20.12.2007 N 4-1037) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов граждан, предусмотренных статьями 2-11 Закона края от 17 декабря 2004 года N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг". Согласно п. 17 Постановления Совмина СССР от 23.02.1981 N 209 (ред. от 01.07.1991) "Об утверждении Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих", жилая площадь (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), занимаемая инвалидами Отечественной войны и проживающими совместно с ними членами их семей, а также семьями, получающими пенсии по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, оплачивается в размере 50 процентов квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а излишняя жилая площадь (до 15 кв. метров) - в одинарном размере. Инвалидам Отечественной войны и проживающим совместно с ними членам их семей, а также семьям, получающим пенсии по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, предоставляется скидка в размере 50 процентов с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией. В соответствии с п.п. 2.7 п. 2 Постановления Минтруда РФ от 11.10.2000 N 69 "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), - на основании соответствующих удостоверений, указанных в пунктах 2.1 - 2.6 настоящей Инструкции, и справки учреждения медико - социальной экспертизы (ВТЭК) об инвалидности. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах". Согласно п.8 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах -занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда. Определением Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 N 524-0 выявлен конституционно-правовой смысл положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, вносивших изменения в статью 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", в соответствии с которым эти положения в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как препятствующие пользованию членами семей, проживающими совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами, льготами по оплате коммунальных услуг, право на которые на основании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих у них возникло и было реализовано до 1 января 2005 года. Как видно из материалов дела, Вишневский В.Г. обратился с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Октябрьского района г.Красноярска о взыскании задолженности по льготе за жилищно-коммунальные услуги, мотивируя свои требования тем, что он является участником ВОВ, имеет инвалидность 2 группы с диагнозом «общее заболевание», в связи с чем имеет удостоверение с указанием ст. 14 Закона «О ветеранах» и пользуется правом приравненного к инвалидам ВОВ. Он проживает в 2-хкомнатной квартире общей площадью 52.8 кв.м. вместе с внуком, который зарегистрирован в квартире с ДД.ММ.ГГГГ. До ДД.ММ.ГГГГ на внука распространялась льгота, по оплате коммунальных услуг. Получив временную прописку в г.Москве, коммунальные услуги, кроме отопления, ему перестали предъявлять. После отмены льготы истец оплачивает за отопление с компенсацией только 22 кв.м. считает, что отмена льготы, распространявшейся на внука, является незаконной. В связи, с чем просил взыскать с ответчика долю платы за отопление, недосубсидированную по Закону «О ветеранах», в связи с незаконным исключением из льгот внука в размере 9 642 рубля, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей Решением мирового судьи судебного участка № 64 в Октябрьском районе г.Красноярска Судит А.Г. от 22.04.2011 года исковые требования Вишневского В.Г. были удовлетворены частично, с Управления социальной защиты населения администрации Октябрьского района г.Красноярска в пользу Вишневского В.Г. была взыскана задолженность по льготе за жилищно-коммунальные услуги в виде отопления в размере 9640 рублей 86 копеек. Как установлено судом, Вишневский В.Г. является собственником жилого помещения, двухкомнатной квартиры, общей площадью 52,8 кв.м., жилой площадью 29,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о приватизации №-В от ДД.ММ.ГГГГ, по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ так же проживает его (истца) внук В., что подтверждается выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ. Из свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации по месту пребывания видно, что В. временно зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Как видно из материалов дела, Вишневский В.Г. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой ВТЭК-267 № от ДД.ММ.ГГГГ, с указанием в удостоверении отметки о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах". Таким образом, согласно удостоверения серии ВВ №, выданного Управлением социальной защиты населения Октябрьского района г. Красноярска, установлено, что Вишневский В.Г. является ветераном участником ВОВ, имеет права и льготы, установленные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах». Из представленной справки УСЗН администрации <адрес> в <адрес> видно, что Вишневскому М.Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена субсидия на услуги «отопление» в размере 100% на площадь 22 кв.м., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 100% на площадь 22 кв.м. на самого льготополучателя, а в размере 50% на площадь 22 кв.м. на члена семьи внука Вишневского М.А. Кроме того, согласно представленных Вишневским В.Г. квитанций об оплате за жилищно-коммунальные услуги за 2004-2005 года, последнему предоставлялась субсидия на услуги «отопление», в том числе и на члена семьи внука В. При таких обстоятельствах, с учетом положений действующего законодательства регулирующего спорные правоотношения, представленных сторонами доказательств, мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что Вишневский В.Г. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, ветераном участником ВОВ, имеет права и льготы, установленные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», как инвалид войны, что подтверждается вышеуказанным удостоверением, совместно с ним с ДД.