г. Красноярск 18 февраля 2010 года Судья Октябрьского районного суда г.Красноярска Родичева Г.В., при секретаре С., с участием представителя заявителя И. - К., рассмотрев гражданское дело по заявлению И. к Администрации Октябрьского района г.Красноярска о признании недействительным распоряжения, УСТАНОВИЛ: И. обратилась в суд с заявлением к Администрации Октябрьского района г.Красноярска о признании недействительным распоряжения администрации Октябрьского района г.Красноярска Номер обезличенот Дата обезличенаГ. «О снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях И.». Заявленные требования мотивированы тем, что она является инвалидом ВОВ, с Дата обезличенаг. состояла на учете в Администрации Октябрьского района в г. Красноярске в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «Участник ВОВ». По распоряжению Администрации Октябрьского района Номер обезличенот Дата обезличенаг. она была снята с данного учета по причине утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (отсутствие нуждаемости), поскольку она была зарегистрирована и проживала в квартире по адресу г. Красноярск, ул. У. общей площадью 53,8 кв.м., принадлежащей в равных долях ее сыну - К., и его жене - М., которые также проживали в данном жилом помещении. Таким образом, в пользовании на каждого человека приходилось 17,93 кв.м. общей площади, что превышало установленную Постановлением Администрации г.Красноярск № от 14.04.2005г. учетную норму площади на территории г. Красноярска в размере 12 кв.м. Поскольку с момента постановки на учет и до принятия решения о снятии ее с учета жилищные условия заявителя не изменились (права собственности, пользования, социального найма жилых помещений ею не приобретались и не прекращались), считает распоряжение администрации Октябрьского района в г.Красноярске незаконным и необоснованным. В судебном заседании представитель заявителя И. - К. заявленные требования поддержал, дал пояснения аналогичные изложенному в заявлении, дополнительно суду пояснил, что на момент постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях И. проживала в арендованной квартире по ул. У.. Собственного жилья в г.Красноярске никогда не имела. В 2004 году она продала дом в г. Н-ске и приехала в г.Красноярск. Однако, с вырученных от продажи дома денег приобрести жилье в г.Красноярске она не смогла в связи с обесцениванием денег. В настоящее время она проживает в квартире по адресу: г.Красноярск, ул. У., которая принадлежит на основании договора о приватизации ее сыну и его жене. И. зарегистрировалась по указанному адресу для получения пенсии и медицинского обслуживания. Представитель Администрации Октябрьского района г.Красноярска в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявление И. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Статья 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относит коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно п.б ч.1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. В соответствии с ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Согласно ч.2 ст.56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Пункт 2 статьи 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 189-ФЗ устанавливает, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. Согласно п.1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 21.12.2009) ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Пункт 3 статьи 15 ФЗ «О ветеранах» предусматривает обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз; Согласно ч.1 ст. 4 Закона Красноярского края от 06.07.2006 N 19-5013 "О порядке обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" норма общей площади жилья, учитываемая при определении средств на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Красноярского края в собственность граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, указанных в пунктах 1 - 6 статьи 1 настоящего Закона, либо на предоставление жилого помещения на территории Красноярского края в собственность, составляет на одиноко проживающего гражданина - 36 квадратных метров общей площади. В соответствии со ст. 1 Указа Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" от 07.05.2008 N 714 (ред. от 09.01.2010) необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. В судебном заседании установлено, что И. является ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается выданным Дата обезличенаг. на ее имя удостоверением Номер обезличенл.д.8). В соответствии со справкой МСЭ-002 Номер обезличеней установлена бессрочно вторая группа инвалидности по общему заболеванию л.д.41). Согласно выписки из решения жилищной комиссии администрации Октябрьского района в г.Красноярске Дата обезличенагода И. была поставлена на очередь по улучшению жилищных условий по категории «Участник ВОВ», состав семьи - 1 человек л.д.32). Основанием для рассмотрения вопроса о постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «Участники ВОВ» послужило заявление И. л.д. 36), к которому были приложены выписка из домовой книги и финансово-лицевого счета от Дата обезличенаг. В соответствии с данной выпиской И. на основании заявления была зарегистрирована в двухкомнатной квартире общей площадью 53,8 кв.м., расположенной по адресу г.Красноярск, ул. У., нанимателем которой на основании свидетельства о приватизации был сын И. - А. Кроме И. и А. в данном жилом помещении была прописана жена А. - М. л.д.42). Согласно приложенной справке, выданной Дата обезличенаг. Номер обезличенУчреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края, сведения о правах собственности, иных вещных правах И. на объекты жилого недвижимого имущества в г.Красноярске отсутствовали л.д.47). При проверки жилищных условий И. Дата обезличенаг. в акте установлено, что она проживала по ул. У. в двухкомнатной квартире, принадлежащей Ш. л.д.38). Из акта обследования материально бытовых условий заявительницы от Дата обезличенаг. следует, что в квартире по адресу: г.Красноярск, ул. У., где прописана И., проживает ее сын и невестка, а И. проживает в съемной однокомнатной квартире по адресу: г.Красноярск, ул. Л.. В 1991г. заявительница, продав дом в г. Н-ске, приехала в г.Красноярск и зарегистрировалась в квартире сына по ул. У., однако, по данному адресу никогда не проживала л.д.37). Из письма министра социальной политики Красноярского края от Дата обезличенаг. Номер обезличен, адресованного Главе администрации Октябрського района в г.