ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 января 2010 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего Варыгиной О.В. с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Красноярска при секретаре С.. рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Красноярска в интересах В. к МУЗ «Городская поликлиника Номер обезличен» о взыскании недоплаченных выплат за выполнение работ по оказанию дополнительной медицинской помощи, У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в суд в интересах В. с указанным иском к МУЗ «Городская поликлиника Номер обезличен», Красноярскому краевому фонду обязательного медицинского страхования, в обоснование своих требований сославшись на то, что В. с Дата обезличена года работает в МУЗ «Городская поликлиника Номер обезличен» в должности врача-терапевта участкового. Дата обезличена года работодателем с В. в рамках реализации национального проекта «Здоровье» заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому, В. обязалась выполнять в пределах установленной ей нормальной продолжительности рабочего времени дополнительный объем работы на закрепленном за ней участке с населением, а работодатель обязался ежемесячно выплачивать ей надбавку стимулирующего характера к заработной плате в размере 10 000 рублей. Надбавка выплачивается с учетом предоставления работнику установленных трудовым законодательством РФ гарантий. Однако выплаты В. производились не в полном объеме, поскольку начислялись из расчета районного коэффициента, предусмотренного трудовым законодательством, в размере 20 %, а не 30 %, как это предусмотрено законодательством Красноярского края, в связи с чем образовалась задолженность с января 2009 года по май 2009 года в размере 4 625 рублей, которую прокурор просил взыскать в пользу В. с МУЗ «Городская поликлиника Номер обезличен» и в субсидиарном порядке с Красноярского краевого фонда обязательного медицинского страхования. В ходе судебного разбирательства по ходатайству прокурора в качестве соответчика по делу была привлечена Администрация г. Красноярска. В судебном заседании помощником прокурора исковые требования были уточнены, последняя отказалась от исковых требований к Администрации г. Красноярска и Красноярскому краевому фонду обязательного медицинского страхования, отказ был принят судом, требования к МУЗ «Городская поликлиника Номер обезличен» поддержала в полном объеме и дала пояснения, соответствующие вышеизложенному. В., в интересах которой прокурор обратился с иском, в судебное заседание не явилась, о месте и времени была извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила. Представитель ответчика - МУЗ «Городская поликлиника Номер обезличен», выступающий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что отсутствуют правовые основания для начисления районного коэффициента в размере 30 %, кроме того, полагает, что в соответствии с трудовым законодательством истцом пропущен срок исковой давности по спорам, вытекающим из трудовых правоотношений - 3 месяца, что так же является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Представитель третьего лица - Красноярского краевого фонда обязательного медицинского страхования, выступающая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения была извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, представив суду письменный отзыв, в котором полагала иск не подлежащим удовлетворению, поскольку субсидии из средств федерального бюджета не включают в себя денежные средства на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате, установленного органами государственной власти субъекта РФ. По смыслу ст.6 Бюджетного кодекса РФ КФОМС не является распорядителем или получателем бюджетных средств при осуществлении функции финансового обеспечения выполнения медицинскими организациями государственного задания, в связи с чем у КФОМС отсутствует право самостоятельно распределять бюджетные ассигнования и лимиты получателям, а также принимать на себя исполнение обязательств федерального бюджета. Кроме того, финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования, в силу закона РФ от Дата обезличена г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», находятся в государственной собственности РФ и не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, администрации ...., выступающая по доверенности, в судебное заседание не явилась, просила суд рассмотреть дело в свое отсутствие, представила письменный отзыв, в котором считала иск не подлежащим удовлетворению, поскольку согласно Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей), утвержденных постановлением Правительства РФ от Дата обезличена года Номер обезличен, денежные средства на осуществление выплат стимулирующего характера медицинским работникам предоставляются бюджетам субъектов РФ в виде субсидий. Одним из условий предоставление субсидий является направление бюджетной заявки, которая должна содержать сведения о медработниках, с