ММ.ГГГГ проживает внук В., как член семьи, в связи с чем, с учетом приведенного Определения Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 года N 524-0, на внука также должны распространяться льготы по оплате коммунальных услуг, право на которые на основании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих у них возникло и было реализовано до 1 января 2005 года. Расчет произведенный мировым судьей суммы задолженности по льготе за жилищно-коммунальные услуги в виде отопления, которые были несубсидированны на внука, с учетом представленных стороной истца квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с января 2008 года по декабрь 2010 года, справки о начислении отопления за период с 2008-2010 года за квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, у суда сомнений не вызывает. Кроме того, судом принимается, во внимание то обстоятельство, что согласно подпункту 9 пункта 1 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими; инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом инвалидов войны производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. Таким образом, исходя из положений Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 года N 423-О, согласно которому положение подпункта 9 пункта 1 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах", во взаимосвязи с другими нормами законодательства Российской Федерации о ветеранах, не может рассматриваться как лишающее льгот по оплате коммунальных услуг в размере 50% проживающих совместно с инвалидами Великой Отечественной войны членов их семьи. Принимая во внимание то обстоятельство, что в том числе в период до 01.01.2005 года указанная льгота Вишневскому В.Г. предоставлялась с учетом членов семьи, что подтверждается представленными стороной истца квитанциями об оплате, в связи, с чем отсутствовали основания для прекращения предоставления мер социальной поддержки за оспариваемый истцом период с 2008 по 2010 года. Доводы жалобы стороны ответчика о том, что предоставление льгот по оплате за коммунальные услуги членам семьи инвалидов войны не могут быть уменьшены, если право на льготы на основании п.17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, у них возникло и было реализовано до 01.01.2005 года. При этом п.17 данного положения устанавливал льготу по оплате за коммунальные услуги именно инвалидам ВОВ, а истец является ветераном – участником Великой Отечественной войны, судом не принимаются. Поскольку по своему правовому и социальному статусу истец приравнен к инвалидам войны, в связи, с чем мировой судья пришел к обоснованному выводу относительно наличия у него равных прав и льгот, предоставленных действующим законодательством для инвалидов Великой Отечественной войны, включая льготу по оплате коммунальных услуг инвалидам Отечественной войны и проживающим совместно с ними членам семьи в размере 50 процентов с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией. Кроме того, утверждение ответчика о том, что Постановление Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209 "О льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих", которым предусмотрена льгота по оплате коммунальных услуг инвалидам Отечественной войны и проживающим совместно с ними членам семьи в размере 50 процентов с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, распространяется только на лиц, получивших удостоверение инвалида войны до 12 января 1995 года, то есть до принятия Федерального закона "О ветеранах", является необоснованным. Иной подход к определению уровня социальной защиты и обеспечения инвалидов войны и лиц приравненных к ним категорий (участники войны, ставшие инвалидами по общему заболеванию) противоречил бы положениям ст. 18, ч.2 ст. 19, ч.3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которым права гражданина обеспечиваются правосудием, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств, права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом. Согласно п.2 ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, предоставляются права и льготы инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности. Согласно п.3 ст. 11 этого же Закона, права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. Таким образом, Федеральный закон, уравнивая в правах и льготах инвалидов войны и участников войны, признанных инвалидами по общему заболеванию, не содержит ограничений прав и льгот последней категории граждан, в том числе и по времени признания участников войны инвалидами по общему заболеванию, на что ссылается необоснованно в жалобе ответчик. Доводы жалобы о том, что в жилищные организации, назначавшие ранее, до 2007 года льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, были разосланы запросы о предоставлении данных о начисленных льготах за предшествующие годы, после чего, инвалидам войны были назначены меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, распространяющиеся на членов семей, однако, по Вишневскому В.Г. таких данных представлено не было, судом не принимается во внимание, поскольку указанное не может ставиться в зависимость непредставления указанное льготы Вишневскому В.Г., в случае непредставления данных сведений той или иной жилищной организацией. Таким образом, суду апелляционной инстанции не представлено каких – либо новых убедительных доказательств, ставящих под сомнение правильность постановленного судом решения. Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено. На основании изложенного и руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, О П Р Е Д Е Л И Л: Решение мирового судьи судебного участка № 64 в Октябрьском районе г. Красноярска Судит А.Г. от 22 апреля 2011 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения администрации Октябрьского района г. Красноярска - без удовлетворения. Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и обжалованию в кассационном порядке не подлежит. Подписано председательствующим. Копия верна. Судья Харитонов А.С.