Красноярске, следует, что И. решением жилищной комиссии администрации Октябрьского района в г.Красноярске (протокол от Дата обезличенаг. без номера) была снята с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по причине превышения нормы жилой площади и исключена из федерального регистра. Решением жилищной комиссии от Дата обезличенаг. была восстановлена в списках очередников «в связи с вновь поступившими данными», что не является аргументированным основанием для восстановления в федеральном регистре л.д.19). Распоряжением администрации Октябрьского района в г.Красноярске от Дата обезличенаг. Номер обезличенИ. была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, по причине утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (отсутствие нуждаемости) л.д.5). При этом в письме заместителя главы администрации Октябрьского района по жизнеобеспечению района от Дата обезличена. Номер обезличен, адресованного И., указано, что согласно выписке из домовой книги в жилом помещении по адресу: г.Красноярск, ул. У., принадлежащем на праве собственности в равных долях А. и М., зарегистрированы А., М. и И., и в пользовании на одного человека приходится 17,93 кв.м. общей площади благоустроенного жилого помещения л.д.6-7). Согласно выписке из домовой книги от Дата обезличенаг. в двухкомнатной квартире общей площадью 53,8 кв.м., в т.ч. жилой - 30,3 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул. У., действительно зарегистрированы А. и М. с Дата обезличена, И. с Дата обезличенаг. на основании заявления л.д.11). Данные сведения о регистрации И. подтверждаются копей ее паспорта л.д.9-10). Из договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от Дата обезличенаг. л.д. 48-49), свидетельства о приватизации жилого помещения Номер обезличенот Дата обезличенаг. л.д.52), свидетельств о государственной регистрации права от Дата обезличенаг. серия Номер обезличенл.д.50), от Дата обезличенаг. серия Номер обезличенл.д.51) квартира по адресу: г. Красноярск, ул. У. принадлежит в равных долях А. и М. По сведениям, представленным Красноярским отделением ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в справке Номер обезличенот Дата обезличенаг. л.д. 46), а также УФРС по Красноярскому краю в сообщении Номер обезличенот Дата обезличенаг. л.д.45), за И. какие-либо объекты недвижимого имущества на праве собственности в г.Красноярске не зарегистрированы, в едином государственном реестре прав (на территории г. Красноярска) права И. не зарегистрированы. Согласно справке, выданной Управлением социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске Дата обезличенаг. Номер обезличен, И. на основании удостоверения участника войны пользуется льготами и преимуществами, установленными законодательством для участников Великой Отечественной войны, а с 2000 г.- правами и льготами инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности л.д.40). Из справки старшего помощника прокурора Октябрьского района С. от Дата обезличенаг. следует, что И. проживает по адресу г.Красноярск, ул. Л. на правах нанимателя. Собственником данной квартиры и наймодателем является В., который находится на стационарном лечении в ГКБ Номер обезличен. В квартире по адресу г. Красноярск, ул. У., где зарегистрирована И., проживают А. и М., заявительница по мету регистрации никогда не проживала, ведет отдельное хозяйство л.д.55). На основании изложенного, учитывая, что И. была поставлен на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до Дата обезличена года, основание снятия с учета, предусмотренное п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, - утрата гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма - в отношении нее, в соответствии с п.2 ст. 6 Вводного закона, не применяется. До Дата обезличенаг. принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, основывалось на положениях ст. 28-37 ЖК РСФСР и Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984г. № 335. В соответствии со ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади. Статьей 38 ЖК РСФСР норма жилой площади устанавливалась в размере двенадцати квадратных метров на одного человека. Согласно ч.2 ст. 29 ЖК РСФСР граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР. Так, в соответствии с пп. а п.7 Постановления Совмина РСФСР «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» от 31.07.1984 N 335 (ред. от 28.02.1996, с изм. от 18.09.2003, действующий до 01 марта 2005г.) для инвалидов Великой Отечественной войны, семей погибших воинов и приравненных к ним в установленном порядке лиц, а также для других категорий граждан, из числа имеющих право на первоочередное получение жилых помещений (пункт 23 настоящих Правил), могут быть предусмотрены основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, если обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи выше уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Таким образом, поскольку основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали И. право на получение жилого помещения по договору социального найма, не утрачены, жилищные условия заявительницы с момента постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до момента снятия с учета не изменились, И. лишь формально состояла на регистрационном учете в квартире сына, фактически там не проживала, а регистрация по месту жительства не порождает право на жилое помещение, действия администрации Октябрьского района г.Красноярска по снятию с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении являются незаконными, в связи с чем, на администрацию Октябрьского района в г.Красноярске следует возложить обязанность устранить допущенное нарушение права путем восстановления И. в очереди нуждающихся в жилом помещении по дате подачи заявления во внеочередном списке по категории «Участник Великой Отечественной войны». Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление И. удовлетворить. Признать действия администрации Октябрьского района г.Красноярска по снятию И. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении во внеочередном списке незаконными. Обязать администрацию Октябрьского района г.Красноярска восстановить И. в очереди нуждающихся в жилом помещении по дате подачи заявления во внеочередном списке по категории «Участник Великой Отечественной войны». Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Красноярска. Судья: подпись Родичева Г.В. Копия верна судья Родичева Г.В. Решение вступило в законную силу.