которыми оформлены трудовые отношения путем заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам по форме, утвержденной министерством здравоохранения Красноярского края от Дата обезличена года Номер обезличенорг, которая предусматривает выплату районного коэффициента к заработной плате, установленного решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Таким образом, постановление администрации Красноярского края от Дата обезличена года Номер обезличенп, установившее районный коэффициент в размере 1,3, не относится к таким решениям, а потому муниципальное учреждение здравоохранения должно начислять выплаты стимулирующего характера с учетом районного коэффициента 1,2, установленного постановлением Госкомтруда СССР от Дата обезличена года Номер обезличен. Во-вторых, выплаты стимулирующего характера за выполнение дополнительных работ, не входят в состав заработной платы, а потому при расчете должен учитываться районный коэффициент 1,2. В-третьих, взыскание выплат стимулирующего характера, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, недопустимо за счет казны муниципального образования, поскольку является нарушением бюджетного законодательства. Кроме того, обязанность выплачивать заработную плату лежит на работодателе, а администрация г. Красноярска не является работодателем в данном случае. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Правительства Красноярского края, выступающая по доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, в представленном суду отзыве просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку финансирование муниципальных медицинских учреждений, в том числе на заработную плату, относится к расходным обязательствам органов местного самоуправления, а потому должны исполняться за счет местного бюджета. Поскольку Российская федерация софиинансирует расходы местных бюджетов по выплате заработной платы медработникам, денежные средства из федерального бюджета поступают в форме субсидий. Так как Красноярский край своими средствами не участвует в софинансировании расходов местных бюджетов по данной денежной выплате медработникам, из краевого бюджета денежные средства поступают в местные бюджеты в форме субвенций. Кроме того, средства на выплату районного коэффициента, установленного органами государственной власти Красноярского края в размере 1,3, закладываются в фонд заработной платы соответствующего учреждения за счет средств собственника, финансирующего данное учреждение, и выплачиваются работникам муниципальных учреждений за счет местных бюджетов. Суд, заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, полагает исковые требования прокурора Октябрьского района г. Красноярска подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. 2 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковых врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей), утвержденных постановлением Правительства РФ от Дата обезличена года Номер обезличен, средства, предоставляемые в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, направляются на осуществление софинансирования денежных выплат стимулирующего характера врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей практики (семейным врачам) в размере 10000 рублей в месяц, медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) - в размере 5000 рублей в месяц (далее - денежные выплаты) за оказание дополнительной медицинской помощи с учетом предоставления указанным медицинским работникам гарантий, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации. Пункты 3, 5, 6 вышеназванных Правил предусматривают, что условием предоставления субсидий бюджету субъекта РФ на осуществление данных выплат являлось, в том числе, принятие до 1 апреля текущего финансового года нормативного правового акта, определяющего расходные обязательства субъекта РФ на осуществление денежных выплат. Субсидии перечисляются ежемесячно в бюджеты субъектов РФ и на основании решения его органов исполнительной власти направляются в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования в виде межбюджетных трансфертов на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования. Постановлением Правительства Красноярского края от Дата обезличена года Номер обезличенп, принятым в соответствие с постановлением Правительства РФ Номер обезличен, утвержден «Порядок и условия финансового обеспечения оказания муниципальными учреждениями здравоохранения, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими краевыми государственными учреждениями здравоохранения либо при отсутствии на территории муниципального образования краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения -медицинскими организациями, в которых в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, размещен муниципальный заказ, за исключением медицинских учреждений, подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета), дополнительной медицинской помощи» (далее -Порядок финансового