г. Красноярск 15 февраля 2010 года Судья Октябрьского районного суда г.Красноярска Родичева Г.В., при секретаре С., с участием ст.помощника прокурора Октябрьского района г.Красноярска В., представителя заявителя Н., представителя администрации Октябрьского района в г. Красноярске, рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района г.Красноярска в интересах гражданина Г. о признании незаконными действий администрации Октябрьского района г.Красноярска по снятию с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности восстановления в очереди нуждающихся в жилом помещении по дате подачи заявления во внеочередном списке по категории «Участник ВОВ», УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района г.Красноярска обратился в суд в интересах гражданина Г. с заявлением о признании незаконными действий администрации Октябрьского района г.Красноярска по снятию с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности восстановления в очереди нуждающихся в жилом помещении по дате подачи заявления во внеочередном списке по категории «Участник ВОВ». Заявленные требования мотивированы тем, что распоряжением главы администрации Октябрьского района от Дата обезличенаг. Номер обезличенна основании решения комиссии по жилищным вопросам администрации Октябрьского района (протокол от Дата обезличена Номер обезличен) Г. был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, а именно: превышение установленной учетной нормы площади жилого помещения на территории г.Красноярска и составление ее более 12 кв.м. на одного человека в соответствии с постановлением администрации г.Красноярска № от 14.04.2005г. «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г.Красноярска». Однако, поскольку Г. является ветераном Великой Отечественной войны, на него распространяются положения Закона Красноярского края от 06.07.2006г. № 19-5013 «О порядке обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», в соответствии с п.1 ч.1 которого размер общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, составляет 36 кв.м. общей жилой площади - на одиноко проживающего гражданина. Установлено, что Г. зарегистрирован и проживает по адресу: г.Красноярск, ул. У. вместе с женой Д. и дочерью Л. Данное жилое помещение общей площадью 46,90 кв.м., в том числе жилой 27,00 кв.м. находится в собственности Л. За Г. какие-либо объекты недвижимого имущества на праве собственности не зарегистрированы. Также Г. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Кроме этого, в нарушение требований ст.56 ЖК РФ, решение о снятии с учета Г. было принято Дата обезличенаг., а обстоятельства, являющиеся основанием принятия решения о снятии с учета в качестве нуждающихся, были выявлены в марте 2009г. В судебном заседании ст.помощник прокурора В. и представитель заявителя Н. заявленные прокурором требования поддержали, дав пояснения аналогичные изложенному в заявлении. В судебном заседании представитель Администрации Октябрьского района г.Красноярска заявленные требования не признала, суду пояснила, что распоряжение главы администрации Октябрьского района от Дата обезличенаг. Номер обезличено снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях Г. в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма считает законным, поскольку он зарегистрирован и проживает вместе с дочерью Л. и женой Д. в квартире, принадлежащей его дочери, по адресу: г.Красноярск, ул. У., при этом размер общей площади жилого помещения на одного человека составляет более 12 кв.м., т.е. превышает учетную норму площади жилого помещения на территории г.Красноярска. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Статья 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относит коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно п.б ч.1 ст.16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. В соответствии с ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Согласно ч.2 ст.56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Пункт 2 статьи 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 189-ФЗ устанавливает, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. Согласно п.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 21.12.2009) ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Пункт 3 статьи 15 ФЗ «О ветеранах» предусматривает обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Согласно ч.1 ст. 4 Закона Красноярского края от 06.07.2006 N 19-5013 "О порядке обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" норма общей площади жилья, учитываемая при определении средств на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Красноярского края в собственность граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, указанных в пунктах 1 - 6 статьи 1 настоящего Закона, либо на предоставление жилого помещения на территории Красноярского края в собственность, составляет на одиноко проживающего гражданина - 36 квадратных метров общей площади. В соответствии со ст. 1 Указа Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" от 07.05.2008 N 714 (ред. от 09.01.2010) необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. В судебном заседании установлено, что Г. является ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается выданным Дата обезличенаг. на его имя удостоверением Номер обезличенл.д.10). В соответствии со справкой МСЭ-002 Номер обезличенему установлена бессрочно первая группа инвалидности л.д.10). Из свидетельства о браке Номер обезличенследует, что Дата обезличенаг. между Г. и Д. был заключен брак, после чего ей была присвоена фамилия «Д» л.