постановление суда



копия

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

г. Красноярск 15 февраля 2010 года

Октябрьский районный суд г. Красноярска

в составе председательствующего Замановой А.Ю.,

при секретаре С.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Красноярска Т.,

представителя ответчика Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № » о признании незаконным бездействия по неисполнению требований законодательства об охране труда,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Октябрьского района г. Красноярска предъявил в суде иск в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие №» (далее - КПАТП №) о признании незаконным бездействия по неисполнению требований законодательства об охране труда. Свои требования истец мотивировал тем, что в октябре 2009 года на указанном предприятии проведена прокурорская проверка. В ходе проверки установлено, что согласно штатному расписанию КПАТП № от 17.12.2008 года (с учетом дополнения штатному расписанию) в период с 01.04.2009 года в указанной организации имеется 421,5 штатных единиц, в том числе, по должностям слесарей, токарей, водителей, электрогазосварщиков, кондукторов, диспетчеров. Между тем аттестация рабочих мест по условиям труда работодателем не организована и не проведена. В результате бездействия администрации КПАТП №, выразившейся в не проведении аттестации рабочих мест, нарушаются права и законные интересы работников. Прокурор просит признать незаконным бездействие ответчика в части несоблюдения требований законодательства об охране труда, выразившемся в не проведении аттестации рабочих мест. Также просит обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Красноярска Т. исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что в ходе проверки установлено, что по состоянию на 25.04.2009 года рабочие места в КПАТП № созданы, работники были приняты на работу. Соответственно, должно было быть выполнено требование трудового законодательства, в силу которого которому все занимаемые ими рабочие места должны быть аттестованы. Согласно штатному расписанию на предприятии имеется 421 штатная единица, в том числе - 5 специалистов по охране труда, прошедшие аттестацию. На предприятии должен быть установлен график прохождения аттестации всех рабочих мест, издан соответствующий приказ. Все рабочие места должны быть аттестованы, поскольку это напрямую влияет на безопасность труда. Сроки аттестации законодательством не установлены, однако аттестация должна быть проведена в разумные сроки. На тот момент, когда банк вакансий заполняется и работник выходит на работу, аттестация рабочих мест должна быть проведена.

В судебном заседании представитель ответчика Ш., действующая на основании доверенности от 30.03.2009 года, требования истца не признала в полном объеме. Пояснила, что МП «КПАТП № » зарегистрировано и находится по адресу: г. Красноярск, ул. К., д.№. Предприятие создано 17.12.2008 года, однако недвижимое имущество передано ему Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в апреле 2009 года. Основные оборотные средства переданы по документам 15.01.2009 года. За ответчиком на праве хозяйственного ведения зарегистрировано четырехэтажное офисное здание по ул. К., д.№, в том числе - помещение гаража, ремонтной зоны, автомойки. Штатное расписание предприятия утверждено его руководителем 17.12.2008 года, штатная численность работников предприятия составляет 421,5 человек. Новое штатное расписание утверждено руководителем 01.11.2009 года, на сегодняшний день находится на согласовании, оно предусматривает 533 штатных единицы. Фактически же на предприятии нет рабочих мест, поскольку они не введены в эксплуатацию. Ответчиком 29.10.2009 года издан приказ № 108 об аттестации рабочих мест. Также приказом от 29.10.2009 года создана аттестационная комиссия, утвержден график аттестации рабочих мест, которая должна быть проведена в период с 29.10.2009 года по 01.12.2014 года. До издания приказа ответчиком обучены 5 работников предприятия, занимающих различные должности: главный инженер, начальник автоколонны, начальник по технике безопасности, начальник гаража, начальник ремонтной зоны и ремонтных мастерских. В настоящее время аттестация рабочих мест, на которых работают люди, в полном объеме не проведена, однако это не свидетельствует о нарушении ответчиком законодательства, поскольку сроки ее проведения законодательно не определены.

Представитель третьего лица Депарента транспорта администрации г. Красноярска Г., действующая на основании доверенности от 03.06.2009 года, в судебное заседание не явилась, третье лицо извещено о дате и месте слушания дела, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих условиям безопасности и гигиены.