обеспечения дополнительной медицинской помощи). В силу п. 2 Порядка финансового обеспечения дополнительной медицинской помощи перечисление денежных средств бюджету Красноярского краевого фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение оказания организациями здравоохранения дополнительной медицинской помощи осуществляется министерством финансов Красноярского края. Средства краевого бюджета на финансовое обеспечение оказания организациями здравоохранения дополнительной медицинской помощи (далее -средства) предоставляются ежемесячно в размере одной двенадцатой годового объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в Законе Красноярского края от Дата обезличена года Номер обезличен «О краевом бюджете на 2009 год и плановый период 2010 -2011 годов». В соответствии с п. З Порядка финансового обеспечения дополнительной медицинской помощи средства предоставляются бюджету Красноярского краевого фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение денежных выплат медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, из расчета осуществления денежных выплат в размере: 10 000 рублей в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача): 5 000 рублей в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). Предоставление средств осуществляется с учетом предоставления работникам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, установленных трудовым законодательством Российской Федерации гарантий, оплаты отчислений по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Статьями 315, 316 ТК РФ предусмотрена оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с применением районных коэффициентов, установленных Правительством Российской Федерации и отнесением указанных расходов на оплату труда в полном размере. Согласно ст. 432 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от Дата обезличена года Номер обезличен «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. Пунктом 13 постановления Совета Министров РСФСР от Дата обезличена года Номер обезличен «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Во исполнение данного акта администрацией Красноярского края принято Дата обезличена года постановление Номер обезличенп «Об установлении районного коэффициента к заработной плате», которым с Дата обезличена года для территорий края, включая г. Красноярск, установлен единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края. При этом предусмотрено, что затраты на введение районного коэффициента 1,30 осуществляются за счет средств предприятий и организаций. Принимая во внимание то обстоятельство, что федеральный закон, устанавливающий размеры районных коэффициентов и порядок его выплаты в настоящее время отсутствует, продолжает применяться союзное законодательство в части установления районных коэффициентов, не противоречащее законодательству РФ, а также подлежит применению постановление Администрации Красноярского края от Дата обезличена года, принятое в соответствии с п. 13 постановления Совмина РСФСР от Дата обезличена года Номер обезличен, которым введен районный коэффициент в размере 1,3 для предприятий и организаций, независимо от источника финансирования, расположенных на территории районов и городов края. Как установлено по делу, В. с Дата обезличена года на основании трудового договора Номер обезличенработает в МУЗ «Городская поликлиника Номер обезличен» в должности участковой врача-терапевта, что так же подтверждается копией трудовой книжки. Дата обезличена года МУЗ «Городская поликлиника Номер обезличен» в лице главного врача - с В. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору об увеличении объема работы, выполняемой врачом-терапевтом участковым, согласно которому, работник обязался выполнять дополнительный объем работы на закрепленном за ним участке с населением 2200 человек, проживающих по ул. У. в пределах установленной ему нормальной продолжительности рабочего времени (п.1), а работодатель обязался ежемесячно выплачивать работнику надбавку стимулирующего характера к заработной плате в размере 10 000 рублей с применением установленных трудовым законодательством РФ гарантий, включая выплату районного коэффициента к заработной плате, установленного решением органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с особыми климатическими условиями, процентную надбавку к заработной плате за работу в районах Красноярского края (п.2). Таким образом, работодатель - МУЗ «Городская поликлиника Номер обезличен обязан выплачивать В. надбавку с применением районного коэффициента в размер 30%. Доводы ответчика МУЗ «Городская поликлиника Номер обезличен», а также третьего лица - администрации г. Красноярска о том, что денежные выплаты стимулирующего характера не являются элементом заработной платы, суд считает несостоятельными, поскольку противоречат дополнительному соглашению к трудовому договору от Дата обезличена года с В., содержащему обязанность работодателя выплачивать