д.30). Согласно выписки из решения жилищной комиссии администрации Октябрьского района в г.Красноярске Дата обезличенагода Г. поставлен на очередь по улучшению жилищных условий по категории «Участник ВОВ, инвалид I группы» л.д.9). Основанием для рассмотрения вопроса о постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «Участники ВОВ, инвалиды 1 группы» послужило заявление Г. л.д. 26), к которому были приложены выписка из домовой книги и финансово-лицевого счета от Дата обезличенаг. В соответствии с данной выпиской Г. на основании ордера был зарегистрирован в трехкомнатной квартире жилой площадью 40 кв.м., расположенной по адресу г. Красноярск, ул. У., нанимателем которой был сын Г. - Л.. Кроме Г. и Л. в данном жилом помещении были прописаны: жена Л. - Н., его мать - Д., и трое сыновей - Е., Ж., З. л.д.27). Сведения о регистрации Г. подтверждаются также копей его паспорта, из которого следует, с Дата обезличенагода по Дата обезличенагода он был зарегистрирован по адресу г. Красноярск, ул. У., а с Дата обезличена года - по адресу г. Красноярск, ул. У. л.д.15-16). Согласно выписке из домовой книги и финансово-лицевого счета, выданной Дата обезличенаг. ООО «Компания по управлению жилищным фондом «» Г. и его жена Д. на основании заявления зарегистрированы в двухкомнатной квартире общей площадью 46,90 кв.м., расположенной по адресу г. Красноярск, ул. У., принадлежащей их дочери - Л. л.д.17). Данная квартира была приобретена Л. на основании договора купли-продажи от Дата обезличенаг. л.д. 32). По сведениям, представленным Красноярским отделением ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в справке Номер обезличенот Дата обезличенаг. л.д. 13), а также УФРС по Красноярскому краю в сообщении Номер обезличенот Дата обезличенаг. л.д.14), за Г. какие-либо объекты недвижимого имущества на праве собственности в г. Красноярске не зарегистрированы, в едином государственном реестре прав (на территории г. Красноярска) права Г. не зарегистрированы. Согласно справке, выданной Управлением социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске Дата обезличенаг. Номер обезличен, Г. на основании удостоверения участника войны пользуется льготами и преимуществами, установленными законодательством для участников Великой Отечественной войны, а с 1995 г.- правами и льготами инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности л.д.29). Однако, распоряжением администрации Октябрьского района в г.Красноярске от Дата обезличенаг. Номер обезличенГ., составом семьи 2 человека: он, жена Д., с учета нуждающихся в жилых помещениях, по причине утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (отсутствие нуждаемости) снят. л.д.8). На основании изложенного, учитывая, что Г. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01 марта 2005 года, основание снятия с учета, предусмотренное п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, - утрата гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма - в отношении него, в соответствии с п.2 ст. 6 Вводного закона, не применяется. Однако, Г. может быть снят с учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты им оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма. До 1 марта 2005г. принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, основывалось на положениях ст. 28-37 ЖК РСФСР и Примерных правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984г. № 335. В соответствии со ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади. Статьей 38 ЖК РСФСР норма жилой площади устанавливалась в размере двенадцати квадратных метров на одного человека. Согласно ч.2 ст. 29 ЖК РСФСР граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР. Так, в соответствии с пп. а п.7 Постановления Совмина РСФСР «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» от 31.07.1984 N 335 (ред. от 28.02.1996, с изм. от 18.09.2003, действующий до 01 марта 2005г.) для инвалидов Великой Отечественной войны, семей погибших воинов и приравненных к ним в установленном порядке лиц, а также для других категорий граждан, из числа имеющих право на первоочередное получение жилых помещений (пункт 23 настоящих Правил), могут быть предусмотрены основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, если обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи выше уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Таким образом, поскольку основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали Г. право на получение жилых помещений по договорам социального найма, не утрачены, действия администрации Октябрьского района г.Красноярска по снятию с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, являются незаконными, в связи с чем, на администрацию Октябрьского района в г.Красноярске следует возложить обязанность устранить допущенное нарушение права путем восстановления Г. в очереди нуждающихся в жилом помещении по дате подачи заявления во внеочередном списке по категории «Участник Великой Отечественной войны». Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Октябрьского района г.Красноярска в интересах гражданина Г. удовлетворить. Признать действия администрации Октябрьского района г.Красноярска по снятию Г. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении во внеочередном списке незаконными. Обязать администрацию Октябрьского района г.Красноярска восстановить Г. в очереди нуждающихся в жилом помещении по дате подачи заявления во внеочередном списке по категории «Участник Великой Отечественной войны». Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Красноярска. Судья: подпись Родичева Г.В. Копия верна судья Родичева Г.В. Решение вступило в законную силу.