Ст. 212 ТК РФ предусматривает обязанность работодателя обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.

Указанной норме закона корреспондирует статья 219 ТК РФ, предусматривающая, что каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

«Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее - «Порядок») утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 года № 569. П. 1 названного «Порядка» предусматривает, что Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Согласно п. 2 ч. 1 вышеназванного «Порядка», аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ).

В соответствии с п. 4 «Порядка» результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются, в частности, в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору; предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях.

П. 9 «Порядка» предусматривает, что для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Полномочия аттестационной комиссий организации, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, регламентированы п. 11 ч. 2 вышеуказанного Приказа. В частности, комиссия: осуществляет методическое руководство и контроль за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда на всех ее этапах; составляет полный перечень рабочих мест организации с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда; готовит предложения по приведению наименования профессий и должностей работников организации в соответствие с требованиями законодательства, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам; присваивает коды производствам, цехам, участкам для проведения автоматизированной обработки результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

В соответствии с п. 5 «Порядка» сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

В ходе судебного разбирательства установлено, что МП «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № » зарегистрировано и находится по адресу: г. Красноярск, ул. К., д.№. Из устава предприятия следует, что основными видами его деятельности являются автотранспортные перевозки и пассажирские перевозки л.д. 16, 35). Предприятие зарегистрировано налоговым органом с внесением в ЕГРЮЛ 17.12.2008 года л.д. 14, 35).

Из штатного расписания КПАТП № следует, что на дату его создания - 17.12.2008 года - оно содержало 408 штатных единиц л.д. 8), дополнения к штатному расписанию введены с 01.04.2009 года л.д. 6).

Согласно представленной ответчиком справке, фактическая штатная численность работников предприятия на дату прокурорской проверки - 16.10.2009 года - составляла 418 человек, на 16.11.2009 года - 441 человек л.д. 75).

Ответчиком не представлено доказательств того обстоятельства, что аттестация рабочих мест им проведена на дату прокурорской проверки либо на дату вынесения решения суда. При этом довод представителя ответчика о том, что в действиях КПАТП № отсутствует бездействие по несоблюдению требований законодательства об охране труда не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства.

В ходе рассмотрения дела установлено, что предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица и начало работать 17.12.2008 года.

Ответчиком 29.10.2009 года издан приказ о проведении аттестации рабочих мест л.д. 24), то есть через год после начала работы предприятия. Согласно графику аттестации рабочих мест, таковая должна закончиться только в декабре 2010 года.

Также из представленных ответчиком документов следует, что 12.10.2009 года заключен договор на оказание услуг по аттестации рабочих мест л.д. 57).

Из пояснений представителя ответчика усматривается, что аттестация рабочих места на предприятии не проведена, по состоянию на дату рассмотрения дела составлены карты аттестации рабочих мест только по двум должностям (л.л. д. 78, 78)

Несмотря на то, что вышеприведенные нормативные акты действительно не регламентируют сроков проведения аттестации, установленные ответчиком сроки ее проведения не являются разумными, что нарушает права и законные интересы работников.

Таким образом, факт нарушения ответчиком требований законодательства об охране труда установлен в судебном заседании. Данных, опровергающих доводы истца, ответчиком не представлено. Данное бездействие является незаконным, нарушающим трудовые права работников, а потому должно быть устранено.

Оценив все исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности, суд полагает, что требования прокурора о признании незаконными бездействия МП «КПАТП № » в части несоблюдения требований законодательства об охране труда по не проведению аттестации рабочих мест, обязании МП «КПАТП № » провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в течение года с момента вступления решения суда в законную силу подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что поданное исковое заявление относится к исковым заявлениям неимущественного характера, в соответствии с подп. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины (на момент предъявления иска в суде) составлял 2 000 рублей. Поэтому суд полагает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 2000 рублей в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № » удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие Муниципального предприятия г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие №» в части несоблюдения требований законодательства об охране труда по не проведению аттестации рабочих мест.

Обязать Муниципальное предприятие г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № » провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Муниципального предприятия г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № » государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в десятидневный срок.

Судья А.Ю. Заманова

Секретарь

Решение вступило в законную силу.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200