работнику надбавку стимулирующего характера к заработной плате в размере 10 000 рублей с применением установленных трудовым законодательством РФ гарантий, включая выплату районного коэффициента к заработной плате, а также трудовому законодательству Российской Федерации. Доводы о том, что выплаты производятся в рамках предоставляемых дополнительных средств из Федерального бюджета, собственных средств работодатель не имеет, не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено право работника на получение выплаты с применением районного коэффициента в размере 30%, а не 20%. Поскольку работодателем В. является МУЗ «Городская поликлиника Номер обезличен», с него подлежит взысканию в пользу В. недоплаченная сумма за выполненный дополнительный объем работы в рамках дополнительного соглашения к трудовому договору от Дата обезличена года. Из ведомостей по начислению заработной платы, представленных с января 2009 года по июнь 2009 года включительно, следует, что работнику В. не доплачивалось 10 % районного коэффициента, то есть выплачивалось 20% вместо 30%, предусмотренных законодательством РФ и дополнительным соглашением к трудовому договору, недоплата составила 4 625 рублей, из расчета: за январь 2009 года: начисленная и выплаченная заработная плата составила 12 187 рублей 50 копеек (8 125 рублей - заработная плата с учетом 20 % районного коэффициента), вместо 13 000 рублей (8 125 рублей - заработная плата с учетом 30 % районного коэффициента). Таким образом. В. не доплачено за этот период 813 рублей. За февраль 2009 года начисленная и выплаченная заработная плата составила 12 187 рублей 50 копеек (8 125 рублей - заработная плата с учетом 20 % районного коэффициента), вместо 13 000 рублей (8 125 рублей - заработная плата с учетом 30 % районного коэффициента). Таким образом.В. не доплачено за этот период 813 рублей. За март 2009 года начисленная и выплаченная заработная плата составила 15 000 рублей (10 000 рублей - заработная плата с учетом 20 % районного коэффициента), вместо 16 000 рублей (10 000 рублей - заработная плата с учетом 30 % районного коэффициента). Таким образом, В. не доплачено за этот период 1 000 рублей. За апрель 2009 года начисленная и выплаченная заработная плата составила 15 000 рублей (10 000 рублей - заработная плата с учетом 20 % районного коэффициента), вместо 16 000 рублей (10 000 рублей - заработная плата с учетом 30 % районного коэффициента). Таким образом, В. не доплачено за этот период 1 000 рублей. За май 2009 года начисленная и выплаченная заработная плата составила 15 000 рублей (10 000 рублей - заработная плата с учетом 20 % районного коэффициента), вместо 16 000 рублей (10 000 рублей - заработная плата с учетом 30 % районного коэффициента), то есть В. не доплачено за этот период 1 000 рублей. В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом. Согласно штампу входящей корреспонденции, прокурор Октябрьского района г. Красноярска обратился в интересах В. в суд в защиту нарушенного трудового права Дата обезличена года, таким образом, истцом пропущен установленный законом срок исковой давности, и в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика недоплаченных выплат за выполнение работ по оказанию дополнительной медицинской помощи за период с января 2009 года по Дата обезличена года суд полагает необходимым отказать по указанному основанию, ходатайства о восстановлении пропущенного срока от истца не поступило. Таким образом, за период с Дата обезличена года по май 2009 года с МУЗ «Городская поликлиника Номер обезличен» подлежит взысканию не начисленная и не выплаченная заработная плата в размере 1 500 рублей (за апрель 2009 года 500 рублей (10 000 рублей : 30 дней х 15 дней х 10% : 100%) + за май 2009 года 1 000 рублей) в пользу В.. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий. Между тем, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, в силу п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Поскольку в силу п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ (в редакции от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ, действовавшей на день обращения в суд) по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 10 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 200 рублей, с МУЗ «Городская поликлиника Номер обезличен» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина на размере 200 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 192-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Октябрьского района г. Красноярска удовлетворить частично. Взыскать с МУЗ «Городская поликлиника Номер обезличен» в пользу В. за выполнение работ по оказанию дополнительной медицинской помощи 1 333 рубля 33 копейки. Взыскать с МУЗ «Городская поликлиника Номер обезличен» госпошлину в доход государства в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Октябрьский районный суд г. Красноярска. Председательствующий: Копия. Решение вступило в законную силу.